На днях появилась в продаже книжка стихов литовскаго поэта Барнарда Бразджиониса, и по названию своему, и -- главное -- по содержанию резко отличающаяся от произведений других молодых авторов. Правда, в наше время стихов никто не читает, молодежь увлечена романами в стиле Поль-де Кока, читает пошлейшия вещи вроде "Мадонна спальных вагонов", "Мое тело принадлежит тебе", "Мужчины предпочитают блондинок, а женятся на брюнетках"... и т. д. Культ голаго тела и вместе с тем, культ мордобоя (бокс и т.д.) совершенно затмили искусство, одухотворенность и благочестивость мечтаний, -- то, чем так дорога юность. С каким сожалением погладывают такие господа на подвижников искусства: -- "ведь это же человек, который пишет! "... и дальше жест и взгляд, с каким глядят на человека, у котораго не все дома, как на оригинала, или в лучшем случае, как некогда глядели на несчастненькаго... Напротив того, если вам удастся объявить банкрот и нагреть своего ближняго на крупную сумму, -- о вас будут говорить, что умны, вам будут втайне сочувствовать, а открыто -- завидовать... Ибо подлость ныне введена в систему, а пошлость -- в обычай.
К сожалению у нас, за исключением лишь небольшой группы лиц труда интеллектуальнаго, большинство купается в этой пошлости, свившей в мире преступное гнездо паразитизма и духовнаго растления... Тип сверхмошенника является доминирующим в городах обоих полушарий, наживы и стремления к ней -- вот чем обусловлена эпоха т. н. экономическаго кризиса... Вот почему, отрадно, когда среди окружающей лжи, лицемерия и спекуляции именем, честью, святынями -- есть островок, никогда не исчезающий, островок безпримеснаго искусства. Чувство глубокаго удовлетворения нарождается в утомленной душе, когда можешь окунуться в ясные и прохладные струи источника вечной жизни, нематериальной, но далекой от биржевого шума... такое чувство довелось испытать при чтении книжки Бразджиониса "Amžinas žydas" ("Вечный жид")...
Бразджионис -- еще совсем юный на Литовском Парнассе, весьма скудном и ждущем своего расцвета...
Но в сладости его стихов есть аромат подлинной поэзии.
Одно несомненное влияние чувствуется в его лире: влияние знаменитаго американскаго писателя Уольта Уитмена, правда, лишенное уитменовскаго космизма, соединеннаго с эстетикой... Напротив, Бразджионис верен всему Божественному, он -- верующий, а потому полон мистицизма.
16 лет я цвел, как роза Иерихона
Цвел, как реликвия ценная,
А после меня и цветок благовонный
Постигла судьба неизменная...
("Альпухара", стр. 7).
Поэзия Бразджиониса отличается этой высокой склонностью к библейским именам и событиям. Но мистицизм сильнее реальности -- и поэт пишет о "Вечном Ничто", о "Вечном Никогда".
Не изоспать нам всех ночей,
Не исходить закатов всех...
(стр.12).
Или дальше:
Обо всем мы пропели,
Обо всем говорили, -- и, мнится,
О свободе живой на свободе,
Об умерших в темницах...
(стр.15).
Очень хорошее, сильное стихотворение "О ведрах, полных прекрасной воды"...
"Я заснула на морском берегу,
На морском берегу, как волна, разметавшись"...
(стр. 21).
Какое стихотворение Бразджиониса ни взять -- оно пленяет, оно опьяняет, как крепкое наговорное зелье -- чувствуется странный и вместе с тем библейский, аромат... Так пахнет от многовековых старинных книг, от погребов, в коих хранятся крепкия вина, от давно сложенных фолиантов...
Стильно написана поэма о Иегове...
"Вначале бе Слово, и Слово бе Бог"...
(54 стр.)
Из религиозных стихов отметим "Что сказал каменщик Иисусу в ту ночь?" (58 стр.)
Затем "Легенда о Давиде", полна религиознаго экстаза...
О Вечном Жиде, о скитаниях в мире говорится в "Мистерии" (стр.78).
Внимательный читатель без сомнения остановится на "Мысли No 2".
"Я бродил по земле, я испил небеса.
Как в веках тоскующий Израиль, как Сион вечный от века...
Сильное впечатление оставляет "Весть"... (стр. 120).
Несомненно, из плеяды молодых мистиков, представителей талантливой группы молодых писателей "Гранит" в лице Бразджиониса мы видим наиболее одареннаго и подающаго самыя реальныя и безусловныя надежды...
Приветствовать появление такого поэта надо той критике, которая всегда отличает подлинное искусство от лже-искусства.
Евгений Шкляр.
Евгений Шкляр. "Пути молодых в литовской литературе. I. Бернард Бразджионис" // Наше Эхо. 1931. No 669, 14 июля.
Подготовка текста -- Лариса Лавринец, 2003.
Публикация -- Русские творческие ресурсы Балтии, 2000 -- 2003.