Открытіе Америки, Алеутскихъ острововъ и Камчатки. Сочиненіе А. Разина. Изданіе второе М. О. Вольфа. Спб. 1870.
Лѣтъ пятнадцать назадъ, когда насъ съ вами, читатель, гладили по головкѣ, какъ благонравныхъ отроковъ, мы, по рекомендаціи любезнѣйшихъ родителей, услаждали свои досуги чтеніемъ разсказовъ г. Разина, помѣщаемыхъ тогда въ "Журналѣ для Дѣтей", Теперь эти драгоцѣнныя творенія выходятъ уже вторымъ отдѣльнымъ изданіемъ.
"Мы, говоритъ г. Разинъ, соединили въ этой книгѣ четыре разсказа: объ открытіи Америки, о первыхъ похожденіяхъ европейцевъ въ Сѣверной Америкѣ, о завоеваніи Камчатки и объ Алеутскихъ островахъ. Несмотря на различіе въ степени образованности дѣйствующихъ лицъ; несмотря на разстояніе въ 150 или въ 200 лѣтъ между событіями, которыя тутъ разсказываются, выходитъ, что завоеванія и открытія странъ вездѣ сопровождались одинаковыми явленіями: несправедливостями, жестокостями, кровопролитіемъ, грабежомъ... И невольно вспоминаются намъ стихи Лермонтова:
"И съ грустью тайной и сердечной
"Я думалъ: жалкій человѣкъ!
"Чего онъ хочетъ?.. Небо ясно,
"Подъ небомъ мѣста много всѣмъ!
"Но безпрестанно и напрасно
"Одинъ враждуетъ онъ.... Зачѣмъ?..." (стр. I -- II).
Что за чепуха, Создатель! И эта-то чепуха проповѣдуется дѣтямъ! Всѣ великія географическія открытія, всѣ завоеванія, объединившія міръ, всѣ переселенія народовъ, даже колонизація Новаго Свѣта, создавшая величайшую эпоху въ новѣйшей исторіи человѣчества, -- все это суета суетъ! "Зачѣмъ все это?" спрашиваетъ недоумѣвающій авторъ, сильно напоминающій собою фонвизиновскую г-жу Простакову: "сидѣли бы себѣ дома; подъ небомъ мѣста много всѣмъ, тѣсно не будетъ!.." Онъ изумляется даже тому, что "завоеванія сопровождались вездѣ кровопролитіемъ"!... Въ вяломъ и безсодержательномъ разсказѣ объ открытіи и первоначальномъ заселеніи Америки, онъ ни слова не говоритъ о великомъ значеніи этихъ событій для развитія человѣчества. Онъ сплошь и рядомъ вводитъ дѣтей въ заблужденіе, разсказывая имъ такія, напр., нелѣпости, что американскіе дикари до прибытія европейцевъ "были просты и кротки, какъ дѣти или какъ первобытные люди. Вѣчный миръ никогда не нарушался между ними" (стр. 30, 35)!..
Но это еще что! Въ разсказахъ о завоеваніи Камчатки и Алеутскихъ острововъ г. Разинъ доходитъ до "крайней грани ерундизма", какъ выражался покойный Ап. Григорьевъ. Сказавъ въ предисловіи, что открытіе и завоеваніе Камчатки и Алеутскихъ острововъ, какъ и всѣхъ другихъ странъ, сопровождались "несправедливостями, жестокостями, кровопролитіемъ, грабежомъ", черезъ семьдесятъ страницъ авторъ уже забываетъ это и начинаетъ болтать, что "русскіе приносили сюда" не мечъ и опустошеніе, какъ говорилъ онъ раньше, а "блага образованности, гражданственности и, что всего важнѣе, православіе" (стр. 70). Инородцы, которыхъ г. Разинъ сначала рекомендуетъ, какъ людей "кроткихъ и смирныхъ" (стр. 1), а потомъ караетъ, какъ "безсмысленныхъ идолопоклонниковъ", обманщиковъ, измѣнниковъ, жестокихъ злодѣевъ, коварныхъ бунтовщиковъ (стр. 100, 101, І45, 156 и др.),-- инородцы долго не покорялись благодѣтелямъ и цизилизаторамъ-казакамъ, "не понимая всѣхъ выгодъ образованности, всей чести быть подданными русскаго" (стр. 157). Всѣ они, даже алеуты, живутъ теперь припѣваючи, и "никому въ голову не приходить пожелать чего-нибудь лучше" (стр. 200). "Всякій только повторяетъ съ молитвой: бѣда, бѣда безъ начальства!" (стр. 204).
Да, г. Разинъ, бѣда, бѣда безъ царя въ головѣ! Безъ него умной книжки не сочинить, безъ него легко дописаться до такой нелѣпости, что даже извѣстный философъ г. Юркевичъ пойметъ, что это нелѣпостъ,-- если только при этомъ онъ не будетъ въ разъяренномъ состояніи вслѣдствіе драки со своею стряпухой, какъ это, по газетнымъ изѣстіямъ, случилось съ нимъ мѣсяца два назадъ.
Разсказы г. Разина лживы, до безконечности. Онъ скрываетъ отъ дѣтей, что завоеватели и правители Камчатки "дѣйствовали во образѣ древнихъ мучителей", какъ выражается о нихъ камчатская лѣтопись. Втечеіне какихъ-нибудь пятидесяти лѣтъ этотъ полу островъ былъ раззоренъ и опустошенъ окончательно казаками-цивилизаторами, купцами и промышленниками. Народъ былъ доведенъ до такого отчаяннаго состоянія, что во множествѣ прибѣгалъ къ самоубійству, и правительство напрасно старалось остановить это самоистребленіе несчастныхъ дикарей. Большая часть камчадаловъ вымерла еще въ XVIII в., а малочисленный остатокъ ихъ продолжаетъ постепенно вымирать втеченіе настоящаго столѣтія. Г. Разинъ утверждаетъ, что уже въ половинѣ XVIII в. въ Камчаткѣ не было ни одного язычника (стр. 157), между тѣмъ, на самомъ-то дѣлѣ даже въ половинѣ XIX в. почти всѣ номинальные христіане-камчадалы оставались чистѣйшими язычниками, и въ 1848 г. вся Камчатка поднялась для возстановленія своей шаманской религіи и для встрѣчи ѣдущаго будтобы съ сѣвера своего бога Кухту.
Историческая истина еще болѣе искажена г. Разинымъ въ разсказѣ объ Алеутскихъ островахъ, въ чемъ можетъ убѣдиться всякій, прочитавъ хотя "Записки объ Алеутскихъ островахъ" Иннокентія, нынѣшняго митрополита московскаго. О ватагахъ русскихъ промышленниковъ, дѣйствовавшихъ на этихъ островахъ, уже нельзя сказать, что они угнетали, раззоряли, грабили алеутовъ, -- этого мало, они истребляли ихъ систематически. Алеуты превосходные охотники на морскихъ звѣрей, и промышленники начали истреблять ихъ съ тою цѣлью, чтобы уменьшивъ ихъ численность и ослабивъ племя, съ большимъ успѣхомъ обратить остальныхъ въ рабство. Сплошь и рядомъ, собранъ толпу алеутовъ, они перебивали ихъ дубинами и сваливали въ ямы; часто они истребляли ихъ цѣлыми сотнями для одной только потѣхи: однажды Соловьевъ связалъ въ одинъ рядъ двѣнадцать алеутовъ и выстрѣлилъ въ крайняго желая узнать, въ которомъ изъ нихъ остановится пуля; нуля остановилась, говорятъ, въ девятомъ. Случалось, что промышленникъ распарывалъ брюхо своей наложницѣ-алеуткѣ, изслѣдуя, не съѣла-ли она безъ его позволенія кусокъ китовины; нерѣдко вооруженныя партіи промышленниковъ расхаживали но алеутскимъ селеніямъ и, съ радушіемъ принимаемые алеутами, ѣли и пьянствовали, развратничали, а потомъ избивали всѣхъ ихъ, и переходя въ другое селеніе, дѣлали то-же самое. Отъ алеутскаго народа остается теперь только 2,500, а отъ племени курильцевъ 60 человѣкъ обоего пола!.. Алеуты доведены до какого-то полуидіотическаго состоянія. Алеутъ не только работаетъ, но даже ѣстъ по приказанію, и случается, что онъ голодаетъ и томится жаждою, лежа неподвижно въ своей лачугѣ до тѣхъ поръ, пока ему не велятъ сходить за водой и за нищей! А г. Разинъ изображаетъ ихъ какими-то ухарями, удальцами, морскими черкесами!..
А не желали-бы мы быть въ вашемъ положеніи, г. Разинъ. Мы говоримъ, что ваши разсказы о Камчаткѣ и Алеутскихъ островахъ сплетеніе лжи и невѣжества, и вы должны вполнѣ согласиться съ нашимъ мнѣніемъ, потому-что на стр. 1 говорите о завоеваніи и управленіи этихъ мѣстностей го-же самое, что и мы! Вотъ до чего доводитъ излишнее усердіе казаться "благонамѣреннымъ" и, подъ этой фирмой, поучать дѣтей тому, чему вы сами не вѣрите, если только не потеряли еще всякаго различія между истиной и ложью.
Эхъ, вы компрачикосы дѣтскихъ умовъ и сердецъ! Ужь если вы не можете жить безъ бумагомаранья, то оставили бы, по крайней мѣрѣ, въ покоѣ дѣтскую литературу. Вѣдь вы, конечно, понимаете, что, набивая голову ребенка разной дрянью, готовите для будущаго поколѣнія плохихъ людей, и эти плохіе люди, съ извращенными понятіями, съ ложно-направленными чувствами, будутъ друзьями или врагами вашихъ собственныхъ дѣтей, смотря по обстоятельствамъ. Вмѣсто того, чтобы насаждать дѣтскій вертоградъ чертополохомъ, мы совѣтовали-бы вамъ всѣмъ переселиться въ Москву, въ почтенное сообщество гг. Ливановыхъ, Катковыхъ, Юркевичей, Полуниныхъ, и писать гамъ православнымъ въ поученіе, а себѣ въ утѣшеніе разные "Сонники" à la Мильчевскій, который нѣкогда то-же сочинялъ для дѣтей, а теперь избралъ благую часть и стряпаетъ для взрослыхъ москвичей разныхъ "Маговъ и Чародѣевъ".
И пусть его себѣ стряпаетъ, если ни на что лучшее не годенъ.