Розанов Василий Васильевич
Н. Манасеина. Царевны. Историческая повесть
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1915
Обновлено: 22/09/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Литературная критика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Н. Манасеина. Царевны. Историческая повесть
Петроград, 1915.
Теперь, когда во множестве русские интеллигентные девушки и дамы читают по лазаретам раненым солдатам и порою затрудняются в выборе книг для чтения, хотелось бы им всем рекомендовать историческую повесть "Царевны", написанную тепло и задушевно и с большим знанием русской истории и допетровского русского быта Натальею Ивановною Манасеиной, издательницею детского журнала "Тропинка". Повесть из времени царя Алексея Михайловича, которое тихо и благочестиво заканчивало Московскую Русь и было так грубо, жестоко размётано "погромом" Петра, "камня на камне" не оставившего из старой деревянной храмины, где грелись и прели, ну и немножко ленились его отец и дед, наши русские деды и отцы. Ах, эта встреча энергии и тишины, бури и покоя, в сущности, монастыря и города, мудрости и публицистики. Обое нужны истории и человеку, без обоих -- не прожить ему, и тянется несчастный и ни в чем недоконченный человек из монастыря к городу, из города в монастырь. "Где --
отрицаю,
там-то -- и
утверждаю
", может сказать сие бедственное существо, раскинув руки в обе стороны и в отчаянии легши пластом на землю и всю ее, дорогую, обнимая.
Вернемся к повести.
Она написана со всею заботою, со всем вниманием. К счастью, к нашему времени история, этнография, археология, палеография, графические искусства, живопись дали богатейший материал для воссоздания этой эпохи: и оставалось только хотя бы умеренному художественному воображению и вкусу связать все уже известные подробности в одно целое фабулою романтическою и вместе историческою.
Особенно богато, -- до роскоши богато, -- передано в книге все
для глаза
в быту времени Алексея Михайловича и его приснопамятных бояр, из них же первым был "друг сердечный" царя, Артамон Сергеевич Матвеев. Вот
изразец
печки старой: на нем надпись славяно-русская: "Дух мой будет сладок". Под надписью в цветном горшочке куст земляники с двумя цветками и ягодою. "Сладкий дух", о коем говорит надпись, -- дух, запах земляники. Действительно, лучше запаха нет на свете. Вот рассказ, как немецкие "фокусники", разложив на столе монеты (должно быть, с примесью железа?), скрещивали над ними ножи, и тогда монеты "сами подскакивали в воздух и облепляли эти ножи". Они были вызваны ко двору царя Алексея Михайловича. Но сие "автомобильное" скакание монет кверху до того перепугало смотревших царевен и царевичей и самого царя, что, при несомненной уверенности, что все это бес делает, фокусники были спешно высланы из Москвы, как ведающиеся с "темной силой". Я тоже думаю -- "темная сила". Что такое "магнетизм"? Выдумали люди новое слово. Приложили слово это к "темному", совсем "загадочному", в полной мере "чудесному" явлению и вообразили, что в слове явление объяснилось. А оно нисколько не объяснилось и остается под новою филологиею таким же немым сфинксом.
Что же такое эта царская Русь? Это -- крестьянская Русь, сказавшаяся в апогее своем, в завершении. Царь завершал крестьянина, оставаясь по духу, разуму и просвещению, по вере и домашним навыкам, также крестьянином. И Русь до Петра Великого была одним сплошным крестьянством, самодовлеющим и завершенным, единым и слитным, без всяких разделений и противоборствований. Боярин, окольничий, стрелец, поп -- все это по существу и в глубине крестьяне и крестьяне, стоящие на разных лестницах, на разных крылечках, за разными службами, но везде с
одною душою,
с одними понятиями, с одним крестом на себе, с одним вздохом и словом при умирании. Никакой разницы, никакого разделения. И "царство" только украшало "крестьянство", а не давило его. Если бывала все-таки "теснота", обиды, грех, бедствия, то ведь страдают крестьяне и друг от друга, страдает деревня от деревни, страдает тихое село от "лихого" села, страдали и цари, и царство, как крестьянин и крестьянство: и такие явления, как "бунт Стеньки Разина", не указывают в старой Руси специфического давления "шапки Мономаха" на мужицкую соху и борону. Такого давления не было. Русь была единая и нераздельная.
Вот отчего кто любит деревенскую и крестьянскую Русь -- органически не может не тянуться, не приветствовать царскую Русь. Это одно и то же. Одна в простоте и рубахе, другая в величии и золотом кафтане. А тело и душа в обеих те же. Единое просвещение, единая вера.
И теперь, именно теперь своевременно ознакомить русский люд с древним величавым изводом его быта и истории. И нельзя не поблагодарить г-жу Манасеину за то, что она исполнила эту работу. Замечательно, что мелочи и подробности Москвы XVII века, как они даны
глазу
в книге, -- совершенно совпадают с народным деревянным, с народным льняным и шелковым творчеством, -- с прибавкой
великолепия,
-- как мы видим в селах, на ярмарках, на выставках кустарных изделий, в великолепном издании министерства земледелия и землеустройства "Русское народное искусство", собранном и отпечатанном по зоркому распоряжению А.В. Кривошеина. Одна душа. И один великий стиль быта.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 19 нояб.
No
14259.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1915
Обновлено: 22/09/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.