[Предложения СвятейшемуПравительствующему Синоду по вопросуо переменах в церковном управлении]384
Ведомство православного исповедания
Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода
Отделение II. Стол 3. 28 июня 1905 года. No 100.
Санкт-Петербург.
Распубликованию не подлежит
Святейшему Правительствующему Синоду
Предложение
Согласно Высочайшей резолюции на всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о созвании Собора епархиальных епископов для учреждения Патриаршества и для обеспечения перемен в церковном управлении, следует признать предложение Синода о созвании Собора Высочайше одобренным. Но Его Величеству благоугодно было предоставить Себе созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления, "когда наступит благоприятное для сего время".
Хотя невозможно в настоящую минуту определить время, когда станет по Высочайшему усмотрению возможным созвание поместного Собора Всероссийской Церкви, но ожидание события столь чрезвычайной важности требует ныне же, заблаговременно, подготовительных к нему трудов, кои по важности своей и многосложности должны занять немалое время.
Намеченное определением Святейшего Синода от 18-22 марта с[его] г[ода] в самых общих чертах переустройство всего церковного управления, сложившегося в двухвековой период Синодального Управления, представляет великую реформу, объемлющую духовную жизнь всей страны, и возбуждает множество самых серьезных и важных вопросов, требующих предварительной обширной разработки, которая может быть совершена только при содействии людей, глубоко осведомленных с историей Церкви вообще и существующим положением нашего церковного управления и притом стоящих на высоте разумения церковных и государственных интересов в их взаимодействии. Само созвание Поместного Собора нуждается в точном определении на основании канонических постановлений и церковной практики, его состава, в установлении порядка рассмотрения и разрешения дел Собором и организации при нем временного руководственного и подготовительного органа работ. Участие на Соборе представителей клира и мирян, если таковое признать было необходимо, вызывает чрезвычайно трудный и сложный вопрос о выработке такого порядка для избрания представителей, который при применении его не вызывал бы неудовольствия, неудобств и затруднений. В числе вопросов, подлежащих, согласно определению Святейшего Синода от 18-22 мая сего года, рассмотрению и разрешению всероссийского Собора, поставлено на первом месте разделение Русской Церкви на округа под управлением митрополитов с предоставлением им права созывать областные Соборы и с передачей в их ведение из высшего церковного управления дел второстепенной важности. Областные автономные церковные управления в первые века Христианства вызывались множеством разнообразных условий: разноплеменностью и обширностью областей, неудобством сообщения между ними, исторической обособленностью Церквей, опирающеюся на высокий авторитет первых насадителей Христианства и др[угое]. До объединения всей России под скипетром Российских Императоров существовали отдельные области церковного управления на территориях Московского государства, Западного края и Кавказа. В настоящее время у нас нет областных автономных представителей церковного управления. Тем не менее, нельзя отрицать существования и поднесь особенных задач, подлежащих церковному управлению в разных территориях Империи и служащих жизненным основанием к установлению областных или окружных автономий. Такая особенность задач не может быть отвергаема во всем Западном крае, представляющем обширное поприще для охраны Православия в борьбе с иноверием, в восточных губерниях и областях России, где еще множество инородцев ожидает света Христова и где пропаганда ислама взывает к неутомимому христианскому деланию под одним общим систематичным руководством областного представителя Церкви, и, наконец, на Кавказе, где еще доселе сохранилась память о независимой Церкви грузинской и где также обширное поле для христианской проповеди среди населяющих его чуждых Христианству племен. Но восстановление отдельных церковных областей и в территориях, в коих имеются к тому исторические и жизненные основания, требует весьма серьезного рассуждения, и прежде всего необходимо тщательно обсудить, не будут ли автономии эти находиться в противоречии с началом государственного единства, способствуя возрождению идей о культурной и политической обособленности наших окраин в Западном крае и на Кавказе.
Следующий вопрос, намеченный синодальным определением для разрешения Поместного Собора, о пересмотре законоположений о существующих органах епархиального управления и суда и преобразовании оных согласовать с каноническими соборными началами. В настоящее время органом епархиального управления служит духовная консистория, представляющая администрацию -- судебное учреждение. О выделении из консистории церковного суда и об организации его в соответствии с церковными канонами и с началами гражданской судебной реформы, завершившейся изданием Судебных Уставов 20 ноября 1864 года, предприняты были в Святейшем Синоде, около тридцати лет тому назад, обширные работы с участием в них представителей нашей иерархии и гражданского судебного ведомства. Выработанный по этому предмету проект предписаний с многочисленными отзывами епархиальных преосвященных и других лиц восходил на рассмотрение Святейшего Синода, но дальнейшего движения не получил. Уместно теперь вспомнить об этих работах единственно с тем, чтобы ввиду возбужденного ныне общего вопроса о преобразовании епископского управления и суда было обращено на них внимание как на материал, который не излишне использовать, насколько возможно, для выработки подготовительных предположений, подлежащих рассмотрению Собора. Как учреждения административные, консистории с присутствиями из членов, постоянно отвлекаемых от епархиальных дел исполнением своих прямых священнослужительских обязанностей, и канцелярией из недостаточного числа скудно обеспеченных и большей частью мало подготовленных к службе чиновников, при соблюдении устаревших форм делопроизводства обременены формальным письменным производством. Параллельно с консисториями с последней четверти прошлого века во всех епархиях возник целый ряд новых епархиально-административных учреждений, совершенно обособившихся от консисторий, каковы Советы и Правления по делам епархиально-училищным, миссионерским, братским, епархиальных съездов, вспомогательных и эмеритальных касс, свечных заводов и др[угого]. Все эти учреждения объединяются в лице епархиального епископа. Но при разнообразии и обособленности сих учреждений одному епископу без посредствующего органа, соображающего всю совокупность дел и интересов епархиальных учреждений, крайне затруднительно направлять их к правильному и согласованному действию. Таким образом возникает вопрос, требующий предварительной разработки, об организации такого действенного епархиального органа епископской власти, который объединял бы в своем ведении всю область епархиального управления.
При этом необходимо иметь в виду, что при настоящем положении Государственного Казначейства ни о каком воспособлении к ассигнованным средствам на содержание епархиального управления не может быть речи.
За сим в порядке синодального определения следует вопрос о благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительском и благотворительном отношениях. Вопрос этот подвергался рассмотрению в бывшем Высочайше утвержденном присутствии по делам православного духовенства. Но в то время признано было возможным ограничиться установлением действующего доселе положения о приходских попечительствах, коим предоставлено приходам попечение о поддержании церквей, наилучшем обеспечении причтов и об устроении просветительских и благотворительных учреждений. Высочайше утвержденная 12 июня 1890 года инструкция церковным старостам, коею дана организация общему собранию прихожан для выбора церковных старост и представителей прихода при ежемесячной проверке церковных сумм, а также для суждения о некоторых церковных нуждах, представляет дальнейший шаг вперед к участию приходов в делах церковно-приходских. В настоящее время многими просвещенными ревнителями Церкви признается, что благоустроение приходской общины на основании общего о сем положения, с правом юридического лица и автономного заведования всеми делами приходов, при посредстве местного органа из прихожан содействовало бы оживлению и обновлению не только церковной жизни в приходе, но и вообще народных сил в России. По мнению помянутых ревнителей, следует предоставить приходским общинам не только заведование материальными нуждами церкви, призрения и просвещения, но и само избрание кандидатов клира и распоряжение всем церковным достоянием. Так как устройство на этих началах приходских общин касается всего существующего уклада церковной жизни вообще, то вопрос этот требует всесторонней разработки как в отношении организации приходской общины, ее прав по заведованию делами прихода и ее положения в области епархиального управления, так и в отношении возможности и порядка осуществления этой реформы в разных местностях России, без потрясения и вреда для существующих церковных учреждений, содержимых на церковные средства. Без сомнения, это дело первостепенной важности для благосостояния как Церкви, так и государства.
По вопросам об усовершенствовании духовно-учебных школ, предположенному к рассмотрению на Соборе, справедливо припомнить, что духовно-учебные заведения до второй половины прошлого века отличались устойчивостью учебной и воспитательной постановки, хотя и вызывали нарекания на устарелость и схоластичность приемов обучения и суровость дисциплины, тем не менее выпускали оканчивающих в них курс с весьма развитым мышлением, чрезвычайной трудоспособностью и добрым направлением воли. Из воспитанников духовно-учебных заведений того времени можно указать значительное число замечательных многополезных деятелей на всех поприщах церковного, государственного и общественного служения. Введенная затем в духовно-учебные заведения многопредметность с обширными программами, требуя не столько размышления, сколько механического усвоения, и постоянная, особенно в последнее время, перемена начальствующих лиц, для которых учебная служба стала как бы этапом на пути к дальнейшему служебному повышению, неблагоприятно отразилась на состоянии духовно-учебных заведений. Большая сумма знаний, наскоро приобретаемых по учебникам, односторонне развивает преимущественные способности усвоения, но не делает общего умственного развития, а частые изменения воспитательных приемов, зависящие от перемен начальствующих лиц, вызывают расстройство дисциплины, выразившееся в последние годы многочисленными беспорядками в духовно-учебных заведениях. Такое положение духовно-учебной части действительно требует тщательно обдуманных мероприятий. Помимо того, нельзя не обратить внимания, что значительное число обучающихся в духовно-учебных заведениях и часто из лучших воспитанников по окончании учебного курса поступают на службу, не имеющую ничего общего с духовным ведомством. Утрата эта особо тяжела для отдаленных епархий Сибири, где ежегодно остается значительное число незамещенных священнических вакансий. Никакие принудительные меры, как показал опыт, не могут оградить духовное ведомство от этих потерь. Неизбежно поэтому возникает вопрос об устройстве таких богословских училищ с сокращенным общеобразовательным курсом, которые служили бы исключительно для приготовления кандидатов на священно-церковнослужительские должности с допущением в эти училища детей, прошедших курс церковно-приходской школы, без различия сословий.
Из всех предметов, подлежащих соборному рассмотрению, менее сложным представляется пересмотр законов, касающихся порядка приобретения Церковью собственности. Очевидно, в настоящем случае возбуждаются вопросы об отмене того ограничения права приобретения не только церквами, но и монастырями и архиерейскими домами недвижимой собственности, которые выражены в законодательстве гражданском и о состоянии, и которые обязывают на приобретение недвижимости путем купли, дара или пожертвования испрашивать Высочайшее соизволение. На протяжении многих лет нельзя припомнить случая, когда бы ограничение это являлось препятствием к совершению актов укрепления на приобретаемое имущество. Но ограничение это, обязывающее епархиальное и центральное Синодальное управление входить в рассмотрение этого рода дел, ограждает церкви и монастыри от приобретений ненужных, невыгодных, спорных и т[ому] п[одобного]. Ввиду этого представляется целесообразным с отменой существующего ограничения, если бы это признано было желательным, установить такой порядок разрешения на приобретение собственности, который обеспечивал бы осуществление этого права в интересах для церквей. Не излишне было бы обратить внимание при пересмотре законов о приобретении собственности церквами на следующую аномалию: закон: Т. X, Ч. I. Зак[онов]. Гражд[анских]. изд[ания]. 1900 г. ст[атья] 698 не признает за духовенством как сословием прав юридического лица по приобретению недвижимого имущества. Посему во всех тех случаях, когда для духовенства настоит надобность в приобретении в полную собственность для его нужд и на его средства недвижимого имущества, это имущество приходится укреплять не за действительным приобретателем -- духовенством, а за фиктивным -- епархиальным начальством или учебным заведением, имеющим права юридического лица. Настоит надобность в обсуждении вопроса о предоставлении духовенству помянутых прав.
Относительно епархиальных съездов, находящихся также в числе предметов, подлежащих соборному рассмотрению, настоит действительная надобность в установлении на основании опыта определенных границ для их деятельности и указании им надлежащего места и значения в ряду епархиальных учреждений. Возникшие на основании семинарского устава 1867 года385 специально для удовлетворения нужд семинарий, мужских и епархиальных женских училищ, съезды вскоре принуждены были выйти из этих тесных границ и, по указаниям епархиальных преосвященных и по требованиям самой жизни, принимать к своему суждению общеепархиальные материальные нужды. Таким образом, съездами изыскивались и изыскиваются средства для удовлетворения нужд не только духовно-учебных заведений, но и других епархиальных потребностей -- миссионерских, благотворительных и церковно-хозяйственных. Благодаря съездам возникают во многих епархиях эмеритальные, взаимовспомогательные и ссудосберегательные кассы, свечные заводы, склады для разных предметов церковного обихода: вина, масла, ладана, утвари, облачений и пр[очего]. Но вместе с тем нельзя не указать на то, что по многим епархиям съезды, вовлеченные в сферу общеепархиальных нужд, присвоили себе право полномочных хозяев, дозволяющих себе не только установлять разные обязательные сборы и облагать ими церковные доходы, но даже распоряжаться эксплуатацией церковных оброчных статей. Некоторые из епархиальных преосвященных, пользуясь прибытием на съезд священнослужителей из разных местных епархий, часто самых захолустных, вступают с ними в собеседование и по религиозно-нравственным вопросам, оказывая таким образом непосредственное архипастырское на них воздействие и в то же время сами знакомясь с такими явлениями приходской жизни, которые недоступны наблюдениям при епископских объездах епархий. Важность такого живого и взаимного обмена епископа с пастырями вообще для церковного управления в епархиях несомненна. Ввиду этого возникает вопрос о том, не следует ли присвоить епископским съездам значения вспомогательного при епископе органа не только по вопросам о материальных, но и религиозно-нравственных нуждах.
Что касается вопроса об участии священнослужителей в общественных учреждениях, то по действующим положениям, городскому и земельному, согласно с заключением Святейшего Синода, представители клира могут принимать участие в городских и земских учреждениях только в качестве депутатов епархиального начальства. Члены причта не могут участвовать в выборе гласных и сами быть избираемы ими, хотя бы и обладали требуемым для сего цензом. Право на участие в сельских сходах духовенству также не предоставлено. Только положением в войсковом управлении в казачьих войсках духовенству дано право участия в станичных сборах по делам, касающимся интересов церковных. Святейший Синод обыкновенно отклонял неоднократные ходатайства о привлечении членов причта в состав учреждений, ведающих исключительно мирские дела. Но не следует упускать из вида, что в воззрениях на вопрос об участии духовенства в городских, земских и сельских общественных учреждениях существуют два совершенно противоположных течения, имеющие убежденных сторонников из числа представителей церковного управления и богословской науки. По одним, такое участие, вводящее пастырей церковных в круговорот мирских дел, совершенно несогласно с прямыми обязанностями и вечными началами пастырского служения. По другим, участие в общественных учреждениях пастырей Церкви, которым не должны быть чужды и мирские нужды своих пасомых, открывает широкое поприще для проведения в этой области чистых христианских начал и для утверждения своего нравственно-просветительного влияния. Но вопрос этот, казалось бы, может получить правильное разрешение не на одних теоретических основах, а и на существующих условиях действительной жизни и взаимоотношений.
Изложенным очерком вопросов, подлежащих рассмотрению Всероссийского Собора, по-видимому, исчерпывается ряд предметов, указанных в определении Святейшего Синода от 18-22 марта сего года для соборного обсуждения. Но по прямому смыслу Высочайшей резолюции на всеподданнейшем докладе о созвании Собора каноническому обсуждению его подлежат и предметы веры, о коих в синодальном определении не дано никаких указаний. Между тем и в этой обширнейшей области предметов, относящихся к познанию, утверждению и очищению от разных заблуждений православной Христианской веры, ожидается разрешение высшей церковной власти на многие вопросы, которые ближе всего известны самим представителям высшего церковного управления. Если бы Святейшим Синодом признано было желательным предложить на обсуждение Поместного Собора хотя некоторые, наиболее настоятельные из сих вопросов, то для уяснениях их также необходима предварительная разработка при содействии представителей богословской науки386.
Надо предполагать, что на Соборе обнаружатся попытки к возбуждению вопросов, помимо намеченных Святейшим Синодом. Один из таких вопросов можно и теперь предвидеть -- это вопрос о положении Православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам по издании Высочайшего указа 17 апреля сего года о веротерпимости. Посему желательно было бы предварительно установить, могут ли быть и в каком порядке возбуждаемы подобные вопросы.
Имею честь предложить о сем на благоусмотрение Святейшего Синода.
Обер-прокурор К. Победоносцев
Исп[олняющий] об[язанности] директора В. Яцкевич
КОММЕНТАРИИ
Печатается по тексту: Победоносцев К. П. Предложения Святейшему Правительствующему Синоду по вопросу о переменах в церковном управлении. -- СПб.: Синодальная типография, 1905. -- 9 с. Публикуется впервые.
385 В мае 1867 года Высочайше утверждены новые уставы и штаты духовно-учебных заведений, оставаясь в силе до 1884 года, когда были приняты новые уставы, отменившие выборное начало.
386 Победоносцев не был принципиальным противником церковной реформы, лишь выступал за тщательную и профессиональную ее проработку, подбор людей и выжидание более удобного момента, чтобы было меньше соблазна для верующих из-за споров среди иерархов и проповедничества чуждых религий.