Алексеев П. В.
П. В. Алексеев. Шулятиков Владимир Михайлович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из книги: П. В. Алексеев. "Философы России ХХ - ХХ столетий". Биографии. Идеи. Труды. М., 2002


   П. В. Алексеев.

Шулятиков Владимир Михайлович

  
   Из книги: П.В.Алексеев. "Философы России ХХ - ХХ столетий". Биографии. Идеи. Труды. Москва "Академический Проект" 2002.. Стр 1108-1109/
  
   Шулятиков Владимир Михайлович (30.09 (12.10).1872 - 28.03(08.04). 1912) - литературный критик, историк философии, публицист. Родился в Москве. Окончил Московский Университет (1898). С 90-х гг. - участник социал-демократического движения. В 1902 - 1903 - член Московского, в 1903-1905 гг. Архангельского комитета РСДРП. Скончался в Москве. С 1905 - большевик. Историк русской философии Б.В.Яковенко [*], выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. Два течения - эмпириокритицистское (А.Богданов, В.Базаров, и др.) и "старое учение", ставил Шулятикова в один ряд с В. И. Лениным и Л. И. Аксельрод. Шулятиков известен как сторонник вульгарно-социологического подхода к философским системам и категориям (кн.1908). С его точкой зрения не соглашался В. И. Ленин (См. ПСС. Т29. С.474). Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего подхода в историко - философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического анализа, не оставлявшей, в конечном счете, места всем другим подходам. И в демонстрации тех результатов, к которым мог бы вести такой анализ, он видел смысл своего выступления. Шулятиков писал: обычно на философию "смотрят, как своего рода Privatsache (частное дело), как на нечто такое, что составляет область индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального творчества. Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах отнюдь не должно свидетельствовать о наличности социальных разногласий. Философские идеи представляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой. И защита определенной классовой позиции не обусловливает поэтому, "согласно общераспространенному взгляду, симпатий к определенной философской школе. Напротив, в данном случае допускается широкая свобода выбора" (Кн.1908.С.5). Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную ошибку. Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем прошлого. Мы обнаружим в них и в философских категориях ("дух", "материя", "субстанция", "вещь в себе") социологическое основание. В философии буржуазия "говорит ни о чем ином, как о своих ближайших классовых выгодах и стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым языком... Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей социальной profession de foi известной буржуазной группы" (Там же. С.6). Считал всякую идеологию скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший экономический интерес. Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся слоев буржуазии. Антитезу "дух-материя" Шулятиков выводит из социального антагонизма и объясняет апологетическими устремлениями "руководителей". Непосредственно связывал философские системы с формами организации производства: "спинозовское миропонимание - песнь торжествующего капитала, капитала, все поглощающего, все централизующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут. Первый член капиталистического, "Символа веры", переведенный некогда на философский язык Декартом, получает теперь особенно ясную и решительную формулировку" (Там же. С.42). наличие материалистических философских систем не устраивает верховенства "организующей воли", но связывается лишь с более "темными" категориями, например, "силой". Среди "материальных частиц" Т.Гобса, соединяющихся согласно имманентным законам, "дух" выделяется как "тонкое" тело, тело высшего ранга. В тот период английская буржуазия закладывала фундамент крупнокапиталистического хозяйства; требовалось соединить на одном предприятии рабочих разной квалификации и разных профессий. "Соединение рабочих, - пишет Шулятиков, - было боевым лозунгом мануфактуристов. И философы их разъясняли, на своем языке, этот лозунг, возводили его на степень универсальных обобщений. Весь мир изображался ими в виде организации материальных частиц" (Там же. С.23). Подобный социально - генетический анализ Шулятиков давал концепциям Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, Маха, Авенариуса, Вунда и др. "Область философии, - заключал Шулятиков, настоящая Бастилия буржуазной идеологии. До сих пор для штурма её сравнительно мало сделано. И момент решительного штурма еще не наступил. Но, во всяком случае, он приближается. И от нас, марксистов, зависит его наступление" (Там же. С.148-149). Необходимо, считал Шулятиков, последовательно поводить тезис марксизма: всякая идеология, как вообще всякое явление в жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства (а не распределения или обмена). "Философия - это наука об организаторах и организуемых, о дирижирующих "центрах" и дирижируемой "массе" (Там же. С.150). Для марксизма "науки" об "организаторах" и организуемой "массе" существовать не может. "И потому он, без малейших оговорок, должен отвергнуть ее" (Там же). Шулятиков отрицательно относился к самостоятельности не только философии, но и наук, литературы. Задачи литературной критики Шулятиков видел в том, чтобы раскрыть для читателя классово - экономические мотивы поведения героя и замысла писателя, дать социологическую оценку его творчества.
  
  
   Сочинения:
  
  -- Восстановление разрушенной эстетики. О современных идеалистических течениях в русской литературе // Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке и жизни. СПб., 1904;
  -- Из теории и практики классовой борьбы. М.., 1907;
  -- Профессиональное движение и капиталистическая буржуазия. М., 1907;
  -- Тред-юнионистская опасность. М., 1907;
  -- Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Э.Маха). М., 1908;
  -- Избранные литературно - критические статьи. М. - Л., 1929.
  
  
   [*] - ЯКОВЕНКО, БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ (1884-1949), русский философ. Родился 23 мая (4 июня) 1884 в Твери. Окончил в 1903 классическую гимназию в Петербурге и поступил в Московский университет. В 1905 участвовал в революционном движении. Уехал за границу и продолжил учебу в Гейдельбергском университете. С 1908 сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии", стал одним из организаторов и редакторов журнала "Логос" (1910), много занимался переводами (И.Г.Фихте, Б.Кроче и др.). С 1913 жил за рубежом (сначала в Италии, а затем в Праге). В 1920-е годы пытался возобновить в Праге издание "Логоса". Издавал на немецком языке журнал "Русская мысль: Международный журнал по русской философии" и сборник Международная библиотека по философии (1935-1944). В 1938 на чешском языке вышла его История русской философии, а в 1940 на немецком - История гегельянства в России. Уже в статьях в "Логосе" Яковенко выступает интерпретатором и пропагандистом новейшей европейской философии, в первую очередь неокантианства (статьи: О Логосе; Что такое философия: Введение в трансцендентализм; Об имманентном трансцендентализме; трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще; Путь философского познания и др.). Яковенко постоянно выступал с критикой русской религиозной философии, полемизировал с Н.Бердяевым, В.Эрном, С.Булгаковым и др. Умер Яковенко в Праге 16 января 1949.
  
   Сочинения:
      -- О Логосе// Логос. 1911.
      -- Что такое философия? Введение в трансцендентализм// Логос. 1911 - 1912.
      -- Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще// Логос. 1912 - 1913.
      -- Философия Эд. Гуссерля// Новые идеи в философии. СПб. 1913.
      -- Путь философского познания// Логос. 1914.
      -- Позитивизм и философия// Северные записки. 1914.
      -- О положении и задачах философии в Росии// Северные записки. 1915.
      -- Философия большевизма. Берлин, 1921.
      -- Очерки русской философии. Берлин, 1922.
      -- Мощь философии// Логос ( Прага). 1925.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru