РЕВЕРДИ Пьер [Pierre Reverdy, 1899--] -- французский поэт. В своих попытках уловить тончайшие оттенки ощущений Реверди близок символизму. Его высказывания о задачах художника -- сквозь видимый мир "увидеть другую реальность", не познавать, а "угадывать и изобретать" ("Self Defence", 1919) -- характерны для поэта буржуазии империалистического периода, не находящей путей к возрождению в действительности и вынужденной искать выход в случайном, ирреальном и иррациональном. Отсюда мистицизм и упадочничество в миросозерцании Р., быстрая смена владеющих им настроений. Безнадежность и одиночество -- доминирующие мотивы его поэзии, любовь его "бесцельна". Он бродит на границе действительного: "лестницы, которые никуда не ведут", "крик из ночи", "вздохи, оставшиеся в комнате", -- его образы, отвечающие подавленной психике представителя обреченного класса ("Les épaves du ciel", 1924).
Эмоционально насыщенное творчество Р. усвоило себе форму поэм, написанных зачастую прозой. В ритмах и структуре стиха он стремится отойти от старых лит-ых канонов, культивируя свободный и разорванный стих, переносы слов, экспрессионистскую манеру выражения. Соответственно настроениям слог поэта приобретает иногда лихорадочный темп. На некоторых сборниках поэм заметно влияние дадаистов (см.) с их анархическим мелкобуржуазным бунтом и презрением к смысловому значению слова ("La guitare endormie", 1919).
Библиография:
I. Кроме указ. в тексте:
Les jockeys camouflés, 1918 (с илл. Анри Матисса);
Cœur de chêne, 1920;
Étoiles peintes, 1921;
Cravates de chanvre, 1922;
Écumes de la mer, 1925;
La peau de l'homme, 1926;
Le gant de crin, 1927;
La balle au bond, 1927;
Flaques de verre, 1929;
Pablo Picasso, 1929;
Sources du vent (1913--1929), 1929 (с иллюстрациями Пикассо);
Risques et périls, 1930.
Н. Пресман-Фридман
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 576--577.
РЕВЕРДИ (Reverdy), Пьер (13.IX.1889, Нарбонн, -- 17.VI.1960, Солем) -- франц. поэт. Воспитание в патриарх. семье деревенских скульпторов выработало характерное для Р. руссоистски-толстовское неприятие бурж. мира, вызвало тоску по душевной цельности. Поэт пережил голод среди предвоен. артистич. богемы Парижа, 1-ю мировую войну, бунт "дада" и "сюрреалистов", гитлеровскую оккупацию. Стихи 1916--24, объединенные в сб. "Осколки неба" ("Les épaves du ciel", 1924), непосредственно связаны с сюрреализмом. В кн. "Труд рабочего" ("Main d'œuvre", 1949), куда вошли стихи 30-х гг. и периода Сопротивления, преобладают реалистич. тенденции. Р. писал и стихотв. прозой: роман "В нашей шкуре" ("La peau de l'homme", 1926), сб. рассказов "Среди риска и опасностей" ("Risques et périls", 1930). Ему принадлежат книги филос. и эстетич. размышлений: "Шершавая перчатка" ("Le gant de crin", 1927), "Мой судовой журнал" ("Le livre de mon bord", 1948), "В навал" ("En vrac", 1956). Стремление к особому лаконизму и неукрашенности (pureté) вело Р. к недосказанности, метафорич. конструкциям. Творч. развитие Р. проходило под знаком постоянного конфликта между трудными алогичными модернистич. формами и стремлением к беспощадному раскрытию внутр. мира современника. Реалистич. тенденция и нравств. непреклонность в годы фаш. оккупации сделали Р. непосредственным предшественником П. Элюара и франц. прогрес. поэзии 1940--60 гг.
Сочинения:
в рус пер.: [Стихи], в кн.: Я пишу твое имя, Свобода. Франц. поэзия эпохи Сопротивления. [Сост. и ст. об авторах С. Великовского, М., 1968].
Литература:
Балашов Н. И., Пьер Реверди, в кн.: История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963;
Pierre Reverdy (1889--1960), publ. sous la dir. de M. Saillets, P., 1962;
Aragon L., Le soleil noir de Solesmes, "Les Lettres françaises", 1960, 23 juin;
Greene R. W., The poetic theory of P. Reverdy, Berk. -- Los Ang., 1967 (библ. p. 97--105).
Н. И. Балашов.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 229--230.