Потье Эжен
Эжен Потье: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ПОТЬЕ Эжен [Pottier, 1816--1887] -- французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор "Интернационала". П. -- преимущественно поэт-пропагандист, некоторые песни которого являются настоящими гимнами, бытописатель и бичующий сатирик-памфлетист. Родился в Париже, в семье упаковщика, в молодости и сам был упаковщиком недолгое время, затем -- "пионом" -- младшим школьным надзирателем, приказчиком и наконец, до Коммуны, -- талантливым тканеразрисовщиком. Дебютировал в дни Июльской революции 1830. В 40-х гг. П. все больше обращается к социальной поэзии и испытывает влияние утопического социализма, особенно фурьеризма. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 П. выступил с песнями "Ventre creux" (Пустой желудок) и др., рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционное настроение, и "Muse de la chanson" (Муза песни), в которой он призывал песню вновь стать "Марсельезой" и подчеркивал историческую диалектику песни в противоположность иронической фразе Бомарше "во Франции все кончается песнью", давая ее революционную перифразу: "во Франции песнями все начинается". В 1848 П. дрался на баррикадах. Горячо реагируя как на Февральскую революцию, так и на Июньское рабочее восстание, поэт однако еще не возвышался над общим уровнем классового самосознания французских рабочих, в большинстве -- мелкоремесленного пролетариата. К Февральской революции относится его песня "Peuple" (Народ), с характерными лозунгами "хлеба и прав". Песня Потье "Tuer l'ennui!" (Убить тоску!) отразила стихийность Февральской революции, но эта песня не характерна даже для среднего февральского баррикадного бойца-рабочего, выражая идею бунта с горя, бунта ради бунта. Потье отдал в Феврале полную дань вере в спасительную роль демократической революции и демократической республики. К этой эпохе относится его "Propagande des chansons" (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в "Buveurs du sang" (Кровопийцы), "Vieille maison à démolir" (Старый дом на слом) и др. песнях, в к-рых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня "Enfantement -- Juin 1848" (Роды -- июнь 1848) -- пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь "Juin 1848" (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П. в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в лит-ре П. в песне "Quel est le Fou?" (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое "отщепенство". После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней "Qui la vengera?" (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его лит-ом представителе -- П. При Второй империи благодаря некоторому промышленному оживлению временами притуплялся классовый инстинкт довольно значительных слоев французского пролетариата, а с ними и П., что отразилось в его "Exposition" (Выставка, 1861), где он призывает сильных и слабых стереть следы их вражды. Но в других произведениях Потье рисует, какой ценой покупается это показное "благополучие". В гневных памфлетах П. изображает корыстность буржуазии, ее экономики и культуры, тем самым способствуя изживанию иллюзий сотрудничества классов.
   В эпоху острого политического кризиса, приведшего к Франко-прусской войне, складываются революционно-социалистические убеждения Потье. В 1870, вместе с организованным им синдикатом тканеразрисовщиков, он вступил во французскую секцию Интернационала. Он был среди подписавших обращение к германским социалистам против войны. Избранный делегатом в ЦК Национальной гвардии, П. явился одним из тех, кто подготовил провозглашение Коммуны. Членом Коммуны он был избран на дополнительных выборах в апреле 1871. В Коммуне П. принял участие в ряде ее социальных мероприятий. Революционное строительство Коммуны имело огромное влияние на рост его революционно-пролетарского сознания. 55 лет от роду Потье дрался за Коммуну на последних ее баррикадах.
   Скрываясь в Париже после разгрома Коммуны, П. в июне 1871 написал "Интернационал" (L'internationale) -- одно из величайших в истории произведений социальной поэзии. Этому произведению, благодаря его высокому революционному пафосу и заостренности его строф лозунгами, созвучными положениям "Коммунистического манифеста", суждено было стать -- уже после смерти П. -- международным революционно-пролетарским и после Октябрьской революции советским гимном.
   В июле 1871 П. принужден был бежать в Англию. Здесь он написал песню-поэму "Jean Lebras" (Жан-Рабочие руки), в к-рой описал безрадостный жизненный путь рабочего.
   В 1873 нужда заставила П. перекочевать в Америку где он продолжал принимать участие в рабочем движении. По случаю объединения в 1876 различных рабочих социалистических, в частности эмигрантских групп в Америке в Рабочую партию он посвятил последней стихотворный адрес под тем же названием, ярко вскрывая в памфлетной форме острого диалога между Сейфом (капитализмом) и Рабочей партией социальные противоречия капиталистического общества и лицемерие буржуазии. Еще ярче его поэтический адрес от имени трудящихся Америки трудящимся Франции, под английским заголовком "The Workingmen of America to the Workingmen of France" (Рабочие Америки рабочим Франции), изд. в 1876 отдельной брошюрой по случаю приезда французской рабочей делегации на всемирную выставку в Филадельфии. В этом остром памфлете Потье "выставляет" то скрытое от глаз посетителей буржуазных "всемирных выставок" сырье, продуктами к-рого являются их замечательные экспонаты; это "сырье" -- оборотная сторона капиталистического "просперити": нажим на зарплату, эскплоатация женского и детского труда, борьба за рынки и монополии, милитаризм и войны, податной гнет, полицейщина, бюрократизм, классовая юстиция и поповщина, шантаж, реклама и продажная печать, кризисы, обнищание рабочего класса. В эту же эпоху П. написал поэму "La Commune de Paris", к-рая может служить блестящей художественно-литературной иллюстрацией к "Гражданской войне" Маркса, признанием ошибок Коммуны и особенно незабываемой картиной кровавого торжества "версальской" буржуазии.
   В 1880 Потье, по общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию разбитый параличом. Здесь он примкнул к только что образованной под руководством Гэда Рабочей партии. На его политических песнях 1880--1881, совпавших с первыми избирательными кампаниями Рабочей партии, отразилась идейная и организационная неоформленность последней в начальный период ее существования. К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочего класса и критике буржуазного общества и вобравших в себя весь накопленный поэтом огромный жизненный и исторический опыт. В 1880 он написал свою замечательную песнь-поэму "Jean Misère" (Жан-бедняк), превратив старинный образ Горемыки французской лубочно-ремесленной лит-ры в чеканный профиль рабочего-коммунара. Кризис перепроизводства в первой половине 80-х гг. отражен П. в сонетах "L'abondance" (Изобилие, 1881) и "L'engorgement" (Закупорка, 1884) и в стихотворении "La crise" (Кризис, 1885). С замечательной силой П. рисует классовые бои в "Les affameurs" (Голодоморы -- локаут в Рубэ в 1882) и "La gréve" (Стачка -- историческая Анзенская забастовка 1886).
   В выдающихся песнях-поэмах "La veuve du carrier" (Вдова каменолома, 1882) и "Les nids" (Гнезда, 1887) П. описывает печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжелую долю батрачки и посвящает предсмертные стихи и песни пролетарским детям ["Le petit va-nu-pieds" (Босоногий малыш) и "Souliers qui prennent l'eau" (Башмаки, которые набирают воду, 1887)].
   Вместе с тем до самой смерти П. остается преимущественно певцом Коммуны. В сонете "Triomphe de l'ordre" (Триумф порядка, 1880) он бросает вызов палачам Коммуны. "La Commune a passé par là" (Здесь прошла Коммуна, 1885) и "Elle n'est pas morte" (Она не умерла, 1886) являются одними из лучших исторических песен о Коммуне.
   В 1884 были изданы сборник сонетов П. "Poésie d économie sociale" и сборник его песен "Quel est le fou?" (Кто безумец?). В 1887, за несколько месяцев до смерти П., его товарищами по Коммуне был издан его сборник "Chants révolutionnaires" (Революционные песни), в к-рый вошел "Интернационал". Кроме того лит-ое наследие П. рассыпано по различным социалистическим журналам и сборникам. Многое осталось однако неопубликованным.

