Сергеев-Ценский (настоящая фам. Сергеев) Сергей Николаевич [18(30).9.1875, с. Преображенское Тамбовского уезда Тамбовской губернии -- 3.12.1958, Алушта; похоронен в своей усадьбе], прозаик. Отец, Николай Сергеевич -- участник обороны Севастополя 1854--55, учитель земской школы; мать, Наталья Ильинична -- терская казачка. В 1880 семья переехала в Тамбов ("Ценский" -- от названия реки Цны, на которой стоит город), где С.-Ц. окончил начальное училище при Екатерининском учительском институте (1884--87), уездное училище (1887-90), 1891--92 проучился в учительском институте. После смерти родителей (матери в 1891, отца в 1892) переехал в г. Глухов Черниговской губернии, где окончил учительский институт (1892--1895) на казенный счет. Отбывая воинскую повинность, служил в 19-м Костромском пехотном полку (1895--1896) в г. Батурине Черниговской губернии, в Житомире. Уволенный в запас, работал учителем русского языка в Каменец-Подольском городском училище (1896--1897). Преподавал историю и географию в Купянском уездном училище. В 1898 уволен от занимаемой должности "по болезни" и поступил вольнослушателем в Харьковский университет, где проучился до его закрытия (1899). В те же годы много путешествовал, побывал почти во всех городах Средней Азии, в Архангельске, в Сибири, на Кавказе ("мы странствовали с ним" -- Чуковский, Дневник 1930--1969, с. 278). Первая публикация -- сказка "Коварный журавль" (детский журнал "Читальня народной школы", 1898, No 9-- 10). В 1899 получил назначение в Спасское городское училище Рязанской губернии. С 1900 -- сверхштатный учитель Павлоградского городского училища Одесского учебного округа (копия ф. с. 1899 -- РГАЛИ, ф. 1161, оп. I, No 609). Первая книга стихов "Думы и грезы" (Павлоград, 1901; положительная рецензия: РМ, 1902, No 3) -- в основном, подражания поэзии С. Я. Надсона, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова ("Его стихи хоть и безвкусны, наивны, провинциальны -- но "фонтанны": они хлынули из него сразу и не стоили ему никакого груда" -- Чуковский, Дневник 1930-1969, с. 17--18).
В Павлограде написал несколько очерков и рассказов ["Врет судь6а!" (РВ, 1902, No 1), "Забыл" (РМ, 1902, No 10), "Конспект истории" (РМ, 1903, No 7)]. Ранняя проза, в которой С.-Ц. ищет свой стиль, проникнута мотивами фатальной предопределенности жизни человека, его трагического одиночества: рассказы "Тундра" (РМ, 1903, No 1; принес С.-Ц. литературную известность), "Погост" ("Образование", 1904, No 1), "Дифтерит" (НП, 1904, No 3), "Бред" (ЖдВ, 1905, No 4), "Маска" (НП, 1904, No 11) и др. В рассказах "Безстенное" ("Трудовой путь", 1907, No 7; напоминает богоборческие монологи Ивана Карамазова у Ф. М. Достоевского; входил в дореволюционного издания "Бабаева") и "Береговое" (альманах "Шиповник", кн. 5, СПб., 1908), по мнению критика, отразился "хаотический и туманный внутренний мир художника... когда... он пытался уловить лик мистического зла" (А. Дерман -- BE, 1916, No 11, с. 327). Участник альманаха мистических анархистов "Факелы" (рассказ "Проталина" -- книга 1, 1906). Возглавлял (совместно с Д. Н. Крачковским) редакционный совет журнала "Лебедь" (1908-09), посвященный вопросам искусства и литературы.
Зловещая мистическая символика повести "Лесная топь" (альманах "Шиповник", кн. 1, 1907; рец. 1907: БВед, 21 июля; И. Н. Игнатов -- РВед, 3 марта) навеяна прозой Л. Н. Андреева, влияние которого усматривалось современной критикой и в других произведениях С.-Ц.
