Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
Л. С<ЛОНИМСКИЙ>. МЫСЛИ БЕЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ ЕГО СМЕРТИ (1848-1898) СПб., 1898.
Книжка эта составлена небрежно. Мнения Белинского о воспитании взяты не полно и не приведены в систему. При выдержках, везде коротеньких, не сделано даже указаний на статьи, из которых они взяты, и только есть ссылки на том и страницу павленковского издания "Полного собрания сочинений Белинского". Наш книжный рынок вообще несколько злоупотребляет юбилеями, и данная книжка есть одно из таких злоупотреблений. Составитель просмотрел "к юбилею" одно издание, отметил карандашом места, где говорится о воспитании, и заказав типографии перепечатать их -- дал читателям, естественно, плохую книжку. В настоящее время мысли Белинского о воспитании, не представляют новизны, оригинальности или занимательности: он не был глубоким психологом в этом вопросе, а воспитание все основано на психологии. Но в свое время он сделал много для разрушения двух, тогда почти единственных, способов относиться к детям: полного предоставления их "на волю Божию", и усиленного формирования из них какой-то "переводной" иконы с себя. Вот несколько слов о последнем типе воспитания, который для нас кажется каким-то архаизмом, а между тем был когда-то почти всеобщим: "Эти рачительные родители начинают с самого детства портить своих детей, совершенно подавляя их личность собственным влиянием... Они добиваются, чтобы дети смотрели на все и видели все не своими, а их глазами. По странному эгоизму, они преследуют и подавляют в них всякую самостоятельность ума и воли, как нарушение сыновнего уважения, как восстание против родительской власти. Многими и долгими стараниями они часто убивают в детях всякую живость, резвость и шаловливость, которые составляют необходимое условие юного возраста. Наши мудрецы, например, откровенно признаются, что считают пустыми и ничтожными всех тех, которые любят театр, балы, маскарады, общество. С самого нежного возраста они начинают обращать и своих детей во взрослых, серьезных людей; детские игры считаются в них шалостями, детская печаль и слезы -- ревеньем и хныканьем и т. д. Из их робких, запуганных детей вырастают робкие, запуганные юноши и, возмужав, женясь, становятся в свою очередь притеснителями своих детей". "Свежо предание, -- а верится с трудом" -- до того далеко мы отошли от этой практики, против которой мучительно принужден был бороться Белинский.
КОММЕНТАРИИ
НВип. 1898. 3 июня. No 7996. С. 7. Подпись: Р.
Публицисту Л.З. Слонимскому принадлежит резко отрицательный отзыв (Вестник Европы. 1886. No 10) о первой книге Розанова "О понимании". Розанов писал о Слонимском в статье "Литературно-экономический "кризис"" (НВ. 1897. 23 сент.), вошедшей в книгу Розанова "Литературные очерки".