Ремезов Митрофан Нилович
Современное искусство

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая выставка картин исторического содержания.- Третья выставка картин московских художников.- Выставка картин южно-русских художников.- Выставка зодчих.


   

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

Первая выставка картинъ историческаго содержанія.-- Третья выставка картинъ московскихъ художниковъ.-- Выставка картинъ южно-русскихъ художниковъ.-- Выставка зодчихъ.

   Весна -- сезонъ художниковъ, излюбленное время для выставокъ картинъ. Солнце начинаетъ проглядывать, свѣтить ярче, дни становятся длиннѣе и краски выступаютъ яснѣе на полотнахъ. Передвижники пока еще въ Петербургѣ и наши москвичи спѣшатъ показать свои художественныя новинки, почему-либо не попавшія на передвижную выставку. Изъ этого не слѣдуетъ, однако же, чтобы раннія московскія выставки были чѣмъ-то вродѣ Salon des refusés или выражали собой протестъ противъ общества передвижниковъ. Одни и тѣ же художники выставляютъ свои картины и на передвижной выставкѣ, и на выставкѣ картинъ московскихъ художниковъ, и въ обществѣ съ южно-русскими художниками, и на выставкѣ картинъ историческаго содержанія, наиболѣе интересной по своей новизнѣ у насъ. На первый разъ эта выставка (въ Историческомъ музеѣ) оказалась интересною и заслуживающею полнаго вниманія и по содержанію. Намъ приходится говорить о ней до выхода ея каталога и потому мы не можемъ съ точностью опредѣлить числа выставленныхъ картинъ. Не считая множества набросковъ перомъ и акварелью, сдѣланныхъ многими художниками во время ихъ поѣздокъ по Россіи, и не считая любопытнѣйшихъ работъ художника Реймана, о которыхъ будетъ сказано ниже, въ залахъ музея выставлено около 40 картинъ. Въ ихъ числѣ стоитъ совсѣмъ особнякомъ и сама по себѣ представляетъ историческій интересъ небольшая картина К. П. Брюллова Поцѣлуй Діаны (аллегорія), случайно найденная въ Римѣ въ томъ домѣ, гдѣ жилъ знаменитый художникъ въ двадцатыхъ годахъ. Полныхъ и неоспоримыхъ доказательствъ тому, что это дѣйствительно произведеніе знаменитаго Брюллова, кажется, не имѣется, если за такое доказательство не принимать разсказа старухи итальянки, которой эта картинка досталась отъ матери, получившей картину въ подарокъ отъ самого прославившагося впослѣдствіи мастера. Отъ картины, приписываемой Брюллову, всего ближе перейти къ превосходнымъ воспроизведеніямъ сценъ изъ античной жизни С. В. Бакаловича и Г. И. Семирадскаго. Первый изъ нихъ выставилъ маленькую картинку Помпеянка, только что вышедшая изъ ванны, и небольшую -- Встрѣча пастуха козъ съ сосѣдками въ чудесномъ уголкѣ римской Кампаньи, подъ ярко-голубымъ, прозрачнымъ весеннимъ небомъ. Просто, хорошо, жизнерадостно, полно свѣта и воздуха. Изъ четырехъ, тоже небольшихъ, картинъ г. Семирадскаго мы отдаемъ предпочтеніе той, что озаглавлена Проснулся: "проснулся" милый мальчонка, мать вынесла его, еще не совсѣмъ очнувшагося отъ дремоты, въ садъ къ отцу, лежащему на террасѣ и опустившему находящійся въ его рукѣ свитокъ, чтобы взглянуть на любимаго сына,-- прелестная идиллія въ обстановкѣ древне-римской жизни. Полна блеска, цвѣтовъ, веселья и движенія его картина Отправленіе на рынокъ. Съ тѣмъ же мастерствомъ и художественною законченностью ваписано Возвращеніе съ праздника Вакха, представляющее собою одинъ изъ варіантовъ на тему, много разъ трактованную многими художниками. Четвертая картина г. Семирадскаго, Искушеніе св. Іеронима, особенно замѣчательна мастерскою композиціей, богатствомъ фантазіи,-- "выдумкою", какъ говорилъ покойный Тургеневъ. Но... Фигура святого аскета представляется намъ неудовлетворительною,-- слишкомъ она спокойна, какъ-то безучастна къ подступающимъ къ нему соблазнамъ всѣмъ тѣмъ, что "міръ" признаетъ за наслажденія. "Соблазны" изображены художникомъ превосходно, сильно и смѣло, по замыслу и рисунку, а "искушенія",-- въ смыслѣ душевной смуты отшельника,-- въ картинѣ почти не чувствуется. Нѣтъ того необходимаго, по нашему мнѣнію, вполнѣ естественнаго движенія, которымъ подвижникъ долженъ прочь отгонять тревожныя видѣнія, "навожденія дьявольскія". Намъ кажутся, вообще и по сравненію съ дальнимъ, правымъ, планомъ картины, слишкомъ реально-яркими и самые "соблазны". Быть можетъ, лучше было бы сдѣлать ихъ немного воздушнѣе, призрачнѣе,-- только напоминающими о дѣйствительности и манящими къ ней. Прелестный жанръ изъ античной жизни далъ II. А. Свѣдомскій въ картинѣ, озаглавленной Старый котъ. Самъ старый котъ, настоящій котъ, лежитъ спокойно въ древне-римской мастерской, гдѣ изготовляются маски, "хари", и посматриваетъ издали на разыгрывающуюся передъ нимъ сцену заигрыванія стараго рисовальщика съ помогающею ему раскрашивать маски молодою женщиной, весело хохочущею и поощрительно забавляющеюся ухаживаніемъ хозяина. Чтобы покончить съ античною жизнью, намъ остается упомянуть о картинѣ B. В. Бѣляева Христіанки, разыскивающія въ катакомбахъ могилы близкихъ имъ людей.
   Изъ картинъ русской жизни только двѣ воспроизводятъ подлинныя историческія событія: Царъ Иванъ Грозный и юродивый Никола Салосъ -- И. И. Геллера и Княгиня Евираксія -- H. С. Матвѣева. Сюжетъ первой картины таковъ: царь со свитой проходитъ въ ворота, его встрѣчаетъ юродивый Никола и подаетъ царю кусокъ сырого мяса въ укоръ за совершаемыя грознымъ царемъ жестокости. Моментъ выбранъ художникомъ любопытный въ высокой степени и потрясающій. Къ сожалѣнію, г. Геллеръ не справился съ своею задачей,-- картина не производитъ надлежащаго захватывающаго впечатлѣнія, холодна она, и зритель остается передъ нею спокойнымъ: Грозный царь не грозенъ, юродивый слишкомъ мягокъ. Это не встрѣча всемощнаго владыки съ невѣдающимъ страха обличителемъ,-- не та встрѣча, отъ которой захолонуло сердце у присутствующихъ, стоящихъ тоже довольно безучастно. Царь Иванъ дѣлаетъ только страшные глаза, но въ нихъ, во всей фигурѣ нѣтъ той вспышки, которая грозитъ обоимъ: смертью -- юродивому Николѣ, новымъ ужаснымъ преступленіемъ -- царю; нѣтъ движенія, могущаго намъ дать понять, что происходило въ этотъ мигъ въ душѣ, не знающей предѣла своему произволу. Такъ же недостаточно выраженъ драматизмъ положенія рязанской княгини Евпраксіи въ картинѣ г. Матвѣева. Городъ взятъ монгольскими полчищами, дикая орда врывается въ княжескія палаты, нѣтъ никому спасенія отъ смерти или плѣна. Княгиня схватываетъ малютку сына, выбѣгаетъ на крышу высокаго терема и бросается внизъ, чтобъ избавиться отъ позора и ребенка своего избавить отъ рабства. И на картинѣ г. Матвѣева княгиня, дѣйствительно, бросается съ крыши, и передъ нами -- совершившійся фактъ, заключительный моментъ, а не драма. Мы предпочли бы видѣть героиню нѣсколькими мгновеніями раньше, когда былъ для нея выборъ, когда она (Становилась въ сердечной мукѣ за себя, тѣмъ больше за ребенка, между двухъ ужасовъ -- самоубійства и убійства сына, съ одной стороны, и звѣрской, настигающей ее толпы страшилищъ -- съ другой. И этого-то второго ужаса художникъ не далъ намъ на картинѣ, почему все изображенное оказывается рѣшительно непонятнымъ безъ пояснительнаго текста. Полуспрятанная фигура, высовывающаяся слѣдомъ за княгиней изъ окна, ничего собою не объясняетъ. Для зрителя не вразумительно даже, кого этою фигурой хотѣлъ изобразить художникъ и для чего. Какъ бы то ни было, орды монгольской нѣтъ и, слѣдовательно, въ самой картинѣ нѣтъ мотива, побуждающаго княгиню Евпраксію бросаться съ высоты крыши высокихъ палатъ. Переходъ отъ подлинной исторіи къ историческому жанру представляетъ картина А. П. Рябушкина Сидѣніе царя Михаила Ѳеодоровича въ его государевой комнатѣ съ боярами -- нѣчто вродѣ малой государевой думы, куда призывались только немногіе, особенно близкіе и довѣренные люди для собесѣдованій и совѣта. Кромѣ царя, эффектно посаженнаго почти спиною къ зрителямъ, на картинѣ изображено съ десятокъ лицъ, "истовыхъ", замѣчательно типичныхъ московскихъ бояръ, сидящихъ на скамьяхъ противъ государя и солидно вслушивающихся въ рѣчь одного изъ сотоварищей, который что-то объясняетъ царю, стоя и почтительно разсуждая рукой. Всѣ фигуры настолько живы и экспрессивны, что, вглядываясь въ нихъ, можно опредѣлить характеръ каждаго изъ ближнихъ совѣтниковъ, почти угадать, какъ каждый относится къ словамъ говорящаго,-- мало этого, самому хочется прислушаться къ его хитрой и изворотливой рѣчи... И, отдаваясь охватывающей иллюзіи, какъ будто чувствуешь тонъ этой рѣчи, понимаешь, какъ искусившійся во всѣхъ тогдашнихъ тонкостяхъ бояринъ "вокругъ да около охаживаетъ" предметъ совѣщанія. Въ техническомъ отношеніи картина исполнена превосходно. Къ чести художниковъ нашихъ, выставившихъ картины, изображающія русскую старину, мы съ особеннымъ удовольствіемъ отмѣчаемъ ихъ внимательное отношеніе къ деталямъ, вѣрное воспроизведеніе костюмовъ, домашней обстановки, всѣхъ аксессуаровъ, въ особенности же прекрасное, вдумчивое, исторически-вѣрное изображеніе типовъ давно былыхъ временъ. Первенство въ этомъ принадлежитъ А. А. Карелину, давшему замѣчательную фигуру Лже-Димитрія, перваго самозванца, остающагося до сихъ поръ совершенно загадочною личностью,-- загадочною настолько, что нельзя съ увѣренностью отвѣтить на вопросъ: не былъ ли онъ искренно убѣжденъ въ томъ, что онъ истинный царевичъ, сынъ царя Ивана IV? H. В. Невревъ написалъ когда-то превосходнѣйшаго "самозванца" въ картинѣ Лже-Димитрій передъ королемъ Сигизмундомъ. Тамъ передъ нами несомнѣнный "самозванецъ", авантюристъ отчаянной, феноменальной наглости, въ своемъ родѣ замѣчательнѣйшій типъ безсовѣстнаго "вора". Противъ такого изображенія ничего нельзя возразить, если признавать его за сознательнаго обманщика. Но очень многое возразить можно, если принять въ соображеніе, что этотъ "невѣдомый" человѣкъ, слуга Вишневецкихъ, съумѣлъ "обольстить" множество людей, начиная съ пановъ Адама Вишневецкаго и Юрія Мнишка, патеровъ-іезуитовъ, русскихъ перебѣжчиковъ и кончая Басмановымъ, боярами, царицею-инокиней и всѣмъ народомъ московскимъ. Такой, какъ самозванецъ г. Неврева, едва ли въ состояніи былъ бы обольстить кого-нибудь, кромѣ такихъ же искателей приключеній и проходимцевъ, какимъ былъ самъ, если только не допускать мысли, что онъ "очаровалъ" всѣхъ "колдовствомъ и волхвованіями", какъ увѣряли его современники-недруги. Въ своемъ Лже-Димитріи г. Карелинъ съ поразительнымъ мастерствомъ изобразилъ именно "загадочную" личность,-- загадочную не только для окружающихъ ее, но и для себя самой, и для того, кто внимательно всмотрится въ ея изображеніе на картинѣ высокоталантливаго художника. На большомъ полотнѣ -- одна фигура молодого человѣка въ богатомъ царскомъ кафтанѣ, сидящаго на дорогомъ креслѣ Годунова въ роскошной комнатѣ кремлевскаго дворца. Вы чувствуете, что этотъ молодой человѣкъ одинъ въ комнатѣ, онъ -- "самъ съ собою", ни сдержанности, ни притворства нѣтъ и въ намекѣ. Весь онъ передъ вами, таковъ, какимъ онъ есть на самомъ дѣлѣ, -- мечтатель и фантазёръ, въ душѣ добрый, несомнѣнно, нервный и страстный, очень умный, смѣлый до удали, пылко увлекающійся и способный увлекать какою-то странною, непонятною силой, кроющеюся въ его взглядѣ, въ его улыбкѣ, въ манерѣ, во всей фигурѣ,-- таинственныхъ, загадочныхъ, обольщающихъ и чарующихъ вѣрнѣе колдовства и неотразимѣе волхвованій. Традиціонныя бородавки нисколько не портятъ этого страннаго лица. Онѣ только сразу, безъ подписи и каталога, подтверждаютъ предположеніе, что на картинѣ изображенъ первый Лже-Димитрій. Какъ онъ самъ, оригинальна на немъ царская одежда, превосходно написанная съ лоскутовъ царскаго кафтана, пожертвованнаго царемъ Михаиломъ Ѳедоровичемъ одной изъ сибирскихъ церквей. Г. Карелинымъ выставлено еще нѣсколько картинъ: большое полотно, изобрающее Алешу Поповича въ былинно-сказочной обстановкѣ; Заморскій шутъ въ обществѣ четырехъ дворцовыхъ боярынь временъ Михаила Ѳедоровича; Царевъ приказъ, гдѣ очень типиченъ дьякъ, пишущій подъ диктовку боярина, и Забава, наименѣе удачная изъ картинъ этого художника. К. И. Горскій выставилъ картину Кудеяръ, отлично изображающую типы и сцену изъ временъ Грознаго. Изъ той же эпохи взялъ А. Н. Новоскольцевъ сюжетъ для своей картины Опричники въ домѣ земскаго, очень большой, бросающейся въ глаза эффектами и во многихъ отношеніяхъ неудачной. Связанный и прикрученный веревками къ креслу старикъ, богатый "земскій" человѣкъ, связанная и брошенная на кровать старуха, его жена, посреди комнаты (и картины) распростертая на полу молодая дѣвушка, вся обнаженная, опозоренная, несомнѣнная жертва страшнаго надругательства опричниковъ, въ глубинѣ -- удаляющаяся буйная толпа этихъ излюбленныхъ слугъ подозрительнаго, всюду искавшаго крамолы царя Ивана Васильевича; одинъ изъ нихъ, сидя еще за столомъ, допиваетъ внпо, товарищъ убѣждаетъ его уходить, готовъ тащить его насильно. Неистовства опричины извѣстны, и все, изображенное г. Новоскольцевымъ, могло происходить въ дѣйствительности, но никогда не могло происходить такъ, какъ передалъ художникъ. Историческія картины, какъ историческія повѣсти, прежде всего, должны во всей точности, вполнѣ правдиво изображать бытъ, характеръ, духъ взятой авторомъ эпохи изъ жизни народа. Опричники, несомнѣнно, своевольничали, буйствовали, грабили, убивали "земскихъ", позорили и насиловали ихъ женъ и дочерей, но вопіющая неправда въ данномъ случаѣ въ томъ, что они "обнаготили" дѣвицу: это противно духу русскаго народа, и еще большая неправда въ томъ, что надъ этою дѣвушкой они совершили свои звѣрскія неистовства среди бѣлаго дня, въ свѣтлой горницѣ, въ углу которой видны святыя иконы. Опричники не боялись "земскихъ" беззащитныхъ людей и съ ними не стѣснялись, они не боялись и грѣха, конечно, но лишь грѣха или грѣховъ извѣстнаго рода и при извѣстной обстановкѣ. Украсть, ограбить и убить казалось менѣе страшнымъ, чѣмъ поѣсть молока постомъ. Опозорить дѣвушку они не постѣснились бы, но ни за что не рѣшились бы сдѣлать это въ виду святыхъ иконъ, передъ "Божьимъ ликомъ". Погнавшись за эффектомъ, художникъ пересолилъ и испортилъ картину. Было бы много лучше, художественнѣе и съ дѣйствительностью сообразнѣе, если бы г Новоскольцевъ заставилъ опричниковъ, разграбивши домъ и связавши родителей, силою увести съ собою ихъ дочь-дѣвицу. Безъ всякаго подчеркиванія голымъ тѣломъ ясно было бы, что ждетъ молодую красавицу, и впечатлѣніе получилось бы какъ разъ то, котораго добивался авторъ, только еще болѣе сильное, увеличенное чистымъ негодованіемъ зрителя, чѣмъ честнымъ и гуманнымъ чувствомъ, въ силу котораго въ умѣ вспыхиваетъ мысль: вотъ бы когда броситься на злодѣевъ, вырвать у нихъ жертву, спасти несчастную!-- и нервы вздрагиваютъ и невольно напрягаются мускулы на бой за угнетенныхъ. А въ этомъ только и можетъ быть смыслъ подобныхъ картинъ,-- смыслъ, который почти всецѣло отпадаетъ, когда передъ нами не дранатическій моментъ, а совершившійся фактъ, способный вызвать только совсѣмъ уже не гуманное представленіе о мести, безплодной, ничего не исправляющей и просто непозволительной, даже преступной со стороны посторонняго зрителя. Изъ быта тѣхъ же временъ намъ остается упомянуть о картинѣ И. А. Кошелева Божій человѣкъ -- "блаженненькій", окруженный нѣсколькими женщинами, которыя прислушиваются къ его словамъ и, повидимому, стараются въ нихъ уловить предсказанія о судьбѣ ребенка, прижавшагося къ матери, сидящей противъ "Божьяго человѣка". Програмная картина В. Д. Болотнова Потопъ, какъ намъ передавали, удостоена золотой медали академіей художествъ. Передъ авторитетомъ академіи мы отъ критики воздержимся и ограничимся заявленіемъ, что произведеніе это вамъ весьма не нравится. Иное дѣло -- Блудный сынъ нашего времени М. А. Титова, картина "въ трехъ дѣйствіяхъ и въ одной рамѣ", издали похожая на складень,-- она просто крайне плоха и никакою академіей не возвеличена.
   Совершенно особнякомъ стоятъ и имѣютъ свое научно-археологическое значеніе работы Ѳ. I. Реймана, уже семь лѣтъ трудящагося надъ воспроизведеніемъ всѣхъ изображеній, сохранившихся въ римскихъ катакомбахъ отъ первыхъ вѣковъ христіанства. Работы эти начаты и ведутся (до сихъ поръ, кажется) г. Рейманомъ сообща съ профессоромъ В. И. Цвѣтаевымъ, или, по меньшей мѣрѣ, при содѣйствіи нашего почтеннаго ученаго, взявшаго на себя составленіе объяснительнаго текста къ художественнымъ снимкамъ г. Реймана, пріобрѣтеннымъ Е. Т. Солдатенковымъ для изданія ихъ въ точной репродукціи. Къ находящимся на выставкѣ рисункамъ приложены объяснительныя карточки, составленныя профессоромъ Цвѣтаевымъ. Благодаря работамъ талантливаго художника и русскаго ученаго, проведшаго въ Римѣ два года за изученіемъ памятниковъ древняго искусства, и благодаря участію, принятому въ этомъ дѣлѣ K. Т. Солдатенковымъ, наука пріобрѣтетъ историческіе документы величайшей важности, донынѣ остававшіеся мало доступными, погребенными въ душныхъ подземельяхъ и постепенно исчезающими. Изданіе ихъ въ краскахъ будетъ единственнымъ въ Еврспѣ по точности снимковъ и по количеству ихъ. Можно только пожелать, чтобы оно скорѣе осуществилось.

-----

   Первый опытъ устройства выставки картинъ историческаго содержанія надо признать вполнѣ удавшимся. Въ обществѣ выставка вызвала большой интересъ, видимо отвѣтила на насущный запросъ огромнаго числа московскихъ обывателей, и было бы въ высшей степени желательно, чтобы лучшія изъ поставленныхъ на ней картинъ остались въ Москвѣ, сдѣлались бы достояніемъ старой столицы, древній бытъ которой воспроизведенъ на этихъ картинахъ.