По мнению Н. Останина <Н. И. Петровской), С.-Ц., эпигон Андреева, "любовно изготовляет "ужасики" под специфическим соусом русской казармы" ("Весы", 1907, No 11. с. 58; см. также; 1908, N? 2). В ответ на открытое письмо С.-Ц.. требовавшего от "Весов" немедленного извинения, В. Я. Брюсов подтвердил точку зрения рецензента: все сколько-нибудь ценное в произведениях С.-Ц. "присвоено им себе (сознательно или бессознательно, не все ли равно?) у других писателей" ["Весы", 1908, No 11; цит. по; Брюсов (2), с. 286; см, также полемику С.-Ц. с журналом "Весы" по поводу рассказа "Береговое": "Лебедь", 1908, No 1, 2). Другие критики считали, что С.-Ц. "не подражатель Л. Андреева, а самостоятельный своеобразный художник с родственным Л. Андрееву темным мистическим наклоном мысли" (Редько А. Е., Из лит. впечатлений. -- РБ, 1912, No 4, с. 126; см. также его статью о С.-Ц.: РБ, 1907, No 11). Д. В. Философов считал его "гораздо глубже и современнее Андреева" (Философов Д. В., Старое и новое. Сборник статей по вопросам искусства и литературы, М., 1912, с. 31).
Многие произведения из вышеназванных вошли в издание "Рассказы" (т. 1-4, СПб., 1907-10; рец.: А. Чеботаревская -- "Товарищ", 1907, 20 апр.; В. Гофман -- РМ, 1910, No 4).
По отзыву критика, ранние рассказы С.-Ц. "не блещут особой красотой и изяществом, но всегда умны и содержательны" ("Одес. новости", 1903, 11 авг.). В "Лизе Виноградовой" (МБ, 1905, No 2) избитый сюжет "о погибшем милом создании" расцвечен, по отзыву рецензента, "сочными красками... яркого... дарования" (журнал "Правда", 1905, Nо 4. с. 294). Язык С.-Ц. "богат почти без риторики, выпукло-ярок почти до грубости, которая не переходит, однако, в антихудожественность"; писатель, "ненавидя мир -- любит его" (З. Н. Гиппиус -- "Весы", 1907, No 5, с. 58, 59). Е. А. Колтоновская, отмечая "вычурность и монотонную мрачность", вместе с тем "глубину и искренность", усматривала в произведениях С.-Ц. "глубокий требовательный идеализм", "скрытую, зачем-то подавляемую любовь к жизни" ("Обр.", 1907, No 3, с. 98, 100). Н. Я. Абрамович считал его "одним из интереснейших совр. беллетристов", чей мир - "сложная загадка, путь исканий и постижений" ("Образование", 1908, No 2, с. 123). Определяя тему С.-Ц. как "мучительно-тягостную безысходность", стиль -- "массивный, тяжеловесный, громоздкий, иногда -- красивый, выразительный", А. А. Блок находил, что изображенный писателем мир -- "из какого-то пьяного сна, который опутывает глаза жирной паутиной" (ЗР, 1907, No 5, с. 70).
В 1904 С.-Ц. призван в армию, служит командиром взвода Очаковского полка (Херсон); за столкновение с капитаном, избивавшим солдат (эпизод описан в романе "Зауряд-полк" (М., 1935)], переведен в запасной батальон (Одесса), затем в 51-й пехотный Литовский полк (Симферополь). В 1905 выступил с заявлением в Симферопольскую городскую управу о "странном поведении" властей во время погрома (позже проходил как свидетель в процессе над погромщиками в Симферопольском окружном суде -- см.: "Крымский вестник", 1905, 8 нояб.; 1907, 24 мая); офицеры полка объявили ему бойкот, обвинив в принадлежности к партии эсэров, на что С.-Ц. отвечал: "Нет... я принадлежу к партии просто порядочных людей" (подробнее см.: Буль Р., О выступлениях С.-Ц. в 1905 г. -- В книге: С.-Ц. в жизни и творчестве. Воспоминания современников, Тамбов, 1963, с. 167). Уволен в запас. Купил участок земли близ Алушты и построил дом (1906). Тогда же в Алуште познакомился с А. И. Куприным и его женой (по словам К. И. Чуковского, "влюбился" в нее), издательницей "Современного мира", где были напечатаны рассказы С.-Ц. (Куприна-Иорданская, с. 279-80). По собственному признанию, "ставший уже "известным" писателем, ни разу не ездил в столицу знакомиться с другими писателями" (Автобиография. -- В книге: СП. Автобиографии, т. 2, с. 358). Однако по издательским делам неоднократно бывал в Петербурге и Москве, входил в правление Издательского товарищества писателей (1911), сотрудничал с Книгоиздательством писателей в Москве (1912). Попытки привлечь С.-Ц. к литературной жизни делались неоднократно: "Знакомы Вы с Ценским? Вот кого нам нужно, и хорошо было бы привезти его сюда" (письмо М. Горького Е. А. Ляцкому 10 янв. 1913 -- ЛН, т. 95, с. 555). "Предлагало мне "Знание" в сборники войти; я отказался" (письмо Н. С. Клёстову 9 марта 1914 -- РГБ ф. 9, к. 2, No 88, л. 8 об.).
В составленном из опубликованных ранее рассказов роман "Бабаев" (СМ 1907, No 1, 2, 12; "Образование", 1907 No 3, 7; отд. 1-е и 2-е изд. - СПб. 1909; рец.: Амфитеатров А. В. Гадина. -- В его книге: Заметы сердца, М., 1909; Новополин Г.С. (Г.С. Нейфельд), Порнографический элемент в русской литературе, Екатеринослав, 1909, с. 191--94), наиболее известном в дореволюционном творчестве С.-Ц. нашли выражение его впечатления от службы в армии, основное внимание уделено подсознанию главного героя, исканиям, взлетам и падениям "всем и всему чужого" (Вергежский А. (А. В. Тыркова>, Безвкусица. -- РСл, 1907, 5 дек.) индивидуалиста, сверхчеловека.
Философов считал, что "это вещь лирическая", "типичная монодрама в форме романа", что переживания главного героя "поразительно похожи" на переживания Жоржа -- героя "Коня Бледного" (1909) Б. В. Савинкова, что, "преодолев натурализм". С.-Ц. "перейдет к настоящему, т. е. символическому, реализму" (РМ, 1909, No 4. с. 194. 204. 195). А. Г. Горнфельд утверждал, что "жалкий, истерзанный" герой "в качестве искателя смысла жизни... художественно не интересен" (Горнфельд А., Истерический Фауст. -- "Товарищ". 1907, 20 нояб.). По мнению А. А. Измайлова, "двенадцать рассказов... не делают романа", произведение дает "богатый материал для шутки и шаржа", отличается "крайним импрессионизмом", нет совренного автора, который бы "так субъективно, лично, капризно воспринимал жизнь" ("Новое слово", 1909, No 7, с. 78, 80).
В 1910-е гг. в сознании С.-Ц. происходит "процесс примирения с жизнью и оправдания ее" (А. Дерман -- BE, 1916, No II. с. 329), стиль его меняется. Из наиболее заметных произведений этого периода -- поэма в прозе "Печаль полей" (альманах "Шиповник", кн. 9. 1909; рец.: Ю. Айхенвальд -- "Слово", 1909, 20 мая; Чуковский К., Апостолы трусости. -- "Речь", 1909, 31 мая), проникнутая тоской о "нерожденном", предчувствием рождения "чего-то большого", когда "поле" как своего рода альтернатива "топи" с ее безнадежностью осознается как общность национальной судьбы. В повести "Движения" (СМ, 1910, No 1-3, 6) современная критика видела "шаг вперед даже сравнительно с ... выдающимся произведением "Печаль полей"" и определяла ее как "лирический реализм" (Колтоновская Е.А., Критические этюды, СПб., 1912, с. 50). Рассказ "Медвежонок" (Сборник первый Издательского товарищества писателей, СПб., 1912) заслужил высокую оценку критики (Гиппиус З.Н., Литераторы и литература. -- РМ, 1912, No 5, с. 27).
Творческая манера, литературная позиция и эволюция С.-Ц. оценивались современниками по-разному: о ранних вещах -- декадентские ("провинциально-декадентские" -- Чуковский), о зрелых -- "импрессионистический реализм" (Дерман), символический реализм (Философов), натурализм, неореализм (Колтоновская), просто реализм. Множественность и противоречивость оценок объяснялись, видимо, не только эстетической, но и идеологической "неуловимостью" писателя, его принципиальной отгороженностью от литературной жизни и несоответствием современным литературным стандартам. Так, рассказ "Пристав Дерябин" (альманах "Шиповник", книга 14, 1911) не был принят журналом "Современный мир", с иронией вспоминал С.-Ц., "за "идеализацию" приставов и вообще полиции и посрамление интеллигенции и демократии" (письмо А. Б. Дерману 23 февр. 1917 -- РГБ, ф. 356, к. 9, No 52, л. 6). Сам С.-Ц. считал себя "модернистом" (письмо Н. С. Клёстову 7 апр. 1913 -- РГБ, ф. 9, к. 2, No 86, л. 27 об.). Болезненно переживал появление резко критические статьи о нем (Гаррис (М. А. Каллаш) -- УР, 1913, 16 марта): "возмутительное глумление, бездоказательное и наглое" (письмо Н. С. Клёстову 20 марта 1913 -- РГБ, ф. 9, к. 2, No 86, л. 21 об.).
Кандидатура С.-Ц. в качестве "претендента" на место Л. Н. Толстого (после его кончины) в русской литературе всерьез обсуждалась в печати, но была отклонена, т. к. он "еще впереди" (В. Кранихфельд -- СМ, 1911, No 1, с. 229). Дерман также считал, что в современной русской литературе С.-Ц. -- "самая большая наша надежда" (BE, 1916, No 11, с. 335).
В 1914 С.-Ц. был призван в ополчение, направлен в Севастополь, вскоре уволен в "бессрочный отпуск". Вернулся в Алушту, где прожил безвыездно до 1928, выше всего ценя свою аристократическую отгороженность от литературного мира: "Я не привык к комфорту и не люблю его; я привык только к роскоши, и моя роскошь -- это мое одиночество" (письмо А. Б. Дерману 14 окт. 1917 -- РГБ, ф. 356, к. 9, No 52, л. 13 об.). Отшельник из Алушты послужил прототипом героя романа Ольги Йорк "Река времен" (Н.-Й., 1967).
После революции 1917 не раз попадал "в переплет": однажды, спасаясь от расстрела, бежал ("выскочил в окно со второго этажа"), скрывался в татарских деревнях; "в проскрипционном списке нашего старого совдепа я стоял на первом месте"; думал "навсегда переселиться на юг Италии или Франции" (письмо А. Б. Дерману 11 марта 1919 -- РГБ, ф. 356, к. 9, No 52, л. 38 об.--39; о своем намерении уехать за границу писал также М. Горькому). В 1919 получил от большевиков охранную грамоту. Какое-то время поддерживал связь с эмигрантскими кругами: С.-Ц. "сообщает из Крыма, что у него имеются готовыми к печати семь новых книг" ("Новая русская книга", 1922, No 11/12, с. 6).
В 1919 С.-Ц. женился на Христине Михайловне Буниной (окончила в Петербурге Высшие женские курсы и консерваторию; муж ее был убит махновцами), оказавшейся в Крыму вместе с дочерью и помогавшей С.-Ц. по хозяйству (писатель держал корову, кур). "Чуть ли не рижская немка", по словам Чуковского, она "избавила его от всяких сношений с внешним миром, столь для него тягостных" (Дневник 1930--1969, с. 16).
В рассказе "Смесь" ("Отчизна. Литературный сборник", кн. 1, Симферополь, 1919; под названием "Капитан Коняев" -- НМ, 1926, No 8-9; в дальнейшем включен в эпопею "Преображение России") грубая реальность революции, предстающей как некий мутант, "смесь", лишенная нравственных критериев, попирает человеческое достоинство, грозит гибелью "великой русской сущности": "...сколько солнца кругом, -- теплого, старого, милого, детского, родного, русского, трижды русского солнца!.. А где же Россия?"
Г.Д. Гребенщиков в статье "Нечаянная радость" приветствовал появление этого рассказа С.-Ц., "угрюмо молчавшего целых пять лет", - "автора не только не сразили пронесшиеся нал Россией... разрушительные бури, но как будто укрепили его в том, что солнца все-таки не заплеснуть кровью..." Цит. по газетной вырезке: РГАЛИ, ф. 1161, оп. I, No 461, л. 2, 3; в "Нечаянной радости" упомянута также статья Гребенщикова о С.-Ц. "Из земли не выпадешь" 1918).
Близкая по духу рассказу "Смесь" оценка революции дана в повестях "Чудо" ("Южный альманах", книга 1, Симферополь, 1922), "Рассказ профессора" (сборник "Недра", книга 4, М., 1924; рец., 1924: Е. Замятин -- "Рус. современник", No 2; В. Переверзев -- ПиР, No 5, с. 136), "Жестокость" (НМ, 1926, No 2, 3), "Старый полоз" ("Красная новь", 1927, No 8) и других, включенных в сборник "Жестокость" (М., 1927; рец.: Д. Горбов -- "Правда", 1927, 11 нояб.), встреченных советской критикой, в основном, отрицательно.
В разоблачительной статье, напоминающей донос, Я. Е. Эльсберг утверждал, что поэтика С.-Ц. -- маска, скрывающая контрреволюционную тенденциозность, грубовато, но, в сущности, верно обозначив отношение писателя к революции и современной социалистической действительности: строительство социализма -- это работа нищих-идиотов; коммунисты -- люди, не умеющие работать, а только разрушать, профессиональные убийцы и эксплуататоры (Эльсберг Ж., Контрреволюционные аллегории, бытовизм, -- "На литературном посту", 1927, No 22-23, с. 79, 81). И в 30-е гг. советская критика усматривала в творчестве С.-Ц. "реакционные тенденции" (А. Ефремин -- НМ. 1932, No 3, с. 216), изобличала декадентские истоки (Усиевич Е., Творческий путь С.-Ц. -- "Литературный критик", 1935, No 3), "реакционную косность" (Котляр А.. Философия обывательщины. -- "Художественная литература", 1935, No 7, с. 15). После такой разоблачительной критики (голоса в защиту С.-Ц. звучали куда слабее - см., напр.: Петров Е., Реплика писателя. - Литературная газета, 1938, 10 авг.) спасти писателя могло только заступничество Горького (которому С.-Ц. жаловался на травлю в письмах от 22 июля 1935 и 13 апр. 1936, частично опубликованных в сборнике: "Я с Россией до конца...", с. 49--50, 55) и собств. готовность "перестроиться" или хотя бы сделать вид.
С.-Ц. с 1916 переписывался с Горьким (сохранились 38 писем и 5 телеграмм С.-Ц. к Горькому и 31 письмо и 1 телеграмма последнего к С.-Ц.; познакомились в 1928), высоко ценившим его талант и ставившим его наравне с М. М. Пришвиным (см.: "Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким" -- в его книге "Флот и крепость", М., 1975).
В рассказах "Аракуш" ("Красная нива", 1926, No 39), "Гриф и Граф" (там же, 1927, No 19), ставших в дальнейшем классикой детской литературы (см., напр., издания для младшего школьного возраста -- "Аракуш", М., 1981), С.-Ц. развивает тему "человека, пронзенного мечтой", "очарованной души", будь то душа художника или ребенка, в жестоком, кровавом мире, где "тускло, тоскливо, очень душно".
Центральное место в послереволюционном творчестве С.-Ц. занимает многотомная эпопея "Преображение России" (1-я ч. под названием "Преображение" -- Симферополь, 1923; М., 1926; положит, рец.: М. Л. Слоним -- "Воля России", 1925, No 7/8), начатая в 1910 (повесть "Валя" -- СевЗ, 1914, No 1-6); на протяжении многих лет расширялась, вобрав в себя 12 романов, 6 повестей, 2 этюда, в т. ч. повесть "Наклонная Елена" (РМ, 1914, No 1-3).
Ф. А. Степун, высоко оценив первую часть романа ("Если весь роман будет осилен на уровне начала, то "Преображение" войдет в новейшую русскую литературу одним из ее самых значительных явлений"), считал, что С.-Ц. "эпик, рассказывающий своей конструктивной фабулой об очень глубоких и тонких вещах, о глубоко спрятанных в жизни таинств, нитях, связывающих души людей", находил в произв. "высоты религиозно-нравственного миросозерцания" (СЗ, 1924, No 18, с. 434, 432, 433).
В 1930-е гг. замысел эпопеи претерпел изменения, все более приближающие ее к канонам социалистического реализма. Вместе с тем достаточно широкий замысел позволил включить в эпопею и тем самым сохранить многое ценное из написанного С.-Ц. Интеллигенция (представленная в основном персонажами, имеющими некоторые автобиографические черты), офицерство и солдаты, вовлеченные в драматические события 20 века, как и герои других эпопей (А. Н. Толстого, М. Горького, К. А. Федина), постепенно осознавали свою причастность революции и находили свое место в ней или в стане ее врагов.
С 20-х гг. обратился к исторической прозе, которая давала возможность ускользнуть от бдительной критики и жить в Алуште не только натуральным хозяйством. Его произв. о русских классиках 19 века М. Ю. Лермонтове (роман в трех частях "Мишель Лермонтов", М., 1933: "Поэт и поэт", "Поэт и поэтесса", "Поэт и чернь"; эти произведения были инсценированы), Н. В. Гоголе (повесть "Гоголь уходит в ночь", М., 1933), А. С. Пушкине (роман "Невеста Пушкина", М., 1934; переизданы -- М., 1999) воспринимались как упрощенчество (М. Цетлин -- СЗ, 1929, No 38).
Исторический роман "Севастопольская страда" из времен Крымской войны 1853--56, написанный в 1936--1939, перекликается с романом М. М. Филиппова "Осажденный Севастополь" (1889). Вначале был отвергнут редколлегией журнала "Октябрь" как произведение "квасного патриотизма", но после одобрения рукописи И. В. Сталиным напечатан в журнале (1937--39; отдельное издание -- М., 1939); удостоен Сталинской премии (1940). Прежние "грехи" C.-Ц. были забыты ("...сейчас не трогают вовсе его прошлого, а говорят об одной "Севастопольской страде"" -- письмо И. А. Новикова к Е. А. Колтоновской от 26 февр. 1941 - РГАЛИ, ф. 343, оп. 4, No 394, л. 2). Роман получил в определенной литературной среде ироническое прозвище "Севастопольская эстрада". Роман "Брусиловский прорыв" в двух частях: "Бурная весна" (первоначально: НМ, 1942, No 8--10), "Горячее лето" (первоначально: НМ, 1943, No 1--4) -- о 1-й мировой войне 1914--18.
Во время Великой Отечественной войны 1941--45 С.-Ц. эвакуировался в Куйбышев (по июль 1942), жил в Алма-Ате, в 1944 -- в Москве. После войны вернулся в Алушту.
Удостоенный правительств, наград и званий (доктор филологических наук, действительный член АН СССР с 1943; по словам Чуковского, "любимый писатель Сталина" -- Дневник 1930--1969, с. 383), С.-Ц. в произв. советского периода (30-40-е гг.) не сумел оправдать надежд, которые возлагались на него проницательными и взыскательными современниками (З. Н. Гиппиус, Горьким, Дерманом, Степуном).
Однако даже став прижизненно классиком советской литературы, он держался по-прежнему особняком, пытаясь сохранить как мастер, художник слова честь русского литератора.
Другие произведения: "Около моря. (Этюд)" ("Заветы", 1912, No 2), рассказ "Благая весть" ("Раннее утро", 1913, 14 апр.).
Издания:
Собр. соч., т. 1-5. СПб., 1910;
Собр. соч., т. 6-7. М., 1913-16; т. 1, 4-7, 2-е изд.. М.. 1917-19;
ПСС, т. 1-8, Л., 1928;
Собр. соч. т. 1-10, М,, 1955--56;
Собр. соч., т. 1-12, М., 1967;
О художественном мастерстве. Статьи и воспоминания. Симферополь, 1956:
Повести и рассказ. Роман "Весна н Крыму". Из дневника поэта. Пьесы. Статьи и воспоминания. Письма, Симферополь, 1963 (сост. и подготовка текста В. Вихрова);
Бурная весна. Повести и рассказы. Роман. Воспоминания, М., 1982 (предисловие и примечания В. Козлова);
Витязи морей. Исторические очерки, рассказы, новеллы, статьи, М., 1985 (вступительная статья В. Козлова);
Фидлер: Измайлов А., Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе, М., 1909, с. 160 и др.;
Морозов М. В., Очерки новейшей литературы, СПб., 1911. с. 72. 74, 77, 83, 92, 93, 95, 96. 107. 119;
Иванов-Разумник Р. В., Жизнь надо заслужить. -- "Запеты", 1913, No 9;
Горнфельд А., Путь С.-Ц. -- РБ. 1913, No 12;
Чуковский К., Поэт бесплодия. -- В его книге: Книга о современных писателях, СПб., 1914, с. 73-88;
его же. Дневник 1930-1969, М.. 1997 (ук.);
его же, Собр. соч., т. 6. М., 2002 (ук.);
Гиппиус З. Н., Литературная запись. О молодых и старых. -- СЗ, 1924. No 19, с. 242;
Никитина Е. Ф., Русская литература от символизма до наших лиси. М., 1926;
Зелинский К., Искусство понимать. -- ЛГ, 1941. 15 июня;
Шевцов И., Подвиг богатыря. Тамбов, 1960;
Шаптырь С., Поиски рукописей С.-Ц. -- ВЛ, 1961, No 3;
Куприна-Иорданская М. К., Годы молодости, М., 1966;
Пахмус Т. А., С.-Ц. в критике 3. Гиппиус. -- "Грани", 1967. No 63; Рус. лит-ра (2);
Плукш П.И., С Ц. -- писатель. человек. М.. 1975:
Михайлова М. В., Проблема "разрушения личности" в романе С.-Ц. "Бабаев". - ВМУ, 1975, No 5;
ее же. Бывают странные сближенья... (С.-Ц. и Л. Д. Зиновьева-Аннибал: инвариации неореализма). -- ВЛ, 1998. No 2;
Русская литература и журналистика (1: 2);
"Я с Россией до конца...". C.-Ц. и современность. Наум, доклады, статьи. тезисы, Тамбов. 1995;
Xворова Л. Е., Проза С.-Ц. 20-х -- нач. 30-х гг., Тамбов, 1995 (автореф. дис.);
ЛН, т. 70, 95 (ук.).
* Некролог: "Вестник АН СССР", 1959, No 2. с. 62. КЛЭ: БСЭ: Русские прозаики, т. 4; СП Автобиографии: Рус. писатели; Рус. писатели. XX в. (Биобибл. словарь, т. 2, М., 1998: Лит. объединении. 1890-1917; Лит. жизнь 1920-х гг.; Фостер; Муратова (2); Масанов.
Архивы: РГАЛИ. ф. 1161: РГБ, ф. 9, к. 2, No 85-89, 90 (письма Н. С. Клестову, 1912-17); ф. 356, к. 9, No 52. 53 (письма А. Б. Дерману, 1916--19); ф. 371, к. 4, No 57 (письма Г. И. Чулкову, 1905); ф. 499, к. I, No 17 (письма С. А. Соколову, 1906-07).
С. М. Гучков, при участии М. В. Михайловой.
Упомянутые условные сокращения:
БВед -- газета "Биржевые ведомости";
BE -- журнал "Вестник Европы";
ЖдВ -- "Журнал для Всех";
ЛГ -- "Литературная газета";
ЛН -- Литературное наследство, сборники;
МБ -- журнал "Мир Божий";
НМ -- журнал "Новый мир";
НП -- журнал "Новый путь";
"Обр." -- журнал "Образование";
ПиР -- журнал "Печать и РЕволюия";
РБ -- журнал "Русское богатство";
РВ -- журнал "Русский вестник";
РГБ -- Российская Государственная бибилиотека ("Ленинка";