Шеллер-Михайлов Александр Константинович
Милые бездельники. А. Михайлова. Спб., 1885 г
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Шеллер-Михайлов Александр Константинович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1885
Обновлено: 21/06/2018. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
О творчестве автора
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Милые бездѣльники. А. Михайлова. Спб., 1885 г. "Что вы мнѣ толкуете объ общественныхъ интересахъ, объ общественной дѣятельности, когда у насъ бездѣльникъ на бездѣльникѣ сидитъ и бездѣльникомъ погоняетъ!-- горячился одинъ господинъ среднихъ лѣтъ, споря въ обществѣ пріятелей о нашихъ общественныхъ дѣлахъ".-- Такъ начинаетъ авторъ свое "предисловіе" къ книжкѣ. "Я не про мерзавцевъ говорю, а про бездѣльниковъ,-- поясняетъ спорщикъ.-- Мерзавцевъ вездѣ непочатый уголъ, гдѣ есть люди, а я говорю про бездѣльниковъ, т.-е. про людей, которые ничего не дѣлаютъ, палецъ о палецъ не ударятъ, лежатъ на боку до гробовой доски. Вотъ какого добра у насъ больше всего во всѣхъ сферахъ. Куда вы ни толкнетесь, вы всюду наткнетесь на такого бездѣльника. Иной милѣйшій человѣкъ, а, все-таки, бездѣльникъ, дармоѣдъ... Что-жь мудренаго, если при такихъ господахъ дѣла плохо двигаются впередъ и въ думахъ, и въ банкахъ, и вездѣ?" Многочисленность такихъ "бездѣльниковъ" именно у насъ "спорщикъ" объясняетъ тѣмъ, что "мы, по своему благодушію, всегда готовы и пріютить, и накормить, и одѣть тунеядца, и выгоняемъ его тогда только, когда ужь окончательно убѣдимся, что онъ прохвостъ..." Одиннадцать помѣщенныхъ въ книжкѣ очерковъ посвящены изображенію разныхъ болѣе или менѣе "милѣйшихъ" людей -- бездѣльниковъ и бездѣльницъ. Написаны всѣ очерки гладко, литературнымъ языкомъ, во всѣхъ нихъ проглядываетъ талантливость автора, но... нѣтъ въ нихъ кое-чего очень важнаго,-- нѣтъ оригинальности. Всѣ эти "бездѣльники" и "бездѣльницы" знакомы намъ, не разъ уже встрѣчались въ повѣстяхъ, романахъ, очеркахъ и т. д. Чтеніе этой книжки производитъ впечатлѣніе пересказа давно слышанныхъ анекдотовъ, давно извѣстныхъ "исторій" о томъ, какъ бездѣльничаетъ высокопоставленный сановникъ, состоящій членомъ "семидесяти" казенныхъ, частныхъ и благотворительныхъ учрежденій; какъ бездѣльничаютъ петербургскія "чиновничьи барышни", ловятъ жениховъ, попадаютъ въ просакъ и на Невскій, гдѣ торгуютъ собою съ тротуара, или -- замужъ за карьеристовъ-чиновниковъ и расторговываются тѣмъ же некупленнымъ товаромъ изъ квартиры, отдѣланной и содержимой высокопоставленнымъ "крестнымъ". Есть, правда, нѣсколько новенькихъ штриховъ въ фигурѣ "мужа Марьи Александровны", одного изъ такихъ "бездѣльничающихъ" карьеристовъ. Только этотъ господинъ уже "бездѣльникъ" въ иномъ смыслѣ, т.-е. чистѣйшій прохвостъ и мерзавецъ. Не новъ, самъ по себѣ, и, все-таки, очень хорошъ "идолъ", купецъ-лабазникъ, своего рода Китъ Китычъ, которому "лѣнь", все -- лѣнь: рукой двинуть, мозгами пошевелить, лѣнь выругаться, подраться, говорить, деньги считать... все "лѣнь". У него обширная хлѣбная торговля, милліонные обороты; но самъ онъ ровно ничего не дѣлаетъ, сидитъ на скамейкѣ у лабаза, сопитъ, кряхтитъ и сало наѣдаетъ,-- такое салище паѣлъ, что самому тяжело передвигать ею съ мѣста на мѣсто. А торговля сама идетъ въ силу инерціи и капитала, нажитаго отцомъ и дѣдомъ. Самъ ожиренный каммерсантъ говоритъ про свою торговлю, что это "заведенная машина", что "такъ это все колесомъ и идетъ". Рано, съ дѣтства ожирѣлъ онъ и оскотинился; его "идольская" невозмутимость не знала въ жизни ни тревогъ, ни волненій, ни увлеченій молодости, ни даже простыхъ порывовъ сытаго животнаго. Въ такъ называемыхъ солидныхъ лѣтахъ "идолъ" совсѣмъ пересталъ говорить; онъ только изрекалъ стародавнія пословицы, поговорки и присловья съ самымъ серьезнымъ, степеннымъ и рѣшающимъ видомъ, и всѣ считали его умнымъ человѣкомъ, шли къ нему за совѣтами. "И чѣмъ болѣе сжатыми дѣлались его приговоры, чѣмъ безсмысленнѣе становились его изреченія оракула, чѣмъ сосредоточеннѣе становилась его созерцательно-утробная жизнь, тѣмъ "ъ большимъ уваженіемъ смотрѣли на него. "Святой жизни человѣкъ!-- говорили про него странницы.-- Практическій русскій умъ!-- разсказывали про него обираемые имъ помѣщики.-- Степенный человѣкъ!-- толковали про него собратья-купцы. Только шальной пропойца мужиченко, когда-то обругавшій его "идоломъ", продолжалъ коситься и, проходя мимо его лабаза, сдвигалъ брови и мрачно бормоталъ: "Ишь, идолище!..."
Это лучшій очеркъ въ книжкѣ г. Михайлова. Очень жаль, что авторъ не поработалъ надъ нимъ. Отъ этого "идолъ", при всей своей типичности, все-таки, не настоящій, не цѣльный типъ. Фигура его не болѣе, какъ этюдъ, тогда какъ такой "степенный человѣкъ, святой жизни и практическаго русскаго ума" былъ бы вполнѣ достоинъ занять одно изъ первыхъ мѣстъ въ серьезной картинѣ.
"Русская Мысль", кн.
VIII
, 1885
Оставить комментарий
Шеллер-Михайлов Александр Константинович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1885
Обновлено: 21/06/2018. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.