Перец Ицхок Лейбуш
И. Л. Перец: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   Ицхак Лейбуш Перец родился в 1851 году в Замостье, Люблинской губернии, в ортодоксальной семье. Еще в ранней юности Перец наряду с Талмудом стал изучать средневековую еврейскую философию и каббалу, а затем и "светские" науки. Большую часть своей жизни Перец провел в Варшаве, где занимал должность в еврейской гмине (общинном управлении).
   В печать Перец выступил в 1876-м году стихотворением "Li omrim" в журнале "Haschachar" Переца Смоленского и поэмой "Nagniel" в "Haboker-or" А. Готлобера. После продолжительного перерыва Перец в 1886-м году поместил в ежегоднике "Haassif" несколько очерков и поэму "Mineginoth hazman". К этому же времени относится первое произведение Переца на разговорно-еврейском языке - поэма "Monisch" ("Jüdische Volksbiblidtek" 1888 г.); с 1890 -- 1892 г. Перец издавал ежегодник "Jüdische Bibliotek", ставивший себе просветительно-обличительные задачи. К началу 90-х годов относится ряд рассказов бытового и психологического характера. Во втором периоде творчества Переца реалистический момент уступает место символически-романтическому. Перец становится певцом хасидизма и пишет ряд рассказов и лирических драм из хасидского мира. В 1909-м году выходят "Volkstümliche Geschichten" (Народные рассказы) Переца, являющиеся дальнейшим этапом в его творчестве.
   Перец много писал на еврейском языке. В 1894 г. вышел сборник его лирических стихотворений "Hougow". В 1899 -- 1901 гг. появились его избранные сочинения на еврейском языке (изд-во "Тушия", Варшава). Многие свои произведения Перец одновременно писал на еврейском и разговорно-еврейском языках.
   К 50-летнему юбилею Переца было издано полное собрание сочинений его, переизданное в 1903 году редакцией газеты "Дэр Фрайнд". Новое издание было выпущено в 1908--1911 г. в Варшаве и Америке. В 1914 году издательство "Мория" приступило к изданию произведений Переца на еврейском языке. Перец для этого издания перевел целый ряд своих произведений, написанных первоначально на разговорно-еврейском языке. В последние два десятилетия Перец писал стихотворения на еврейском языке, появившиеся в журнале "Haschiloaoh" и отдельных сборниках.
   Перец известен также, как общественный деятель; он много работал для создания еврейского театра и выступал с докладами литературного и общественного характера в Польше, России и Галиции.
   Скончался он 21 марта 1915 года, в Варшаве.
  
   Источник текста: И. Л. Перец. Рассказы. Пер. с евр. Под редакцией С. Фруга. Берлин, Издательство С. Д. Зальцман, 1922.
  
  

II.

Перец Ицхок Лейбуш

   [1851--1915] -- еврейский поэт, новеллист, драматург и публицист. Р. в Замостье Люблинской губ. Получил традиционное религиозное воспитание. С ранней юности увлекался еврейским просветительством ("Гаскала"), знакомился с европейской лит-рой, в особенности с Бёрне и Гейне, влияние к-рых остро чувствовалось в его поэзии и публицистике. Дебютировал в 1875 стихотворениями на гебраистском яз. в журн. "Hašachar". В 1886 опубликовал в гебраистском сб. "Haasif" первую серию новелл и поэму "Современные мотивы" (Minginojs-hasman), где он выступал в защиту еврейского яз. (idiš). В 1888 напечатал свою первую большую поэму на еврейском яз. "Moniš" (Мониш), где он в несколько фантастической форме показал процесс преодоления еврейским юношей своего синагогально-религиозного мироощущения и приобщения к реальной земной жизни. Этот процесс выявлен на фоне усиливавшегося распада старого патриархального быта.
   П. вошел в лит-ру в период ликвидации пережитков феодализма и обострения борьбы между рабочим классом и капитализмом в сравнительно развитой в индустриальном отношении Польше. Своеобразие этих процессов в еврейской среде, выраженное в мировоззрении радикальной националистической мелкобуржуазной интеллигенции, определяло творческий путь П. В его творчестве получила яркое выражение вся противоречивость эволюции этой интеллигенции, отражавшая полную противоречий действительность еврейской мелкой буржуазии на пути от патриархального уклада к капитализму, а тем более в сложных условиях разорения еврейской мелкой буржуазии под напором развивавшегося капитализма, роста еврейского рабочего движения, революции 1905 и последовавшей за ней столыпинской реакции.
   Писатель-классик, создавший особое литературное направление, сочетавшее реализм с романтизмом, резко отличавшееся от направления других классиков еврейской лит-ры (в 80-х гг.) -- Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем, -- П. на протяжении всего своего лит-ого пути был не только поэт и беллетрист, но и активный общественник, воспитатель лит-ого поколения. Каждый этап его общественной деятельности был теснейшим образом связан с соответствующим этапом его творческого пути. Отдав дань в юности просветительской борьбе против пережитков еврейского средневековья и общинных заправил, П. очень скоро сознал необходимость борьбы за те или иные формы существования в условиях капитализма. В. конце 80-х и в начале 90-х гг. доминирующим началом в его творчестве являлся мотив крушения под влиянием капитализма патриархальных отношений и целостного синагогально-религиозного сознания. Помимо упомянутой уже поэмы "Moniš" этот мотив получил свое развитие в ряде произведений П. Поэма "Возница", окрашенная романтической тоской по прошлому, в сущности реалистически повествует о том, как развивающийся капитализм уничтожает старые хозяйственные отношения: железная дорога, лишив еврейские местечки старых источников дохода, тем самым взорвала старый быт. В первой серии новелл писателя выявлен кризис сознания ешиботской молодежи, приобщившейся к просветительству ("Венера и Суламифь", "Янкель-пессимист" и др.). Этим мотивам также посвящен ряд "Очерков путешествия по провинции", явившихся результатом участия П. в экспедиции по обследованию положения обедневшего и разоренного еврейского местечка. Торжество капитализма стало источником разорения мелкобуржуазных масс. Этот процесс Перец отразил в своем художественном творчестве и отчасти в своей публицистической деятельности. С 1891 он издавал вместе с Я. Динезоном сб. "Еврейская библиотека" (Di idiše bibliotek). Просветительство, направленное против пережитков средневековья, здесь уступило место радикально-буржуазному просветительству на базе капитализма. Однако продолжавшийся процесс пауперизации масс, с одной стороны, и рост рабочего движения -- с другой, помогали П. осознавать беспочвенность своего радикального просветительства на данном этапе. В центре его внимания становятся рабочие массы. В 1894--1896 он вместе с Д. Пинским и М. Спектором издавал серию адресованных уже гл. образом к еврейским рабочим так наз. "Праздничных листков" (Jontev bietlach), чрезвычайно популярных в те годы среди еврейских рабочих и сыгравших на первом этапе развития еврейского рабочего движения значительную агитационную роль. В середине 90-х гг. П. создал значительную серию социально заостренных рассказов и поэм, где мотивы социальной обездоленности ("В подвале", "Посыльный", "Бонця-молчальник" и др.) и антиклерикального изобличения ("Der štreimel") перерастали в мотивы еще неоформившегося стихийно-революционного протеста ["Нравоучение" (Muser), поэмы "У чужого подвенечного платья", "Три швеи", ставшие популярными песнями среди еврейских работниц, и другие]. Однако, несмотря на то что просветительски-публицистическая деятельность П. той эпохи, как и его социально заостренные рассказы и поэмы объективно играли в те годы положительную роль в деле просвещения еврейских рабочих масс, П. в них по существу отразил далеко не пролетарский протест, а лишь социальное недовольство радикальной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции в условиях нарастания революционной волны и приближения революции 1905.
   С середины 90-х гг. в поэзии П. наряду с социальными мотивами активизировались интимные и национально-религиозные мотивы, а в его прозе начали доминировать "хасидские мотивы" и мотивы идеализированного национально-религиозного прошлого. В области разработки социальных тем Перец лишь немногим поднимался над идейным уровнем народнических просветительских мелкобуржуазных писателей. Большого мастерства он достиг именно в своих "Хасидских новеллах", опубликованных в 1897--1902 и затем в годы столыпинской реакции, и в "Народных сказаниях" о жертвенной героике национально-религиозного прошлого, первая серия которых написана в 1903--1904. Эти мотивы Перец продолжал культивировать и в годы реакции в форме символико-мистических драм ["На цепи" (In poliš of der keit), "Золотая цепь" (Di goldene keit), "Ночь на старом рынке" (Banacht af dem altn mark, 1907--1913)]. В этих произведениях с особенной остротой вскрылись корни творчества Переца -- идеолога националистической еврейской мелкой буржуазии -- и вся противоречивость эволюции еврейской радикально настроенной националистической мелкобуржуазной интеллигенции.
   Если в 40--60-х гг. еврейские просветители -- Аксенфельд, частично Менделе Мойхер-Сфорим и в особенности И. Линецкий -- разрабатывали хасидские мотивы в плане изобличительном, то П. отталкивался от их изобличительно-сатирической направленности, -- он создал художественно-значительную реалистическую новеллу, содержащую объективистские реалистические зарисовки старого религиозного хасидского быта ["Хельмский меламед" (Der chelmer melamed), "Семейный мир" (šolem-bais), "Не даром говорят: "сумасшедший"" (M'sagt: "mešuge" -- gloib), "Сумасшедший разгильдяй" (Der mešugener batlen) и др.]. Но этот объективизм с самого начала базировался на противопоставлении религиозно-этически углубленной прошлой патриархальной жизни аморальности и душевной пустоте современного буржуа, торгаша или обслуживающей его буржуазной интеллигенции. Этическую идейную деградацию буржуа, его душевную пустоту он изобличал через возвеличение национально-религиозного сознания в прошлом ("Четыре поколения -- четыре завещания" -- "Vir dojres -- vir zawoes"; "Все меньше и меньше" -- "Wos amol weiniker"). Так. обр. его реалистич., формально-объективистский, по существу положительный показ распадающегося национально-религиозного быта, утверждение национально-религиозного сознания были направлены, с одной стороны, против нигилизма просветителей в отношении национально-религиозного прошлого, а с другой стороны, изобличали буржуазное сознание. Но это обращение к прошлому как в целях ревизии буржуазных и мелкобуржуазных просветителей, сыгравших прогрессивную роль, с одной стороны, так и для изобличения "аморального" капитализма -- с другой, было с самого начала глубоко порочно. Плодотворное углубление воззрений просветителей и критика капитализма возможны были конечно лишь с позиций класса, идущего на смену капитализму, а не с позиций класса деградирующего. Неудивительно, что Перец от реалистической новеллы о распадающемся быте переходил к символистическому опоэтизированию религиозно-национального прошлого. Его "Хасидские мотивы" и "Народные сказания" уже до революции 1905 стали предметом подражания целого поколения мелкобуржуазных националистических писателей, а в годы реакции -- знаменем всей националистической буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции, поспешившей сменить вехи и отвернуться от революции. Апологетика национально-религиозного прошлого в этих произведениях перерастала в утверждение избранности еврейского народа, его мессианизма, "духа Израиля". В 1904--1906 П. продолжал быть близким к революционному движению. Он читал лекции для рабочих, пытался создать еврейский рабочий университет. И в годы реакции он неоднократно высказывал свои симпатии рабочему движению и социализму. Но все это являлось лишь противоречием мелкобуржуазной действительности, выражением бессилия мелкобуржуазного протеста против капитализма.
   Основное и ведущее в творчестве П. -- индивидуалистическое бунтарство, мелкобуржуазный гуманизм, сознание национальной избранности, националистическая идеализация прошлого. Если в драме "На синагогальной цепи" (In poliš af der keit) выявлен бунт прозревшей демократической личности против пережитков феодально-религиозного средневековья, если в лирической драме "Смерть музыканта" провозглашено утверждение эпикуреизма как протест против религиозного аскетизма, то в драме "Жил некогда король" уже явно выражена скорбь погибающего в результате забастовочного движения мелкого еврейского предпринимателя. Если драма "Золотая цепь" еще проникнута апологетикой социально-этического бунта избранной личности, противопоставленной широким массам, преданным будням жизни, то драма "Ночь на старом рынке" являет уже философское утверждение безысходности и пессимизма. Путь П. от реалистической социальной новеллы и поэмы к мистико-символическим легендам и драмам -- путь мелкобуржуазной интеллигенции от радикального бунтарства в канун революции и в самые годы первой революции к националистической покорности перед буржуазной действительностью в годы реакции. Эта эволюция П. во всей ее противоречивости сказалась и в его публицистической деятельности в годы реакции -- в деятельности, все более проникавшейся националистическими клерикальными тенденциями.
   П. оказал огромное влияние на еврейскую лит-ру и всю еврейскую культуру эпохи империализма. Исключительно яркая творческая личность, терзавшаяся всеми противоречиями радикальной националистической интеллигенции порабощенных наций эпохи империализма, П. продолжает быть объектом чрезвычайно внимательного, но глубоко критического изучения и освоения в еврейской советской лит-ре.

Библиография:

   I.
   Русские переводы: Хасидские рассказы и др., СПБ, 1902;
   Картинки еврейской жизни, СПБ, 1902;
   Рассказы и сказки, перев. С. Фруга, СПБ, 1909;
   Собр. сочин., перев. Ю. Пинуса, изд. "Современные проблемы", М., 1911--1914 (вышло 4 тт.).
   На еврейск. яз.:
   Собр. сочин. впервые издано под названием "šriften", в 1 т. (юбилейное изд.), Варшава, 1901.
   Последующие изд.: газ. "Freind", СПБ, 1903; изд. "Прогресс", Варшава, 1906, и затем Нью Иорк, 1907.
   Новое полное изд. "Ale werk" по последним обработкам самого автора начато изд. "Internationale Bibliotek" в Нью Иорке и закончено издание Клецкина в Вильне,
   в 18 тт.; менее полное собр. сочин. -- в 12 тт., изд. "Идиш", Нью Иорк, 1920;
   Geklibene werk (Избранные сочинения), со статьями М. Литвакова и И. Нусинова, издание "šul und Buch", М., 1925.
   Ha древнеевр. яз.: Собрание сочинений ("Ksowim"), изд. "Tušija", в 10 тт., Варшава, 1910; в последнем томе даны все фельетоны Переца в древнееврейских газетах, издание 2-е, "Мория", 1926.
  
   II.
   "I. L. Perez, a samlbuch zu sein ondenken" (И. Перец, сборник его памяти), Нью Иорк, 1915;
   "I. L. Perez, zum jorzait", П., 1916;
   Oislender N., Perezes weg, журн. "Di roite welt", 1925, N 7, Харьков;
   Нусинов И., Perezes publizistiše jeruše, там же; стр. 23--28;
   Литваков М., I. L. Perez (charakteristik), "Собр. сочин." Переца, Москва, 1925;
   Гурштейн А., Der iztiker zuštand fun Perezis biografie, сб. "Zaitšrift", кн. I, Минск, 1926 (стр. 73--86);
   Oislender N., Perezes štet un štetlech, там же, стр. 62--72.
  
   III.
   Borochow В., Perez bibliografie, в номере, посвященного Перецу, журн. "Literatur un Leben", 1915, N 5, Нью Иорк, стр. 103--126;
   Reizen Z., Lexikon fun der jidišer literatur, Presse un filologie, т. II, Вильно, 1927.

И. Нусинов

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 538--542.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-5381.htm
  
  

III.

Перец, Ицхок Лейбуш

   [18(30).V.1851, г. Замостье б. Люблинский губ., -- 3.IV.1915, Варшава] -- евр. писатель, классик евр. лит-ры. Род. в семье торговца. Получил патриарх. воспитание. С 14 лет самостоятельно изучал языки, чтобы приобщиться к зап.-европ. и рус. культуре. В 1875 опубл. стихи на древнеевр. яз. Первое произв. на идиш -- поэма "Мониш" опубл. в ежегоднике Шолом Алейхема "Еврейская народная библиотека" (1888). В 1889 П. уехал в Варшаву, где занял скромную должность делопроизводителя в евр. общине. В 90-х гг. печатался как беллетрист, публицист и популяризатор науч. знаний в осн. им периодич. изданиях -- "Еврейская библиотека" ("Ди йидише библиотек"), "Литература и жизнь" ("Литератур ун лебн"), "Праздничные листки" ("Йонтев блетлех", 1894--96), сыгравших большую роль в развитии евр. обществ. мысли.
   На протяжении всей жизни П. выступал как смелый новатор в разнообразных лит. жанрах. В его лирике впервые выражено раскрепощенное чувство любви. В стихах для детей заявлено о праве евр. ребенка на радостное детство. П. написал первые драматич. поэмы на идиш белым стихом ("Ночью на старом рынке", 1907, "На покаянной цепи", 1908). П. по-новому осмыслил патетику древних пророков и мудрость нар. преданий. В его творчестве бьется пульс большого города, в самом языке его звучат гор. ритмы. Сильнее всего талант П. проявился в новелле, построенной на остром конфликте идей, страстей, характеров. Диалог у П., судорожный, разорванный, важнее для характеристики персонажей и ситуаций, чем описание. В 90-х гг. осн. пафос творчества П. был направлен против остатков средневековья в евр. среде. Трагичны в его рассказах жертвы религ. аскетизма, люди, лишенные земных радостей ("Кабалисты"). Он показывал губительное влияние аскетизма на семейные отношения, из к-рых изгнана любовь ("В почтовом фургоне"). Особое место занимают в рассказах П. женщины -- нежные и любящие, иногда гордые и независимые, протестующие против бесправия ("Омраченная суббота", "Семейное счастье", "Гнев женщины", "Госпожа Хана").
   В конце 80-х гг. П. еще возлагал надежды на новую бурж. культуру, рассеивающую феод. мрак. Однако позже он выступил со статьями, разоблачающими зап.-европ. бурж. "свободы", либеральную фразеологию. П. видел нужды рабочих, жестокую эксплуатацию, законы купли-продажи, видел распущенность и душевную опустошенность буржуазии. Капитализм в его глазах прежде всего аморален ("Под откос", "Четыре поколения -- четыре завещания"). В популярном рассказе "Бонця-молчальник" (1894) П. выразил протест против векового угнетения человека, а в новелле "Любовь ткача" (1897) проявились симпатии автора к социалистич. движению. Рассказ "Шапка цадика" ("Дос штраймл") направлен против клерикализма и социального угнетения. В нач. 900-х гг. в творчестве П. преобладало романтич. начало: "Хасидские рассказы" (1900), "Народные предания" (1904--09). Расчетливости, грубому материализму буржуа П. противопоставил духовное богатство персонажей, созданных нар. фантазией. В период революции 1905--07 П. написал неск. одноактных пьес из жизни обитателей гор. подвалов ("Шампанское", "Утро", "Сестры", "За дверью", "На бульваре").

Сочинения:

   Шрифтн, Варшава, 1901;
   Але верк, т. 1--18, Нью-Йорк -- Вильно, 1915--16;
   Але верк, т. 1--15, Нью-Йорк, 1920;
   Геклибене верк. [Мит лейт артиклен М. Литвакова, И. Нусинова], М., 1925;
   Ойсгевейлте верк, т. 1--2. [Арейнфирартиклен Р. Рубиной], М., 1941;
   Ксовим, т. 1--10, Варшава, 1910 (на др.-евр. яз.);
   в рус. пер. --
   Картинки евр. жизни, СПБ, 1902;
   Рассказы и сказки, СПБ, 1909; Собр. соч., т. 1--4, М., 1911--14;
   Рассказы и сказки. [Предисл. Ш. Эпштейна], М., 1941;
   Избранное. [Предисл. Р. Рубиной], М., 1962.

Литература:

   И. Л. Перец, а замлунг цу зайн ондейнк, Нью-Йорк, 1915;
   Цум йорцайт фун И. Л. Перецес тойт, П., 1916;
   Борохов Б., Ди Перец -- библиографие, "Литератур ун лебн", [Нью-Йорк], 1915, N 5;
   Ойслендер Н., Перецес вег, "Ди ройте велт", [Харьков], 1925, N 7;
   Нусинов И., Перецес публицистише еруше, там же;
   Гурштейн А., Дер ицтикер цустанд фун перецес биографие, в сб.: Цайтшарифт, кн. I, Минск, 1926;
   его же, Гойсофес ун ойсбесерунген цу Бер Бороховс Перец библиографие, в сб.: Библиологишер замлбух, кн. 1, Минск -- Х. -- М., 1930;
   Рознцвайг А., Дер радикалер период фун перецес шафн, Х. -- К., 1934;
   Рубина Р., Ицхок Лейбуш Перец, М., 1941; [Статьи Н. Ойслендера, М. Альтмана, О. Голдеса, И. Любомирского, Х. Наделя, И. Серебряного, И. Спивака, А. Раскина, Г. Ременика, к 50-летию со дня смерти П.], "Советиш Геймланд", 1965, N 1, 2, 4--8, 11.

Р. Р. Рубина.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 672--673.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru