Решетников Федор Михайлович
Свой хлеб. Роман в двух частях Ф. Решетникова. Спб. 1871

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Свой хлѣбъ. Романъ въ двухъ частяхъ Ѳ. Рѣшетникова. Спб. 1871.

   Писатель, перу котораго принадлежитъ этотъ романъ, скончался въ ночь съ 8-го на 9-е марта, отъ отека легкихъ,-- непродолжительной, но тяжкой болѣзни. Ему было всего 29 лѣтъ, тотъ возрастъ, когда дарованіе зрѣетъ и укрѣпляется. Въ Петербургъ онъ пріѣхалъ нѣсколько лѣтъ тому назадъ, изъ одной изъ нашихъ сѣверо-восточныхъ губерній, и привезъ съ собою большую повѣсть "Подлиповцы", которая была напечатана въ "Современникѣ". Повѣсть, имѣвшая, независимо отъ своихъ литературныхъ достоинствъ, большой этнографическій интересъ, обратила на молодого писателя общее вниманіе; литераторы старались пріютить его и ввести въ кругъ литературныхъ интересовъ; но Рѣшетниковъ выглядывалъ нелюдимомъ, забивался въ уголъ и молчалъ; лишь изрѣдка удавалось втянуть его въ разговоръ; тогда онъ обнаруживалъ большой здравый смыслъ и наблюдательность и въ тоже время лишь незначительное литературное образованіе. Въ этомъ положеніи онъ и остался, тѣмъ болѣе, что закрытіе "Современника* разсѣяло, такъ сказать, его сотрудниковъ, и предоставило молодого, но мало образованнаго писателя себѣ самому. Рядъ разсказовъ, слѣдовавшій за "По дли ловцами", укрѣплялъ за авторомъ право на литературное имя, и хотя въ нихъ видна была поспѣшность работы и небрежность формы, но они отличались жизненною правдою. Одно изъ послѣднихъ его произведеній, напечатанное въ "Отеч. Запискахъ" новой редакціи, называлось въ окончательной своей формѣ: "Гдѣ лучше"? Говоримъ: въ "окончательной формѣ", потому что начало его печатать "Дѣло", подъ заглавіемъ "Чернорабочіе", и не кончилось. Въ нашемъ журналѣ, по поводу выхода отдѣльнымъ изданіемъ этого романа, подробно оцѣнена была дѣятельность Рѣшетникова и указаны тѣ стороны его таланта, которыя выдвигали его впередъ среди нашихъ многочисленныхъ новыхъ беллетристовъ; поэтому мы не станемъ здѣсь повторять сказаннаго, и если замѣтили выше относительно формы его произведеній, то единственно потому, что она, на нашъ взглядъ, играетъ вообще далеко не второстепенную роль, и постоянное пренебреженіе ею неминуемо ослабляетъ и самое содержаніе, дѣлая его, такъ сказать, слишкомъ эскизнымъ. Благодаря, быть можетъ, этому отсутствію тщательной работы надъ формою, "Подлиповцы", гдѣ яркое содержаніе поглощало все вниманіе, осталось едва ли не лучшею вещью Рѣліетникова, хотя многіе ставятъ на первое мѣсто "Гдѣ лучше"? Какъ бы то ни было, но все то, что написано молодымъ писателемъ послѣ этого послѣдняго романа, было слабѣе и слабѣе. Мы не думаемъ, что это доказывало ослабленіе его дарованія, которое выдыхалось по мѣрѣ того, какъ авторъ тратилъ въ мелкихъ разсказахъ запасъ прежней своей наблюдательности: скорѣе можно допустить, что дарованіе это глохло среди неблагопріятной обстановки и въ силу усвоенныхъ привычекъ, отъ которыхъ писатель не могъ освободиться одной своей волею; необходимость заработывать свой хлѣбъ и писать много, конечно, также надо причислить къ ряду этихъ неблагопріятныхъ обстоятельствъ. Послѣдній его романъ, "Свой хлѣбъ", нѣкоторыми мѣстами первой части возбудилъ-было интересъ, но чѣмъ далѣе подвигалъ свою работу романистъ, тѣмъ произведеніе его болѣе и болѣе обличало въ немъ безсиліе справиться вполнѣ удовлетворительно я своей задачею. А задача эта была почти совсѣмъ искусственна, какъ задача передовой статьи: Рѣшетниковъ брался изобразить въ романѣ энергическую дѣвушку, которая, несмотря на то, что быя обставлена въ семьѣ самыми неблагопріятными условіями, успѣла усвоить себѣ либеральные принципы о женскомъ трудѣ и устремилась съ успѣхомъ къ ихъ осуществленію. Отсюда и названіе романа -- "Свой хлѣбъ", то-есть исканіе независимаго существованій посредствомъ честнаго труда. Задача, безспорно, высоконравственная и, благодаря ей, романъ читается съ интересомъ, но искусственность исполненія, искуственность характеровъ слишкомъ бьетъ въ глаза читателю. Во всякомъ случаѣ, романъ этотъ лучше и полезнѣе сотенъ французскихъ и нѣмецкихъ издѣлій, которыя поглощаются въ оригиналѣ и въ переводѣ нашимъ обществомъ. Это наше искреннее мнѣніе,-- а не одинъ вѣнокъ на "свѣжую могилу", не дань снисходительности, вызванной преждевременной смертью сильнаго, но мало-развитого дарованія. Среди беллетристовъ, посвятившихъ свою дѣятельность на изображеніе народнаго быта, Рѣшетниковъ былъ едва ли не единственнымъ писателемъ, которому, послѣ Тургенева, удавалось рисовать не народныя только сцены, но и народные типы. За то гораздо меньше поддавалась его изображенію среда нѣсколько высшая; тутъ вы немедленно замѣчаете искуственность и какое-то несвободное отношеніе къ дѣйствующимъ лицамъ: онъ точно чувствовалъ себя здѣсь чужимъ и вдавался въ общія мѣста, во фразеологію безцвѣтнаго характера. Тоже самое было съ нимъ, когда онъ сбивался съ пути непосредственнаго творчества и задавался идейной работой: тутъ причиной безсилія являлась недостаточность его образованія.

ѣстникъ Европы", No 4, 1871

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru