Розанов В. В. Собрание сочинений. Признаки времени (Статьи и очерки 1912 г.)
М.: Республика, Алгоритм, 2006.
Е. И. ИГНАТЬЕВ. НАУКА О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ, ОБЩЕДОСТУПНО ИЗЛОЖЕННАЯ
Очерки по астрономии, физической географии и геологии с 332 рисунками и шестью картинами в красках. С.-Петербург. Издание А. С. Суворина. 1912.
Талантливый автор книг "В царстве смекалки, или Арифметика для всех" (3 книги) и других принял на себя и манящую и нужную всем задачу -- изложить великолепнейшую из человеческих наук -- астрономию. И исполнил это, так сказать, в двух тенях: исторической и современной технической и теоретической. Астрономия, при всей ее трудности и утонченности, при всей удаленности ее предмета от человека, от рук его и от глаза, тем не менее есть древнейшая наука и, может быть, даже первая из всех: Вавилон -- вот ее родина; тот Вавилон, где и исповедывалась религия "сабеизма", т. е. поклонения звездному Небу и Солнцу, всему "небесному воинству", как это сказано в Библии. Небо почиталось одушевленным, живым: потому что оно -- двигалось; и почиталось разумным; а "разум" его первый прочитал Кеплер. Небо пугало и обольщало древнего человека; но когда был найден его алфавит -- геометрия и алгебра, -- тогда оно заговорило. Этот "говор Неба о себе" и есть все великолепие, сложность и чудеса астрономических знаний. Признаюсь, эта историческая часть книги г. Игнатьева мне показалась особенно привлекательною, -- ибо именно она несет "длинный шлейф" достопочтенности, какого не имеет ни одна наука; в обрубленном виде, в "пиджачке" современности, она представила бы технику и технику, научность и научность, лишенную крыльев и поэзии. Вот символическое изображение Вселенной у египтян; вот жертвоприношение Солнцу у древних инков; вот аллегорическое изображение средневековой астрологии; и портреты всех астрономов и знаменитейших математиков от Птоломея (это не царь Птоломей) и оканчивая г. Глазенапом; три портрета Ньютона (разных возрастов), Гауса, Крукса, Рентгена, Томсона, наших астрономов Бредихина, Райского (пропущен Церасский) и множества, множества других. "Небеса" разъяснены мастером-популяризатором, можно сказать, по всем швам, ниточкам, теням и полутеням; местами даются и математические объяснения в возможно доступной форме; местами из творений великих астрономов даются выдержки. Так, законы Кеплера приведены в обширных выдержках из его творения "Harmonices Mundi" и из "Epitome astronomiae Copemicanae usitata forma questionum et responsionum conscripta. Anno 1618" {"Гармония Мира"... "Сокращение Коперниковой астрономии... 1618 г." (лат.).}; приведен дословно документ: отречение Галилея от "движения Земли"... И от тех времен до отрывка из речи Крукса в 1903 году на съезде технической химии в Берлине: "...Часто дух великих событий идет впереди самих событий, и среди сегодня бродит уже завтра". (Крукс был осмеян за его поистине провиденциальные мысли и тезисы, послужившие источником всего переворота в физике совершившегося на наших глазах). Рассказ г. Игнатьева об истории падения теории "атомов" -- читается, как роман. Не может не попросить его перечесть в русской книжке 1872 года неоцененного нашего естествоиспытателя и вместе любомудра Н. Н. Страхова ("Мир, как целое"), ряд статей, написанных, как значится под ними, еще в 1858 году! -- и которые поистине могли бы служить лучшим философским введением к современной, возникшей в XX веке, теории электронов: полная несостоятельность, невозможность ненужность и вредность атомистической теории были совершенно ясны Страхову! "Многие, если вы им скажете, что отвергаете атомы, изумятся и спросят: -- что же в таком случае останется? Как же тогда устроен мир? Что будет? -- Что будет? Будет то, что мы видим и знаем лучше атомов. Останется вещество с его превращениями, с необходимыми законами, которым оно следует. Останется вещество не атомическое, не твердое, неизменное и мертвое, но вещество гибкое, изменчивое, живое, то вещество, которое действительно существует. Заметьте, отвергая атомы, мы много выигрываем: вещество становится богаче, подвижнее, многообразнее. А в этом все дело. Из мертвых атомов ничего нельзя объяснить даже в физической, не только в живой, органической природе" (стр. 368)... Но ведь это -- именно теория электронов, в ее философском предчувствии!! И Страхов -- забытый у нас философ! Поистине, чем Сковорода, ныне реставрированный, был в XVIII веке, тем в XIX веке был Страхов, не фантазер и не слово-теор, не хвастун и не компилятор, а -- уединенный, отвергнутый современниками и ближним потомством мыслитель.
КОММЕНТАРИИ
НВ. 1912. 3 апр. No 12951.
...в русской книжке 1872 года... Н. Н. Страхова... -- Страхов Н. Н. Мир как целое. Черты из науки и природы. СПб., 1872; 2-е изд. -- СПб., 1892.