Библиография:

   I.
   Poésie d'économie sociale, P., 1884;
   Quel est le Fou? Avec préf. de G. Nadaud, P., 1884;
   Chants révolutionnaires, préf. de H. Rochefort, P., 1887;
   ibid., préf. de J. l'Allemane, J. Jaurès, E. Vaillant, notice de J. Vallès, P., s. a.;
   The Workingmen Party, 1876;
   The Workingmen of America to the Workingmen of France, 1876;
   La commune de Paris, 18 Mars, San Francisco, 1877;
   Almanach Eugène Pottier, publié par E. Museux, P., 1912 (ряд посмертных произведений).
   Русские переводы:
   Потье Эжен, Песни, переводы и вступ. ст. Л. Гатова, ГИХЛ, М.--Л., 1932 (20 произв.).
   Немецкие переводы:
   Mehring W., Pottier und Clement, Französische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune, übertragen und eingeleitet, Berlin, 1924.
   "Интернационал" Потье переведен на множество языков, особенно -- народов СССР; на русском языке впервые (неполно) переведен в "Листках жизни", 1902, No 8 (Лондон).
   II. Критико-библиографические сочинения о Потье:
   Museux E., Eugène Pottier et son œuvre, P., 1898;
   Его же, Eugène Pottier ст. в "Almanach Pottier", P., 1912;
   Argyriadès P., Le poète socialiste Eugène Pottier, P., 1888;
   Bellot E. Poètes et chansonniers socialistes, P., 1892;
   Malon B. Eugène Pottier, "Revue socialiste", 1887, déc.;
   Livet A. La chanson rouge au 19-me siècle, "Revue socialiste" 1902;
   Zévaès A., L'internationale, ses auteurs, son histoire, "Monde", 1929, 27/IV (русский перевод этой статьи -- Зеваэс А., Интернационал и его авторы, "Сов. музыка", 1933, No 2);
   Nadaud G., Préface к сб. Потье "Quel est le Fou?";
   Rochefort H., Préface к 1-му изд. сб. Потье "Chants révolutionnaires";
   Allemane J., Jaurès J. et Vaillant E., Préface ко 2-му изд. "Chants révolutionnaires"; Vallès J., La poésie populaire ("Cri du peuple", 1883, 29/XI), перепечатано в повторном издании "Chants révolutionnaires" и в кн.
   Vallés J., Des Mots, P., 1920;
   Гатов Ал., Солдат и поэт революции, вступ. ст. к "Песням" Потье, М.--Л., 1932;
   Его же, Пропаганда песен, М.--Л., 1931 (гл. "Эжен Потье");
   Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, изд. 3, П., 1923 (гл. "Эжен Потье");
   Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1919, стр. 20--23.