   Одновременно съ выставкою въ Историческомъ музеѣ имѣется въ залахъ Нѣмецкаго клуба, на Софійкѣ, "Третья выставка картинъ московскихъ художниковъ", состоящая изъ 135 картинъ и 3 скульптурныхъ произведеній. И на этой выставкѣ первое мѣсто принадлежитъ двумъ картинамъ историческаго содержанія: г. Турлылина -- Въ домѣ Іоанна и г. Ѳ. Рерберга -- Застава богатырская, на былинный мотивъ. Послѣ страшнаго событія, распятія Іисуса Христа, по завѣщанію Учителя, Его любимый ученикъ Іоаннъ привелъ къ себѣ въ домъ удрученную великою скорбью Мать Божественнаго Страдальца. Для людей, близкихъ къ Учителю, совершилось нѣчто потрясающее, способное смутить самыя сильныя души и смутившее ихъ неизреченно на все время, протекшее отъ погребенія искупительной жертвы до воскресенія Христа-Спасителя. Этотъ моментъ съ большою простотой и смой переданъ г. Турлыгинымъ. Въ особенности хорошъ на картинѣ "любимый ученикъ", убитый горемъ, растерянный, недоумѣвающій Іоаннъ, не успѣвшій еще опомниться, ищущій разгадки совершившагося,-- по человѣчеству, еще не озаренный упованіемъ грядущей славы Погребеннаго. Богатырская застава изображаетъ Добрыню Никитича, прискакавшаго на конѣ къ шатру и передающаго "атаману Ильѣ Муромцу и есаулу Алёшѣ" о своей встрѣчѣ съ "воромъ, собакой, нахвальщиной", отъ котораго онъ, "подъ-атаманъ" Добрыня Никитичъ, спасся молитвой и быстротой своего коня. Передъ этою картиной вновь возникаетъ спорный вопросъ: какъ долженъ изображать художникъ сюжеты, взятые изъ міра сказки и былины,-- съ тою ли обычною реальностью, какъ воспроизводятся историческія и бытовыя сцены и какъ то сдѣлалъ г. Рербергъ, или съ тѣмъ ясно выраженнымъ оттѣнкомъ фантастичности, котораго держался г. Карелинъ, когда писалъ своего Алешу Поповича, выставленнаго въ Историческомъ музеѣ? Не увлекаясь претензіей разрѣшить этотъ далеко не легкій вопросъ, мы склоняемся въ сторону сохраненія и въ картинѣ сказочнаго характера до извѣстныхъ границъ, разумѣется, до той трудно уловимой мѣры, которую соблюлъ, по нашему мнѣнію, г. Карелинъ. Изъ жанровъ намъ болѣе всѣхъ нравится Маленькая учительница г-жи Э. Я. Шанксъ, умѣющей просто, живо и талантливо передавать милыя сценки изъ жизни дѣтей. Затѣмъ, несомнѣнно, хороши картины: У закладчика В. Андреева и Утро А. Сильверсвана, -- на обѣихъ очень выразительны лица и фигуры, въ особенности типично лицо "закладчика". Красива фигура дѣвушки въ русскомъ костюмѣ на картинѣ А. Синцова Мечты и замѣчательно хорошъ старикъ, кормящій голубей, на картинѣ К. Высотскаго Любимцы. Очень хороша пастель А. Степанова Медвѣди, пара медвѣжатъ -- совсѣмъ живые и милы необыкновенно. Г. Коровинъ, несомнѣнно, талантливый художникъ, и тѣмъ непріятнѣе видѣть на выставкѣ такое его произведеніе, какъ У окна,-- эскизъ, изображающій даму въ капотѣ, стоящую спиною къ зрителямъ и отворяющую окно. Эскизъ ли, картина ли, большое полотно или маленькое, тогда только могутъ быть названы болѣе или менѣе художественными произведеніями, когда есть хотя какой-нибудь смыслъ въ томъ, что на нихъ изображено. Въ капотѣ со шлейфомъ, въ затылкѣ дамы и въ растопыренныхъ рукахъ, которыми она отворяетъ оконную раму, нѣтъ никакого смысла и быть не можетъ. Какъ виртуозно не расписывай складки и все прочее, что видитъ глазъ у человѣка, стоящаго къ намъ задомъ, все это будетъ никому и ни на что ненужнымъ пустымъ мѣстомъ. Къ сожалѣнію, мы уже не разъ замѣчали попытки нашихъ художниковъ изображать одиночныя фигуры людей, отвратившихъ отъ насъ свои лица и уткнувшихъ ихъ въ полотно. По части пейзажа на этой выставкѣ -- совсѣмъ слабо и упомянуть можно только о видахъ Кавказа г. Батурина, о картинкахъ г. Аладжалова и Сѣверныхъ этюдахъ К. Коровина.

-----

   Еще менѣе,-- можно сказать, совсѣмъ мало,-- интереса представляетъ выставка "Товарищества южно-русскихъ художниковъ въ Одессѣ", помѣщающаяся въ настоящее время на Петровкѣ. Въ каталогѣ подъ No 1 значится картина И. К. Айвазовскаго Видъ Константинополя, на которой ничего ровно не видно, кромѣ двухъ превосходно сдѣланныхъ деревьевъ на прозрачномъ южномъ небѣ. Большая часть пейзажей ниже посредственности, сколько-нибудь выдающихся мы не замѣтили, бродя въ совершенномъ одиночествѣ по пустыннымъ комнатамъ среди навѣвающихъ томительную скуку картинъ и картинокъ, изображающихъ "осень", "зиму", "сѣрый день", "окрестности" чего-то и т. д. Нѣкоторый просвѣтъ въ этомъ уныломъ собраніи произведеній южно-русскихъ художниковъ представляютъ двѣ полныхъ жизни картины Е. I. Буховецкаго: Игра въ шашки и Въ справочной конторѣ, затѣмъ -- Горничная передъ прогулкой П. А. Нилуса и Въ сумеркахъ А. Н. Стиліануди. А затѣмъ -- и посмотрѣть не на что. Не даромъ во все время, проведенное нами на этой выставкѣ, мы не встрѣтили тамъ ни души. Иллюстрированный каталогъ выставки, заключающій въ себѣ около тридцати фототипій, можетъ дать нѣсколько преувеличенное представленіе о достоинствѣ оригиналовъ.

-----

   Въ новомъ зданіи Верхнихъ городскихъ рядовъ только что закрыта выставка строительныхъ матеріаловъ и работъ при второмъ съѣздѣ русскихъ зодчихъ, созванномъ московскимъ архитектурнымъ обществомъ. Эта выставка могла бы быть названа просто техническою, если бы при этой "выставкѣ строительныхъ матеріаловъ и работъ", не было устроено отдѣленія въ верхнихъ залахъ, занятаго исключительно проектами и планами разныхъ зданій, что составляло художественную и наиболѣе интересную часть выставки, на которую, впрочемъ, сами русскіе зодчіе и московское архитектурное общество обратили, повидимому, мало вниманія. Этотъ отдѣлъ выставки они загнали въ такое мѣсто, гдѣ его приходилось розыскивать, что дѣлали, конечно, немногіе изъ посѣтителей, большинство даже не знало, кажется, о его существованіи. Проекты и планы экспонированы были въ крайне неряшливой обстановкѣ, расположены кое-какъ, безъ системы, безъ толку. Имъ не было даже составлено каталога, тогда какъ Каталогъ строительнымъ матеріаламъ и работамъ, составляющій книжку въ 100 страницъ, раздавался посѣтителямъ "безплатно". По всему видно было, что гг. зодчіе сами не придаютъ никакого значенія художественной части своего дѣла и неизмѣримо болѣе заняты его "матеріальною и рабочею" стороной. Зодчество, какъ извѣстно, далеко не процвѣтаетъ у насъ въ художественномъ отношеніи, оно почти исключено изъ благородной семьи искусствъ и существуетъ только изъ милости, ради удовлетворенія спорадйчески-проявляющейся прихоти какого-нибудь толсто-карманника, вдругъ ли съ того, ни съ сего охватываемаго тщеславнымъ желаніемъ поразить всю Рогожскую или все Замоскворѣчье диковинными палатами въ неправдоподобномъ "стилѣ". А потому до сихъ поръ и нѣтъ у насъ ровно никакого "стиля", а все, воздвигаемое въ такъ называемомъ "русскомъ вкусѣ", поражаетъ совершеннымъ отсутствіемъ вкуса у зодчихъ и у ихъ заказчиковъ, одержимыхъ маніей строительнаго величія. Всего ярче и тяжелѣе сказывается пренебреженіе къ архитектурному искусству всякій разъ, когда является насущная необходимость обратиться къ нему для сооруженія какого-нибудь общественнаго зданія, храма или монумента. Тутъ неизмѣнно, во всей своей наготѣ, обнаруживается плачевная несостоятельность русскихъ зодчихъ. Еще болѣе необходимы и очень большому числу людей проекты и планы сельскихъ построекъ, дешевыхъ, прочныхъ, красивыхъ и удобныхъ: школъ, больницъ, деревенскихъ и городскихъ домовъ собственниковъ средняго достатка и т. п. Ничего такого на выставкѣ русскихъ зодчихъ не было и на запросы деревни они отвѣтили изображеніями страшно дорогихъ "виллъ", исполненныхъ по заказамъ милліонеровъ, и подгородныхъ пестрыхъ дачъ, едва ли пригодныхъ для постояннаго житья. Да и это сдѣлано либо по иностраннымъ образцамъ, либо по старому, надоѣвшему шаблону... Въ задачи строительнаго искусства, особливо, въ такой странѣ, какъ, Россія,-- съ продолжительными и суровыми зимами, съ лѣтними непогодами,-- наравнѣ съ красотою и изяществомъ зданій входятъ заботы о гигіенѣ, комфортѣ жилищъ, о теплѣ въ нихъ и хорошей вентиляціи. По этой части на выставкѣ ничего не было, кромѣ всѣмъ извѣстныхъ циркуляціонныхъ печей разныхъ системъ, пригодныхъ только въ большихъ городахъ и тамъ, гдѣ есть для нихъ подходящее топливо, коксъ и антрацитъ. Несомнѣнно огромное удобство представляютъ фигурировавшія на выставкѣ различныя приспособленія для пользованія газомъ, которымъ могутъ отапливаться комнаты, кухонныя плиты, нагрѣваться ванны и освѣщаться жилыя помѣщенія. Но все это доступно лишь тамъ, гдѣ есть газъ, и въ тѣхъ домахъ, въ которые онъ проведенъ. Да и то въ каталогѣ значится, что стоимость отопленія газомъ помѣщенія въ 60 кубич. аршинъ обходится 2 1/2 коп. въ часъ, т.-е. для отопленія комнаты 4 арш. вышины, 5 арш. ширины и 6 арш. длины потребуется въ часъ топлива на 5 коп., а въ 24 часа -- на 1 р. 20 к.,-- сумма, на которую самою обыкновенною голанкой и хорошими березовыми дровами можно отапливать помѣщеніе въ четыре и въ пять разъ большее. Были выставлены превосходные вентиляторы, приводимые въ дѣйствіе электрическими динамо-машинами... Были прекрасные иллюминаторы, стеклянные пустотѣлые кирпичи, стекло "Монье", проложенное внутри проволочною сѣткой, отличные изразцы и плитки для половъ, только все это заграничное и неимовѣрно дорогое, пригодное только для построекъ, сооружаемымъ на свободные милліоны. Изъ немногихъ вещей, доступныхъ обыкновеннымъ смертнымъ, мы прежде всего обратили вниманіе на оцинкованное желѣзо единственной фабрики въ Москвѣ H. В. Черепова. Крыша изъ него обходится немногимъ дороже простой желѣзной, за то не требуетъ окраски и никогда но ржавѣетъ. Хороши желѣзныя издѣлія Л. В. Готье, а также чугунно-литейнаго завода Морица Пальмъ, нѣкоторыя домашнія приспособленія, выставленныя техническою конторой В. С. Александровскаго, въ числѣ которыхъ многія не имѣютъ никакого отношенія къ зодчеству, какъ, напримѣръ, бензиновыя лампы, фильтры для воды, пишущія машины Іосто-Мэрриттъ и т. п. Къ слову сказать, эту пишущую машину мы предпочитаемъ ремингтоновской. Весьма хороши были столярныя издѣлія, образцы, правда, дорогихъ, но очень изящныхъ паркетовъ разныхъ мастерскихъ. Наиболѣе богато была представлена русская керамика, издѣлія которой, хотя изготовленныя и заграничными машинами, во многомъ, всего болѣе въ чистотѣ и изяществѣ, уступаютъ иноземнымъ. Особеннаго вниманія заслуживаетъ "франко-русскій" пирогранитъ (заводъ въ гор. Боровичахъ), затѣмъ русскіе мраморы, гранитъ, издѣлія изъ цемента и асфальта. Конечно, въ этомъ короткомъ перечнѣ мы могли кое-что пропустить и сдѣлали это, отчасти, по винѣ составителей Каталога строительныхъ матеріаловъ и работъ, который составленъ "по даннымъ, доставленнымъ гг. экспонентами". Огромное же большинство гг. экспонентовъ въ видѣ "данныхъ" доставили простыя объявленія о своихъ производствахъ и конторахъ, а не перенумерованные списки выставляемыхъ предметовъ. Весьма возможно, что такая выставка матеріаловъ оказалась пригодною и полезною зодчимъ и подрядчикамъ. Что же касается массы публики, то она едва ли могла тамъ чѣмъ-нибудь воспользоваться, кромѣ развѣ сборника объявленій, названнаго каталогомъ. Иное дѣло, если бы подобная выставка изъ временной превратилась въ постоянную, въ своего рода Muster-Ausstellung, гдѣ бы всякій, имѣющій надобность въ строительныхъ матеріалахъ и работахъ, могъ сличить достоинство различныхъ образцовъ, сравнить ихъ цѣны по обстоятельнымъ прейсъ-курантамъ, выбрать подходящее и если не тутъ же сдѣлать заказъ, что было всего удобнѣе и желательнѣе, то направиться уже прямо въ ту контору, чьи образцы онъ выбралъ. Такая "постоянная" выставка образцовъ принесла бы огромную пользу публикѣ и заводчикамъ, сблизила бы тѣхъ и другихъ безъ посредства коммиссіонныхъ конторъ и побудила бы заводчиковъ улучшать достоинство своихъ издѣлій въ виду постояннаго ихъ сличенія съ произведеніями конкуррентовъ.

Ан.

"Русская Мысль", кн.III, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru