Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ЭД. БЕМЭ. ВОСПИТАНИЕ СЫНА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПИСЬМА К МОЛОДОЙ МАТЕРИ
Перевод с немецкого Н. Федоровой. СПб., 1898.
Эту маленькую (141 стр.) и простую книжку можно очень и очень рекомендовать всем молодым матерям. Ее огромное достоинство заключается потребностью в ней. Это -- письма чрезвычайно опытного и чрезвычайно умного человека к молодой матери о всяческих затруднениях и недоумениях, с каким она встречается, ведя воспитание детей. Всех писем восемнадцать, и мы дадим их рубрики, чтобы читатель знал, что ему дают и что он спрашивает: "Женщина-мать", "начальное воспитание ребенка", "гулянье и забавы", "первые шаги ребенка", "самозащита и самопомощь", "послушание" (как его добиться -- превосходнейшая по практичности глава), "упрямство", "тщеславие и эгоизм", "детские болезни", "первые занятия и удовольствия", "подготовка к школе", "в школе" (две главы), "привычка лгать" (две главы), "неуместная строгость", "источник лжи", "обязанности родителей к детям".
Автор нигде не идеальничает и берет ребенка таким, каков он есть, т. е. с возможностью порока во все стороны; нигде он и не запутывается в общих рассуждениях, которые, свидетельствуя матерям о глубокомыслии авторов, в сущности, лишь скрывают авторское бессилие сказать что-нибудь практическое и нужное. На выдержку -- вот суждение Э. Бемэ о столь распространенных теперь "детских книжках", путем коих -- кстати заметить -- так часто ленивые или неумелые матери отделываются от живого и, естественно, тяжелого труда над детьми: "Книги с картинками должны развивать в ребенке вкус к изящному. Поэтому для меня всегда было непонятно, как могут фабриковать для детей, и даже покупать книги со сквернейшими физиономиями, самыми нелепыми рассказами и глупейшими стихами. Я считаю это чистым грехом. Хоть картины и имеют претензию быть только юмористичными, но все-таки дети находят там образы, наводящие на них боязнь, например: отвратительный, безобразный портной отрезает мальчику ножницами пальцы за то, что он постоянно кладет их в рот. Если ребенок верит этому рассказу, то он производит на него то же самое действие, как и напугивание старых кормилиц и нянек. Если же он считает этот рассказ неправдоподобным и замечает, так сказать, холостой заряд, то он становится для него грубой шуткой. Истинный юмор никогда не бывает дурен, груб и страшен, но, напротив, прекрасен. Самое же худшее последствие во втором случае -- то, что в ребенке возникает сомнение в истине всех угроз, а также и в истине печатного слова. Хотя я и приверженец свободного мышления и суждения, но все-таки скажу, что книги для детей должны быть для них авторитетом; так как и они служат учителями и воспитателями детей" (стр. 31). От себя мы добавим, что нет ничего хуже для ребенка -- множества детских около него книг, как и простого множества игрушек. Это верное средство приучить ребенка к рассеянности. Одна игрушка -- по крайней мере долго; одна книжка -- очень и очень долго: ребенок сумеет вытянуть все из них, утилизировать каждую их сторону. А как важно во всю последующую жизнь иметь этот навык: вытягивать из малого, чем располагаешь огромную или по крайней мере всю возможную пользу. Ребенку иногда станет скучно: ну, пусть придумает сам, как развлечь себя: ему однообразно, но ведь мы называем пресыщением и изнеженностью неуменье терпеть однообразие. Как часто, воспитывая, мы, в сущности, прививаем пороки: не от этого ли так неудачны плоды новейших изощренных педагогических систем?