Ал. Дробинский

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 191--195.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-1911.htm

II

   ПОТЬЕ (Pottier), Эжен (4.X.1816, Париж, -- 6.XI.1887, там же) -- франц. поэт-песенник. Сын упаковщика мебели, П. рано начал трудовую жизнь; был упаковщиком, школьным надзирателем, разрисовщиком тканей. Первые стихи П. написаны в дни Июльской революции 1830. В 1831 вышел первый сб. его песен "Юная муза" ("La jeune muse"), заслуживший благожелательный отзыв П. Ж. Беранже, поэтич. традиции к-рого следовал П. Творч. подъем вызвала у поэта и революция 1848, воспринятая им как восстание трудового народа. Но наиболее значит. период в творчестве П. начался в эпоху Парижской Коммуны 1871. Именно в это время он от идей утопич. социализма пришел к революц.-материалистич. мировоззрению, из певца угнетенной бедноты превратился в поэта революц. пролетариата. Один из организаторов Коммуны, П. сражался на баррикадах; после ее разгрома был вынужден бежать в Англию, потом в Америку.

 []

   В июне 1871 в парижском подполье П. написал "Интернационал" ("L'Internationale"), положенный на музыку П. Дегейтером в 1888. Проникнутый революц. пафосом, созвучный во многом "Манифесту Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Интернационал" способствовал всемирному распространению идей Парижской Коммуны, стал междунар. гимном рабочего класса, а затем -- гимном КПСС и др. компартий. В Америке П. создал три поэмы (опубл. 1877), посв. насущным проблемам борьбы рабочего класса за свободу. Поэма "Парижская Коммуна" ("La Commune de Paris") -- попытка дать целостное представление о пролет. революции, оклеветанной ее врагами. В поэме "Рабочие Америки -- рабочим Франции" ("The workingmen of America to the workingmen of France", на англ. яз.) П. разоблачает эксплуатацию трудящихся как суть бурж. предпринимательства. В центре третьей поэмы "Партия рабочих" ("Workingmen's party", на англ. яз.) -- тема пролет. партии, авангарда рабочего класса.
   В 1880 П. вернулся во Францию. В 1884 он опубл. сб-ки "Социально-экономические стихи и социалистические революционные песни" ("Poésies d'économie sociale et chants socialistes révolutionnaires") и "Кто же безумен?" ("Quel est le fou?"). В 1887 вышел последний сб. П. "Революционные песни" ("Chants révolutionnaires"); в эти издания вошли лучшие его песни и стихи.

П. -- поэт-агитатор, поэт-пропагандист. Обладая способностью глубокого проникновения в социально-экономич. и политич. суть событий и ее худож. отражения, П., по словам В. И. Ленина, -- "один из самых великих пропагандистов посредством песни". Он явился одним из предшественников социалистич. реализма в поэзии Франции. Сочинения:

   Chants révolutionnaires, 3 éd., P., 1937;
   в рус. пер. -- Избранное, М., 1950; Песни. Стихи. Поэмы, М., 1966.

Литература:

   Ленин В. И., Евгений Поттьэ, Соч., 4 изд., т. 36;
   Данилин Ю. И., Эжен Потье, в его кн.: Поэты Парижской Коммуны, М., 1966;
   его же, Творец "Интернационала", "Октябрь", 1966, No 10;
   Дмитриев В., Поэт-коммунар. Жизнь и творчество Э. Потье, М., 1966;
   Э. Потье -- создатель гимна "Интернационал", М., 1966;
   Museux E., Les défenseurs du prolétariat. Eugène Pottier et son œuvre, P., [1898].

Л. М. Степачев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 921--922.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-9212.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru