Историческіе очерки народнаго міросозерцанія и суевѣрія(православнаго и старообрядческаго). Соч. А. Щапова. Всѣ статьи, составляющія отдѣльные оттиски изъ Журнала министерства народнаго просвѣщенія. Спб. 1863.
Міросозерцаніе народа, его взглядъ на самаго себя, на природу и ея перевороты, его мечтанія о духовной жизни -- все это составляетъ чрезвычайно существенный элементъ народности и потому есть одинъ изъ любопытнѣйшихъ предметовъ историческаго изученія. Въ отношеніи народности русской этотъ интересъ увеличивается благодаря новости и малой обработанности предмета. Но тѣ же самыя причины усиливаютъ и затрудненія, съ которыми сопряжены изслѣдованія объ умственной культурѣ русскаго народа. Поэтому попытку г. Щапова представить очерки нашего народнаго міросозерцанія можно назвать сколько завлекательною, столько же и опасною. Жизненность его дарованія и та блестящая способность къ соблазнительнымъ ипотезамъ, которая такъ ярко характеризуетъ его талантъ вообще, и на этотъ разъ увлекла г. Щапова прямо къ окончательной группировкѣ фактовъ и къ выводамъ; но но состоянію науки эти заключенія часто оказываются слишкомъ преждевременными и смѣлыми и даютъ поводъ ко многимъ возраженіямъ, а потому въ опытѣ г. Щапова должно особенно цѣнить не столько частности обработки, сколько умную и оригинальную постановку задачи даровитаго историка.
Г. Щапову нельзя отказать въ систематическомъ, если можно такъ выразиться, распланированіи его предмета: каждой отдѣльной вѣтви народнаго міросозерцанія онъ намѣренъ посвятить отдѣльный очеркъ, и только вслѣдствіе постороннихъ, случайныхъ обстоятельствъ принужденъ издавать очерки въ произвольномъ порядкѣ. На первый разъ напечатаны очерки подъ заглавіями: Вліяніе библейско-византійскаго ученія объ ангелахъ и святыхъ на народное міросозерцаніе и народныя воззрѣнія на міръ (космосъ). Такъ-какъ въ явленіяхъ міросозерцанія трудно опредѣлить съ хронологическою точностью, когда появилось въ народѣ и когда изжило свои вѣкъ то или другое понятіе, то онъ постоянно соединяетъ черты разныхъ эпохъ, начиная отъ древнѣйшей, миѳической. Мы полагаемъ, что г. Щаповъ очень благоразумно поступилъ, воздержавшись до времени отъ характеристики понятій чисто-языческихъ, такъ-какъ скудныя извѣстія о нихъ пока мало разъяснены наукою. Все, что говоритъ г. Щаповъ, относится къ тому періоду, который принято называть двоевѣрнымъ и котораго начало восходитъ къ той эпохѣ, когда наплывъ христіанскихъ представленій сталъ пополнять и видоизмѣнять языческія вѣрованія русскихъ славянъ.
Первое явленіе, на которомъ останавливается г. Щаповъ въ первой статьѣ, есть представленіе народа объ ангелахъ. "Стараясь -- говоритъ онъ -- уничтожить народную вѣру въ зооморфическую и антропоморфическую олицетворенность силъ, стихій и явленій природы, церковные учители внушили народу, на основаніи греко-восточнаго христіанскаго міровоззрѣнія, что надъ каждой стихіей, надъ каждымъ явленіемъ природы Богъ поставилъ особыхъ духовъ, ангеловъ". Затѣмъ слѣдуетъ обзоръ представленій объ ангелахъ, управляющихъ стихіями и явленіями природы, объ ангелахъ-блюстителяхъ дома и здоровья, пищи и питья, а также объ ангелахъ, приставленныхъ къ міру растительному. Все это обработано г. Щаповымъ довольно полно; слѣдовало бы только прибавить нѣсколько замѣчаній объ ангелахъ-хранителяхъ людей и ангелахъ-воителяхъ, такъ-какъ о тѣхъ и другихъ говорится уже въ древнѣйшихъ памятникахъ нашей письменности. Послѣ ангеловъ г. Щаповъ переходитъ къ святымъ. "Они -- говоритъ онъ -- замѣнили въ народномъ міросозерцаніи языческихъ героевъ и полубоговъ". Вполнѣ основательно доказываетъ онъ, что на Илью Пророка перенесены миѳическія черты Перуна, производителя грома, молніи и дождя, и, что съ Іоанномъ Крестителемъ, по народному Иваномъ Купалой, соединялась идея и олицетвореніе высшаго, оплодотворяющаго вліянія солнца на природу. Наконецъ, въ третьемъ святомъ, Георгіи Храбромъ, г. Щаповъ, на основаніи народныхъ духовныхъ стиховъ и согласно съ другими изслѣдователями, видитъ образъ миѳическаго полубога, "устроителя земли русской". Съ другой стороны, онъ же находитъ и реально-историческую основу для народнаго представленія о Георгіи, прокладователѣ путей и истребителѣ чудовищъ земли русской; въ героѣ духовнаго стиха онъ видитъ воспоминаніе о князѣ Георгіи Долгорукомъ, устроителѣ сѣверо-восточной, волжской стороны Великой Руси. "Строя города -- говоритъ г. Щаповъ -- и ставя въ уѣздахъ ихъ села, заботясь о распространеніи и утвержденіи христіанской вѣры на финскомъ сѣверѣ, Юрій Долгорукій признавалъ своимъ сподвижникомъ въ борьбѣ съ дикой, непочатой почти природой, съ невѣрными финскими и другими племенами сѣверной Руси, св. Георгія Храбраго. Потому онъ любилъ въ городахъ и селахъ, имъ устроенныхъ, ставить первыя церкви во имя Георгія Храбраго". Съ другой стороны, и новгородцы, колонизируя этотъ храй, вносили туда поклоненіе св. Георгію и рубили церкви во имя его. Соединяя память о любимомъ святомъ съ воспоминаніемъ о неутомимомъ и дѣятельномъ князѣ, народъ создалъ поэтическій образъ героя духовнаго стиха. Это мнѣніе, несмотря на всю свою оригинальность, не лишено, кажется, основанія. Полагаемъ только, что историческій прототипъ поэтическаго лица Георгія не слѣдуетъ ограничивать одной личностью Долгорукаго. Подобно послѣднему, многіе другіе князья были устроителями поволжскаго края и основателями городовъ, въ томъ числѣ былъ и знаменитый Ярославъ Владиміровичъ, носившій христіанское имя Георгія и выстроившій Ярославль. Во всякомъ случаѣ замѣчательно, что народная поэзія даетъ Георгію русское, и иногда княжеское или царское происхожденіе. Черезъ это и та половина духовнаго стиха, въ которой разсказываются мученія Георгія отъ невѣрнаго царя, можетъ быть сближаема съ русскими сказаніями о мученіи нашихъ князей отъ татарскихъ хановъ. Но возвратимся къ статьѣ г. Щапова. Послѣ замѣтокъ о Георгіи Храбромъ, онъ переходитъ къ тѣмъ святымъ пустынножителямъ, въ житіяхъ которыхъ описаны ихъ чудеса и то, какъ они подвизались среди сѣверныхъ лѣсовъ и были искушаемы бѣсами. Житія эти, хотя и позднія, но чисто народнаго происхожденія. Изображаемые въ нихъ бѣсы имѣютъ частный характеръ демоновъ лѣсныхъ и водныхъ -- это лѣшіе и водяники нашей демонологіи; такъ что въ нихъ древне-христіанскій образъ соединяется съ самобытнымъ созданіемъ русскаго народнаго воображенія.
Вторая статья г. Щапова посвящена народнымъ представленіямъ о мірѣ, о его происхожденіи и концѣ. Здѣсь разбирается смыслъ древняго употребленія словъ въсьміръ и въселенная, толкуются загадки, имѣющія своимъ предметомъ небо, солнце, лупу и звѣзды, объясняются преданія стиха о голубиной книгѣ и апокрифической бесѣды трехъ святителей о происхожденіи міра и суевѣрныя легенды о свѣтопреставленіи. Въ этой статьѣ меньше новаго, чѣмъ въ первой, много отступленій отъ главнаго предмета и ипотезъ слишкомъ смѣлыхъ (какова, напримѣръ, о происхожденіи вышеупомянутыхъ загадокъ въ эпоху пастушескаго быта); вообще эта статья обработана слабѣе первой и особенно страждетъ тѣмъ стремленіемъ къ обобщенію частныхъ соображеній, о которомъ мы говорили въ началѣ нашей рецензіи. Какъ бы то ни было, надобно желать, чтобы г. Щаповъ продолжалъ свой трудъ, внося въ него какъ можно болѣе новыхъ фактовъ: это требованіе мы имѣемъ право высказать, видя тѣ любопытные матеріалы (заговоры изъ старообрядческихъ рукописей, отрывки изъ житій святыхъ), которыми онъ располагаетъ и которые онъ напечаталъ въ приложеніи къ первой статьѣ.