Пресс Аркадий Германович
Гинцбург, Илья Яковлевич

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Гинцбург, Илья Яковлевич -- скульптор; род. в Вильне в 1860 г.; рано потеряв отца (известного талмудиста-писателя), воспитывался матерью, братьями и дедом, известным благотворителем Гиршем Лапидусом; 11 лет от роду Г. был привезен из Вильны в Петербург Антокольским, который обратил внимание на его талант и решил сам обучать его скульптуре. В Петербурге, живя в среде художников Савицкого, Крамского, Репина и др., Г. встречался с Пыпиным и Стасовым, впоследствии принимавшим близкое участие в его судьбе. В 1878 г. Г. по окончании реального училища в Петербурге поступил в Академию художеств. Получив две серебряные и затем золотую медали за программу "Плач Иеремии", Г. в 1886 г. окончил академию со званием классного художника 1-й степ. и на средства бар. Г. О. Гинцбурга уехал на год за границу для усовершенствования. Вернувшись в Петербург, Г. с тех пор постоянно работает в своей мастерской в академии. -- Как художник, Г. обладает большим и разнообразным талантом и является одним из лучших скульпторов в России. Его многочисленные произведения могут быть разделены на три категории: 1) жанр: сцены и группы из детской жизни (35 работ), 2) галерея статуэток-портретов современных ученых, литераторов, художников и др. (40 работ), 3) несколько скульптур на отвлеченные темы, бюсты и памятники. К первой категории относятся: раскрашенная самим Г. головка мальчика в натуральную величину в меховой шапке, снятая с ребенка академического сторожа, Леньки. Маленький мальчик, наклонив голову, с опаской вглядывается в окружающих (см. иллюстрацию): группы матерей с детьми: "Волк идет" -- крошечный мальчик, вывернув рубашку, пугает свою мать, а та притворяется испуганной, группа, полная жизни и радости; "Заноза" -- мать, наклонившись, вынимает у мальчика из пальца занозу, а тот держит напряженно обе руки с растопыренными пальцами, словно в каждом из них заноза (бронза); эта же тема повторяется в одной из позднейших работ Г.: мальчик-подросток, пересилив боль, сам выжимает кровь из оцарапанной руки; в "Сказке" мать, мечтательно склонившись к девочке, рассказывает сказку, а та, сидя в одной рубашке, вся превратилась в слух (музей Акад. худ.): на "Качелях" качаются на доске деревенские дети -- девочка повисла, словно кошка, группа полная оживления; в "Бане" два шалуна обливают друг друга водою (бронза), один, спрятавшись за стенкой с шайкой в руке, поджидает другого. Из отдельных фигур детей выделяются: "Девочка, несущая по ступенькам полную чашку"; "Мальчик в рубашке, нацепляющий на грудь бумажную звезду" (будущий бюрократ); "Мальчик за уроком"; "Мальчик перед купаньем" (бронза -- находится в музее Александра III в Петербурге; см. иллюстрацию); "Мальчик-скульптор, показывающий свою первую работу"; "Мальчик, играющий на струне" (бронза; находится в Музее Александра III -- см. иллюстрацию). -- Далее группы: "Дети после купанья"; "Доктор, выслушивающий больного ребенка" (см. иллюстрацию); "Школьники: Наказанный (в углу)" и "Подсказывает", пользующиеся большим успехом в публике (см. иллюстрацию). В галерею статуэток-портретов вошли следующие главные работы: Толстой, вещь, приобретшая громадную популярность, Рубинштейн у этажерки с нотами, Чайковский за работой, Римский-Корсаков в очень характерной позе (крутящий бороду), Направник, Репин, Верещагин с палитрою перед картиной (Третьяковская галерея), Шишкин, Пастернак, Менделеев в кресле, окруженный книгами, Кондаков, гр. И. И Толстой, барон Г. О. Гинцбург, Антокольский, депутаты Родичев, Муромцев и Милюков, Шаляпин, бывший священник Григорий Петров и многие другие, -- Из больших скульптур Гинцбурга особенно выделяются по силе и выразительности бюсты Антокольского и Стасова. -- Стоящая во весь рост богатырская фигура Стасова на барельефе его надгробного памятника (в Александро-Невской лавре) и голова умирающего Антокольского на надгробном памятнике в древнееврейском стиле, поставленном в 1909 г. на петербургском еврейском кладбище, являются образцовыми произведениями этого рода скульптуры.
   Г. -- реалист. Его взоры направлены на землю. Он смотрит на мир здраво-простыми, наивными глазами. Потому-то Г. так любит детей -- между душой художника и близким к природе наивным детским миром есть много общего. Всякое резкое отклонение от природы, одно подражание античным грекам, тревожит в нем художественное чувство правды. Вечный идеалист Дон-Кихот изображен им в жалком виде; Г. взял из бессмертной поэмы Сервантеса один из самых трагикомичных моментов -- Дон-Кихот на деревянной лошадке, с завязанными глазами и шпагой в руке, несется ввысь воевать с неправдой, а Санчо-Панса, также с повязкой на глазах, цепляется за Дон-Кихота и все-таки падает с его коня. Однако при всем своем реализме многие произведения Г. заключают в себе истинно художественные идеи; напр. все группы матерей с детьми олицетворяют материнскую любовь, статуэтка Стасова -- олицетворение мужественного идейного борца; "Голова Антокольского на смертном одре" -- одухотворенное лицо мученика (одна из лучших работ Г.) и т. д. -- Г. соединяет в себе силу и мягкость исполнения. Он не гонится за эффектами, а стремится всегда к правде и простоте.
   Г. занимается также литературой и писал в "Новостях", "Русском слове", "Сыне Отечества" и мног. др. рассказы и критические статьи. Его автобиография напечатана в "Мире Божием" (1880). В 1908 г. вышла книга воспоминаний Г. под общим заглавием "Из моей жизни". Помимо автобиографического интереса, она имеет значение, как страница из истории евреев в России во второй половине 19 века. Г. описывает со свойственной ему наивной простотой, как он ребенком, приехав с Антокольским в Петербург, был окружен на улице (Вознесенском проспекте) толпой уличных мальчишек, которые дразнили его "жидом", как в школе его преследовали ученики и глумились над ним учителя за его еврейство; очень живо описывает сцену выдачи ему паспорта в Гродне, где пристав в участке определял его возраст по наружному виду, как еврея, и т. д. В рассказе "Как и чему меня учили" дана правдивая критика средней школы, а в конце воспоминаний "Как я сделался скульптором" -- критика художественного преподавания в Академии. Интересны воспоминания: "Мои маленькие натурщики", "Как я работал в Ясной Поляне", "Стасов у Толстого", "Накануне"; в "Комната No 9" звучит грустная нота об одиночестве; в рассказах "Концерт" и "Обед" художник-ребенок чувствует себя чужим и одиноким в хоромах аристократов. В воспоминаниях Г., как и в его скульптуре, видна тонкая психология искренней и правдивой души. -- Г. состоит председателем секции искусств при Обществе народных университетов, членом комитета Общества музея Толстого и Петербургск. литерат. общества. На всемирных выставках ". получил золотые медали в Париже и Сан-Лyи и серебряные в Бельгии и др. странах. Работы его -- в разных музеях России и за границей. -- Ср.: Булгаков, "Наши художники", т. I; Ost und West, 1904, март; Стасов, Сочинения.

Арк. Пресс. 8.

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Струна (музей императора Александра III в С.-Петербурге).

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Ленька.

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: В воду (музей императора Александра III в С.-Петербурге).

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Сказка.

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Заноза.

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Подсказывает.

0x01 graphic

Скульптура И. Гинцбурга: Доктор.

   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 6: Гадассий -- Данте, стлб. 534--536.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru