Плиско Николай Гаврилович
Заметки о "Ненависти" Ив. Шухова
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Плиско Николай Гаврилович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 18/12/2020. 13k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика и публицистика
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Н. Плис
к
о
Заметки о
"
НЕНАВИСТИ"
Ив. Шухова
В ряду художе
с
твенных изображений, посвященных колхозному строительству. роман Ив. Шухова "Ненависть" при всех его погрешностях, бесспорно, займет да, пожалуй, и занял
уже
одно
и
з первых мест. Ибо он свеж и вскрывает глубоко существо нашей деревенской действительности.
Этот роман молодого писателя свидетельствует о наличии у Шухова подлинно художественного дара. А это самое важное. Опытность мастера постигнется упорной работой, и тогда Шухов станет в ряд с передовыми художниками советской литературы.
Действие романа "Ненависть" развертывается "в глухом и одиноком хуторе", раскинувшемся "в глуби одичавших степей юго-восточного Казакстана". Ярко и волнующе изображена борьба небольшой кучки людей за социалистический путь развития сельского хозяйства в их хуторе, за утверждение колхоза.
В своей речи на январском пленуме ЦК о работе в деревне т. Сталин подчеркнул роль и значение содержания хозяйственной работы колхозов и политических советов "Как колхозы, так и советы. -- говорит т. Сталин, являются величайшим завоеванием нашей революции, завоеванием рабочего класса. Но колхозы и советы представляют лишь форму организации, правда, социалистическую, но все же, форму организации. Все зависит оттого, какое содержание будет влито в эту форму".
Естественно, что там, где отсутствует пролетарское, коммунистическое руководство. классовый враг попытается использовать и ту. и другую социалистическую форму политической и хозяйственной организации в своих личных, контрреволюционных целях.
В изображаемом Шуховым хуторе совет как ф
о
рма политической организации пролетариата
и
беднейшего крестьянства с самого начала организации советской власти оказался в руках кулаков. Совет хутора как орудие кулацкой политики был выбит из их рук только в период развернутого социалистического наступления по всему фронту и
п
оворота основных масс крестьянства в сторону социализма. Характерно, что эти явления могли сходить безнаказанными долгое время, потому что в районном центре сидели оппортунисты.
Роман Каргополов, комсомолец, руководитель колхоза "Интернационал", понял это лишь после того, как попал, хотя и на непродолжительный срок, в рабочий коллектив на стройке Турксиба. Фешка, комсомолка трактористка, поняла это. лишь став работницей совхоза.
И Фешка после приезда в хутор
и
з совхоза в беседе с Липкой, комсомолкой-учительницей, помогает последней понять характер "советской" власти в хуторе. Она рассказала полную мучений и издевательств свою батрацкую жизнь и работу у Епифана Окатова и вызвала этим удивленный вопрос Ли
п
ки: разве могло все это быть при советской власти? "А сейчас, -- спросила ее Фешка, -- разве у вас советская власть?" -- "Да... ну. а как же?.." Ничего не поняла Ли
п
ка.--
"Нет у вас советской власти, -- сказала Фешка, -- Корней Селезнев У вас власть. Окатовы. Куликовы, Никулины -- власть". Шухов рисует первоначальный этап работы, ведущейся под руководством Романа Каргополова, -- и Фешка против Окатовых. Куликовых. Никулиных. Но классовый враг хитер. Он понимает, что лучше всего действовать против начинаний пролетарской власти, использовав ее, создаваемые ею у нас социалистические формы хозяйственной деятельности.
Именно поэтому Иннокентий Окатов, сын скотопромышленника, прасола Епифана Окатова, проникнув в Красную армию в возвратившись затем оттуда, пользуется правом демобилизованного красноармейца и создает свой кулацкий колхоз "Сотрудник революции". Это, бесспорно, умный кулак, рядящийся во все советское, умело маскирующийся. Он настаивает на том. чтобы отец его отдал дом совету и роздал имущество, перестав заниматься хозяйством, чтобы ему, Иннокентию, легче было действовать. Он организует красные обозы. Он устраивает первый в деревне красную свадьбу. Он подает заявление в райком комсомола против Романа Каргополова, обвиняя его в пьянстве, в плохом руководстве колхозом "Интернационал". Оп добивается того, что постановлением земельной комиссии района у подлинного колхоза отбирают сельскохозяйственные машины, а постановлением райкома комсомола Каргополова исключают из комсомола.
Действие романа происходит в национальном районе. Социалистическое наступление вырывает киргиза-пастуха, киргиза-батрака из-под власти бая. Эти люди из аулов, окружающих хутор, приходят работать и строить колхоз вместе с батраками хутора. Окатовы используют это обстоятельство и пытаются разжигать национальную рознь между казачеством хутора, пошедшим
в колхоз, и киргизами-батраками
и
пастухами. И вот в таких чрезвычайно трудных условиях, не покладал рук
и
преодолевая препятствия, ожесточенно борется, сжав зубы, небольшая кучка людей. Она строит новую жизнь, создает колхоз и ставит своей целью сломить и разгромить сопротивление кулачества.
Оттого, что показан глухой хутор в национальной окраине, где- кулачество использовало формы политической организации пролетариата и беднейшего крестьянства, совет и колхоз, как социалистическую форму хозяйственной деятельности крестьянства, -- героизм Каргополова, Фешки
,
Мирона, Аблая
,
Краклы вырастает в тот подлинный "героизм" длительного, самого упорного труда", "героизм массовой и будничной работы", который,
п
о определению Ленина, "явится в последнем счете самым глубоким источником силы для побед над буржуазией".
В эту тему классовой борьбы с кулачеством за социалистический путь сельского хозяйства закономерно влита тема о чувстве классовой ненависти, перерастающем в классовое сознание. Этот мотив классовой ненависти проходит почти сквозь все персонажи романа. Ненависть к богатеям, кулакам приводит к необходимости организации против них борьбы Это особенно отчетливо показывает Шухов на образе Ли
п
ки, интеллигентки, пришедшей в комсомол, но не прошедшей суровой жизненной школы, которая воспитала бы в
н
ей глубокую ненависть к кулаку
,
к буржуа, к контрреволюционеру.
У
Фе
ш
к
и
и
Аблая и Романа Каргополова эта ненависть родилась еще в те дни, когда они пастушили, батрачили у баев, у кулаков. Их ненависть тогда
ещ
е не переросла в классово осознанное чувство, по, несомненно, она, эта не
н
а
в
исть, была глубокой, ибо рождалась из их эксплоатиру
е
мою и угнетенного состояния, сопровождаемого насилием
,
побоями и издевательством над ними.
Ли
п
ка такой школы
н
е прошла. Она
-- неполноценный член их коллектива в борьбе за новую
ж
изнь. Отсутствие глубокого чувства ненависти к классовому врагу приводит ее к связи с Иннокентием Окатовым. Но в ходе классовой борьбы это чувство укрепляется у нее все сильнее и сильнее. Епифан Окатов "роздал" имущество и сделался нищим. Он ходит с евангелием и посохом по хутору. Когда Роман называет его врагом. Ли
п
ка не понимает этого. Какой же это враг, выживающий из ума старик, глубоко несчастный человек, -- думает она. Но после рассказа комсомольца Кепки о том. как ему удалось спасти амбар от пожара пеной собственных ожогов он убедил ее. что это дело рук Епифана Окатова. Только тогда она "все больше и больше проникалась ненавистью к притворно скорбному и жалкому Епифану, все напыщенные библейские слова которого вдруг показались обнаженно лживыми и пошлыми".
Н
о она еще сопротивляется тому, чтобы рассматривать каждый поступок человека как поступок классовый.
Ей
нравится Иннокентий Окатов, "который не упрощает и не сводит всего к голой классовой вражде". Иннокентий в отношениях с ней вскоре обнаружил снов истинное лицо, и она ушла от него, возненавидев его. Она пришла от пего в свой коллектив, к колхозникам и тут только поняла, как личное переходит в общественное и как ее дол
ж
ны были ненавидеть колхозники за то, что она связалась с кулаком, ярым врагом ее товарищей. И после этого она записывает в своем дневнике следующее: "Нет, теперь я поняла, что в сущности ни черта я
н
е знаю, что у них. у ребят
-- у Романа, у Фешки, у всех вчерашних батраков,
п
астухо
в
, подпасков, не побоявшихся поднять борьбу
,
-- у них мне многому надо учиться и самому главному -- классовой ненависти". До конца этому она не научилась, ибо была убита случайно кулаками. К сожалению, убийство ее не вытекает как закономерность в развитии повествования, а является случайностью.
Классовая ненависть, глубокая и осознанная у Фешки, у Романа, у Аблая и других, помогает им вести непримиримую борьбу, распознавать мимикри
ру
ю
щ
его классового врага, срывать с него маску благочестия и евангельского непротивления, рождает энтузиазм борьбы, героизм длительного, самого упорного труда", героизм "массовой будничной работы", который является источником силы для побед
н
а
д
Окатовыми, Куликовыми, Никулиными. Шухов увидел и показал
н
е плакатного кулака
,
а подлинно живого классового врага, которого мы могли видеть в нашей действительности. Он рассказал о хитроумных сплетениях его тактических замыслов и осуществленных приемах его борьбы с пролетариатом, ведущим социалистическое наступление. Он рассказал к показал рождающихся в борьбе живых и подлинно новых людей социалистической страны с их клокочущей классовой ненавистью к врагу и любовью к товарищам
п
о классу, по общей работе.
Он правдиво рассказал (пусть иногда запинаясь, иногда несколько выспренно) о живой жизн
и
и
подлинной борьбе за новую жизнь, за воплощение в конкретную реальность многовековой мечты человечества о социализме.
"Литературная газета",
No 7
, 1933
Оставить комментарий
Плиско Николай Гаврилович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 18/12/2020. 13k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.