Розанов Василий Васильевич
Христос и "богатый юноша"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1904
Обновлено: 07/06/2019. 11k.
Статистика.
Статья
:
Религия
В темных религиозных лучах
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Василий Васильевич Розанов
В темных религиозных лучах
Христос и "богатый юноша"
На "весенней выставке" в Академии Художеств экспонирована картина "Христос и богатый юноша" молодого русского живописца А. И. Алексеева, привезшего первые свои произведения из Рима.
Картина заключает в себе восемь лиц. На первом плане -- "богатый юноша", рослый, видный еврей, в богатом древнееврейском одеянии. Он поднял правую руку к лицу, взяв подбородок между большим и указательным пальцами; лицо -- задумчивое, нерешительное, без фанатизма, без той "idée fixe", какую вообще предполагают в этом "юноше", до того прилепившемся к своим сокровищам, что он имел силу не послушаться Христа, ради Которого, под Его невыразимым обаянием, все и всё оставляли. Христос, несколько позади, сидит на ступени портика Храма и смотрит со скорбью и упреком на удаляющегося юношу. Левее -- апостолы Иоанн и Петр; еще далее, влево же, еврейские старцы; на правой стороне (картины), облокотившись около корзины, сидят мужчина и женщина. Все -- смотрят, все -- зрители драмы между юношею-человеком и Бого-человеком.
По причинам, которые я объясню ниже, картина мне вовсе не понравилась. И я дал бы варварский совет живописцу: сняв с нее фотографию, которая мертва и собственно души картины никогда не передаст, затем уничтожить самую картину и нарисовать ее по фотографии вторично, -- нарисовать когда-нибудь, через много лет, с совершенно переродившеюся душою. А почему -- обо всем этом речь сейчас.
Лица, кроме Христа, все более или менее удачны, а одно, лицо Иоанна, даже прекрасно. Молодое, безбородое, с поднятыми вверх зрачками, опираясь на ладонь, оно имеет в себе нечто Сивиллинское; и, мне кажется, знаменитые Сивиллы Микель-Анджело в Сикстинской капелле (автор работает постоянно в Риме) не остались без влияния на автора. Это тот же очерк, лица, тот же взгляд; то же в нем вещее и внутреннее, пророческое. Недурно и решительное, простонародное лицо ап. Петра, далекое от последующих иконописных нюансов, набежавших на него потом. Здесь евангельская сцена взята сейчас, в реализме современности, в реализме этнографической обстановки, будничного дня в Иерусалиме.
Лицо Христа... Отчего Оно и здесь неудачно, как и в тысячах других картин, -- везде, по общему сознанию? Где тайна этой неизобразимости? Тогда как иконы, особенно старинные, беспретенциозные, передают Его или хорошо, или, по крайней мере, удовлетворительно. Общий закон
иконы
, в отличие от
живописности
, заключается в ее
обобщенности, отвлеченности, схематизме
. Не могу здесь не передать удивления, овладевшего мною, когда я в первый раз рассматривал, в изданиях здешнего Археологического Общества, монеты Великого князя Владимира: на них он -- с длинными усами и без бороды, с малой растительностью на голове, приблизительно как изображается Тарас Бульба на олеографиях. Но вот, за историческую заслугу, Великий князь Киевский пошел на иконы, и действие основного закона иконописи --
схематичность и общность
-- проявилось. Усы были сняты; на место их появилась длинная седая борода, приблизительно как у Антония и Феодосия Печерских. Князь куда-то исчез и появился на его месте "святой", "вообще" святой, под которым определенное имя мы можем подписать только при некотором усилии воли и готовности на "pia fraus", "благочестивую кривду". Иконы Владимира, не отличающиеся от икон Феодосия или Антония, не суть иконы
ни
Владимира,
ни
Феодосия,
ни
Антония, а суть "эмблемы", и "впечатления", и "мечтания" о святости, как
мы ее себе теперь
представляем. Это есть некий общий "слон", коего мы рисуем, желая сказать: "большое животное". Схема, символ -- и
ничего действительного
, даже когда подлинная действительность (как лицо кн. Владимира на монетах) и известна. Поразительная вражда к
реализму
, к
конкретности
. Религия -- вне конкретного, религия -- вне реального: это какая-то всему предшествующая аксиома у нас.
Возвратимся к теме. Лицо Христа возможно изобразить в иконе и невозможно в живописи, ибо образ Его,
как он уже дан в (канонических) Евангелиях
и запечатлелся у нас с детства, -- именно
иконен
, а не
живописен
: ибо не несет ничего из "упреков" (слабостей, пороков, подробностей) народности, звания, состояния. Христос
не имел недостатков
: между тем живописец может изобразить "скупого", "расточительного", -- все отдельные типы, являющие выпуклые штрихи для кисти! -- может представить гневного, яростного или примиренного после гнева; может представить "эллина", "жида". Но кто не был
ни
эллином,
ни
евреем,
ни
скупым,
ни
расточительным,
ни
вообще в частности "тем" или "этим": скажите, пожалуйста, какая кисть и какие
краски
могут схватить и показать зрителю "вот! вот!" -- эту
сумму отсутствующих недостатков
?!! Христос --
бескрасочен
: вот источник неудачных и невозможных Его "живописаний" и, может быть, одна из тропинок для проницания в Его неисследимый Лик... Было лицо
вообще
идеальное, человеческое ("Се Человек"), с добротою, которая не переходила в сантиментальность, с осуждением злу, которое не переходило в желчность, со спокойствием, но ровным, не чрезмерным: ну, вот вы возьмите кисть (пусть Репин возьмет) и нарисуйте лицо "вообще идеальное"!.. Ничего не выйдет; при удаче -- выйдет икона, "поклоняемое". Самый возраст Христа, о котором в Евангелии рассказывается, также удален от крайностей и выразительности (и след., живописи): это 30--33 года, т. е. те лета, в которых и с
живого
человека
труднее всего снимается портрет
. Ведь есть бессмертные портреты
стариков
и
детей
, также --
отроков
: а с среднего возраста равных по запоминаемости и всемирности -- нет! Итак, отсутствие лично-
характерного
, лично-
выразительного
, лично-
страстного
, лично-
порочного
, отсутствие черт
племени, ремесла, сословия
, чтó всемирно есть, было и останется темой живописи, эта сумма отсутствия нужных живописных качеств в Сыне Человеческом есть и останется навсегда препятствием для Его удачного воспроизведения кистью, в
красках
, на
картине
.
Христос не картинен был
в жизни
, Он был уже
в жизни
иконен: вот чтó открыло эпоху иконописания в истории -- и чтó, одновременно, ввело в рамки светскости, ограничило почти только светскими темами европейскую живопись.
Возвращаюсь к картине г. Алексеева.
Прекрасно расположение в ней фигур, смотря на которое думаешь: "Да,
так
эта сцена между богатым юношею и Христом и произошла! Как же иначе? Иначе им и расположиться было невозможно!" Но это -- пока обращаешь внимание, так сказать, на архитектуру полотна. Вы всматриваетесь в самую картину и приходите в некоторый ужас: между ее лицами нет нравственной, даже мысленной, да и вообще никакой связи!!! Они глядят друг на друга и ничего не понимают, не думают; никакого слова (о богатстве) не было сказано. В картине нет полета; нет именно слова, выслушанного, и которое, всех поразив, соединило бы отдельных лиц в одну группу!
Если смотреть на картину как на фотографию, отойдя далеко от нее или вовсе почти смежив глаза, то не остается желать лучшего и бóльшего. Если же смотреть на нее как на картину -- то ее вовсе нет: не только хорошей, но и никакой! Не было беседы, не было вообще ничего между этими людьми, которые даже и не люди, а фигуры: Христос смотрит не на "богатого юношу", а просто глядит в спину ему; "сивилла"-Иоанн просто показывает белки глаз; Петр изображает мужичка; удачнее прочие лица, потому что, не имея задачи что-нибудь выразить, они не так шокируют своею манекенностью. У них в сюжете и по представлению живописца положение куафюрованных манекенов, и вот они вышли. Сцены нет, жизни нет, евангельского события нет!
Ничего нет -- картина не началась!
Но отчего, отчего?
-- "Аще не родишься от воды и Духа -- не внидешь в Царство Небесное"... -- "Учитель, но как могу я войти в утробу матери и родиться вторично?" Эти Отрывки из беседы с Никодимом могут разъяснить причины неудачи русского художника.
Богатый
юноша и
Христос
,
богатство
и
христианство
: живописец знал учебным знанием эту тему, а "души" ее, бесконечной и мучительной, может быть не меньшей, чем "душа" в теме Иова, -- он ее не знает! Тема эта -- старческая, старых лет, бесконечного жизненного опыта и углублений, которых просто недостает совершенно еще молодому художнику. И он поэтому не извлек картину из души своей, а подумал: "Какой бы мне взять великий сюжет?" Вспомнил рассказ евангельский и нарисовал к нему безжизненную и неглубокую иллюстрацию.
Богатство и христианство... Для
углубления
картины я на фронтоне того портика, под которым живописец представил событие, поместил бы Злого Духа в той удачной позе, какую ему придал Антокольский ("Мефистофель"), а внизу и вокруг разбросал бы тела умерших от голодного тифа, хоть у нас в России за эти последние годы. Будущее, прошлое и самое событие тогда выразились бы в своей апокалипсической общности. Ведь таково оно и было. Ведь это не случай, а перелом в истории: ибо перелом божественных,
подлинно
данных человеку заветов. "И
золото
той земли хорошее: там
бдолах
и
камень оникс
" (Бытие, гл. 2; ст. 12): так сказано о рае, который "насадил человеку
Бог
". -- "
Бог
дал человеку в радость и
золото
; и я им не злоупотребил, отдавая часть его на пропитание бедным", -- так мог подумать богатый юноша. И отойти в
искреннем
смущении, полном непонимании. Тут была не "слабость его души", как критикуют пошленькие критики, сами далеко не распускающие своей мошны для "ближнего": а полная растерянность при очевидности, что
тот
Бог, который "насадил рай человеку", вовсе не то же, что
сей
человек ("Се Человек"), который учит с божескою властью и силою... "Бедность!" "бедные!" "раздавайте бедному!"... Но ведь чтó же и "раздать", когда будут
все
бедны: а напоследок времен они и не могут не стать
все
бедны, раз что никакой другой заповеди, в поправку или дополнение ее, в изъятие и
разнообразие
-- не дано, а это одно-наклонное и одно-тонное "раздай" -- исполнено ревнивцами "до точки". И вот -- тиф; нужно бы раздать -- да нечего;
ничего не накоплено
. Ибо где нет "золота и бдолаха" -- нет и накопления. Не нищенские же корки копить. Да и вообще при
нищем
-- нужен же и
подающий
: и богатый юноша, который подавал, не должен ли был вовсе не "смущенно отойти", как записано в Евангелии, а закричать, на целый город закричать, на всю всемирную историю: "Я исполнил закон
Божий
и не хочу другого,
горького
, несущего
беды
людям"...
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1904
Обновлено: 07/06/2019. 11k.
Статистика.
Статья
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.