Шиллер Франц Петрович
Ваккенродер
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Шиллер Франц Петрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 20/06/2016. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Статьи для Литературной энциклопедии
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
ВАККЕНРОДЕР
Вильгельм Гейнрих [Wackenroder, 1773--1798] -- немецкий писатель, ближайший друг Тика. Не претендуя на обоснованность своих взглядов, на создание эстетической теории, сознательно отказываясь от построения какой-либо системы идей, В. наивно, но отчетливо выразил в форме интимных высказываний -- исповеди, записи своих впечатлений -- идеологию ранних романтиков, те веяния времени, к-рые означали смену классицизма Гёте и Шиллера новым лит-ым направлением. Разложение "Римской империи немецкой нации" конца XVIII века, хозяйственная отсталость Германии, в которой капиталистические элементы были еще слабы, заставили идеологов бюргерства уйти в царство отвлеченной идеи, в мир прошлого. И В. в своих "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом. Год выхода книжки В. [1797] можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале еще не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. "Сердечные излияния" составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В ней В. рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своем призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, -- это благоговение перед искусством как божественным откровением. Искусство не мыслится В. вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная В. жизнь не могла создать такого религиозного искусства. Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, В. преклоняется перед средневековым искусством, не разобщенным, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, В. усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры. Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, В. создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада: строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определенную цель жизни. Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порожденных и ее укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства -- поэзия, музыка, живопись и архитектура -- также органически сливаются у В. воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашенное
В., стало мечтой романтиков, к-рую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений.
После смерти В. Тик издал в 1799 его "Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst" (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле "Фантазий". Тик обязан своему другу и идеей романа "Franz Sternbalds Wanderungen" (Странствования Франца Штернбальда) -- повествование о путешествии, к-рое совершил один из учеников А. Дюрера в Рим
(см.
"
Тик
"
)
.
Стиль В. характеризуется типичными чертами раннего романтизма: приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием.
Ярко выраженная В. идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья -- в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма.
Влияние В. не ограничивается немецкой литературой; его произведения, переведенные в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского "любомудрия". Авторитет В. выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX в. в своей борьбе против классической теории.
Его эстетических взглядов придерживались Шевырев и В. Ф. Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу "антизападнического" патриотизма русских славянофилов.
Библиография:
I. Русск. перев.: "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного", 1826, переизд. под ред. проф. П. Н. Сакулина, М., изд. К. Ф. Некрасова, 1914;
Wackenroder
W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910.
II.
Браун
Ф. М., Немецкий романтизм -- в "Истории западной литературы", под ред. Батюшкова, т. I, M., 1912;
Сакулин
П. Н., Из истории русского идеализма. В. Ф. Одоевский, т. I, М., 1913;
Wölflin
, Studien iur Literaturgeschichte, 1893;
Koldewey
K., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904;
Stoecker
H., Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder, Berlin, 1904;
Hartmann
H., Kunst nnd Religion bei Wackenroder, Tieck und Solger, Erlangen, 1916.
Ф. Ш.
Источник текста:
Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад.,
1929
. -- Стб. 79--80.
Оригинал здесь:
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-0791.htm
Оставить комментарий
Шиллер Франц Петрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 20/06/2016. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.