-- известный педагог и литератор; род. в 1840 г.; образование получил в спб. 3-й гимназии и на историко-филологическом факультете спб. университета; был преподавателем русской словесности во многих учебных заведениях (ныне -- в коломенской женской гимназии и спб. театральном училище). Еще на студенческой скамье принимал участие в устройстве первой воскресной школы в СПб., затем работал для спб. комитета грамотности (в издании комитета "Систематический обзор русской учебной народной литературы" под редакцией О. составлен отдел по русскому языку), составлял доклады о выдающихся деятелях по народному образованию, издавал для народа ряд статей и дешевых брошюр: "Из народного быта" (СПб., 1883 -- сборник рассказов, составленный из подбора русских пословиц, поговорок, примет и песен), "Хорошие люди" (СПб., 1884; 2-е изд., 1891), "Наталья Борисовна Долгорукая" (СПб., 1891). На женских педагогических курсах в С.-Петербурге О. читал историю литературы. О. убежденно защищал русскую женщину как в "Женском Образовании" ("Больше света", "Благие желания", "Мужья и жены", "Этюды о женских характерах", 1876--77 гг.), так и драматических эскизах "Мгла" (СПб., 1883), "Липочка", "На одних сенях", "Первый шаг", "В бельэтаже на улицу", вошедших в сборник "Из дальнего прошлого" (1891). Он успешно проводит в жизнь идеи Пирогова, Ушинского и Стоюнина, как живым словом, руководя изучением русских и иностранных классиков в гимназиях, так и многочисленными статьями, помещенными в журналах "Учитель", "Женское Образование", "Образование", "Педагогический Листок СПб. Женских Гимназий", "Вестник Воспитания", "Русская Мысль". Из отдельно изданных педагогических руководств для преподавателей и юношества особенно ценны: "Руководство к чтению поэтических сочинений" (по А. Эккардту, 1877), долгое время бывшее единственным в своем роде пособием; "Беседы о преподавании словесности" (М., 1886); "Выразительное чтение" (изд. 2-е, М., 1886); "Русские писатели, как воспитательный и образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу" (2-ое изд., 1885). Для укоренения в юношах и в обществе гуманных чувств и здоровых жизненных идеи О. рекомендует воспитание, основанное на толковом чтении образцовых классических произведений литературы русской и иностранной. Эти взгляды О. проводит в выходивших под его редакцией (1877--84) "Детском Чтении" и "Педагогическом Листке", в "Воспитании и Обучении" (приложение к журналу "Родник" редакции О., 1885) и с 1892 г. в редактируемом им "Мире Божьем". Той же цели служат и многочисленные популярно изложенные "этюды" О. о русских писателях: А. С. Пушкине (1880), И. А. Гончарове (1888), H. Г. Помяловском (l889), M. Ю. Лермонтове (1891), С. Т. Аксакове (1891), А. В. Кольцове (1893). Другие труды О.: "Двадцать биографий образцовых русских писателей" (СПб., 1890), "Из мира великих преданий" (рассказы по Шекспиру и Т. Гердеру, 1883), "Русские педагогические деятели: Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и Н. А. Корф" (вместе с Д. Семеновым" М., 1887), перевод "Мещанина во дворянстве" для собрания сочинений Мольера изд. Бакста (1883). В "Вестнике Европы" он напечатал "ХХV-летие женских гимназий" (1883). Часть воспоминаний О. издана под заглавием "Из истории моего учительства. Как я сделался учителем" (СПб., 1895).
Ум.
Острогорский, Виктор Петрович (дополнение к статье)
-- педагог и литератор; умер в 1902 г.
Источник текста: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
II.
ОстрогорскийВиктор Петрович (16.2.1840, Петербург, -- 31.1.1902, Валдай, ныне Новгородской области), русский педагог, литератор, общественный деятель. Из дворян. После окончания Петербургского университета (1862) преподавал словесность в столичных гимназиях и на женских педагогических курсах. Разработал систему литературного образования от начального до выпускного класса средней школы, выступал против схоластики и увлечения древностью, за знакомство учащихся с новейшей и современной русской и зарубежной литературой. Основная заслуга О. как методиста в том, что в процессе преподавания он большое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию и развитию творческой самостоятельности учащихся. О. -- автор рассказов для детей, литературно-критических работ, посвящённых творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, А. Н. Плещеева, С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, Н. Г. Помяловского; редактор журнала "Детское чтение" (1877--84), "Дело" (1883--84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир божий" (1892--1902). Выступал за развитие женского образования, открыл в Валдае на свои средства бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, был организатором первых воскресных школ в Петербурге.
Сочинения:
Письма об эстетическом воспитании, 3 изд., М., 1908;
Этюды о русских писателях, в. 1--5, СПБ, 1903--11;
Из мира великих преданий, 12 изд., СПБ, 1911;
Русские писатели, как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу, 7 изд., СПБ, 1913;
Беседы о преподавании словесности, 4 изд., СПБ, 1913;
Выразительное чтение, 8 изд., М., 1916.
Литература:
Гречишникова А. Д., В. И. Водовозов и В. П. Острогорский, М., 1941;
Роткович Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, М., 1959.
Н. И. Якушин.
Источник текста:Большая советская энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. 1969--1978.