Шиллер Франц Петрович
Мэртен Лю

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МЭРТЕН Лю [Lu Märten, 1879--] -- немецкий литературовед и искусствовед; еще задолго до войны выступила с драмой из жизни немецких горняков, сотрудничала в периодической печати довоенной германской с.-д. партии. После войны вступила в компартию, сотрудничала в "Rote Fahne" [1920] и ряде левых журналов (напр. "Der Gegner"). Через некоторое время вышла из партии. С 1924 вообще не принимает активного участия в политической борьбе.
   Основные работы М. по теории литературы и искусства: "Historisch Materialistisches über Wesen und Veränderung der Künste" (Berlin, 1920) и "Wesen und Veränderung der Formen-Künste" (Frankfurt a/M., 1924).
   М. пытается (особенно во втором историко-синтетическом исследовании) обосновать теорию "материалистической формы". Исходным пунктом Мэртен является положение, что вся история искусства сводится к техническому и от содержания изолированному развитию формы. Согласно производственному принципу Мэртен делит всю историю развития искусства на четыре периода: 1. период естественной формы первобытного общества; 2. период формы принудительно-коллективного труда (античного рабства); 3. период ремесленного труда и 4. период машинного производства. Последний период -- самый важный, ибо с крушением ремесленного способа производства, базиса всякого искусства, с момента, когда все предметы потребления начинают производиться машиной, образуется абстрактнре, метафизическое искусство буржуазного общества. В коммунистическом обществе искусства не будет, а будет опять такая же естественная утилитарная форма (форма вообще у М. выполняет исключительно утилитарную функцию), какой была первобытная, -- она будет развиваться (в коммунистическом обществе) на основе форм предметов обихода и определяться сознательно организованным машинным производством. Эту свою общую теорию искусства М. применяет к анализу отдельных его областей.
   Мартен -- формалистка; "искусство есть проблема формы, а не содержания", подчеркивает она неоднократно. Но и форму рассматривает она не исторически, а как "всеобщую категорию". М. неправильно понимает роль человека в производственном процессе: человек, по М., участвует в нем лишь как механический двигатель -- М, совершенно не учитывает сознательного творческого участия человека в этом процессе. Вообще во всей концепции М. отсутствует творческий субъект, действенный человек. Производительные силы, по М., развиваются как нечто самостоятельное и ни от чего не зависящее. Благодаря этой установке, отражающей сильнейшее воздействие меньшевистской концепции, а также вследствие непонимания связи между умственным и материальным производством М. пришла к выводу, что искусство капиталистической эпохи "экономически не нужно", что в современном обществе (капиталистическом) место искусства занимает наука и пролетариат поставил на место искусства политическую экономию. Пролетариат может обойтись в своей борьбе и без литературы, "ибо ныне и давно уже борьба не нуждается в поэтических средствах яз.". В своем отрицании возможности создания пролетарской литературы она скатывается к контрреволюционному троцкизму, давая ликвидаторские, разоружающие пролетариат выводы.

Библиография:

   I. Кроме указанных в тексте: Gedichte, 1906; Torso, München, 1909; Bergarbeiter, Stuttgart, 1909; Die wirtschaftliche Lage der Künstler, München, 1914; Die Künstlerin, 1918; Sprache und Dichtung, 1924.
   II. Маца И., Сверхматериалистическая теория искусства, "Вестник Коммунистической академии", кн. XIV, М., 1926; Шиллер Ф. П., Ультралевые тенденции в немецком литературоведении, "Литература и марксизм", 1930, кн. II.

Ф. Шиллер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 546--547.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5462.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru