Скриб Эжен
Эжен Скриб: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   СКРИБ [Augustin-Eugène Scribe, 1791--1861] -- французский драматург. Автор огромного количества водевилей и комедий, наводнявших в течение почти полувека парижские театры. Лит-ая работа С. развертывалась в обстановке лихорадочной конкуренции частновладельческих антреприз, погони театров за сборами, за частыми премьерами. Более удачливый, более неистощимый, чем десятки забытых ныне бульварных драматургов, С. жил, как и они, в атмосфере спешки, срочности, делячества, работал одновременно над несколькими заказанными пьесами. В течение своей лит-ой деятельности С. сотрудничал с 57 авторами, чаще всего с Melesville, Ernest Legouvé, Bayard. Драматургия С. -- весьма выгодное и хорошо организованное дело, вполне свободное от творческих мук, философии и острых проблем. Современник Гюго и Бальзака, свидетель лит-ых боев "романтиков" и "классиков", С. не примыкал к лит-ым направлениям, не задумывался над сложными вопросами искусства. Мир его водевилей покоится на здравом смысле, семейной добродетели и денежных расчетах.
   Все понятно, трезво и просто в комедиях С. Умные и деловые негоцианты легко распутывают узлы событий, практический ум торжествует над романтическими бреднями, рассудок побеждает страсти, расчет и трудолюбие приводят героя к счастливому концу, пылкая любовь награждается солидным приданым, несчастья же и бедствия суть лишь неизбежный результат неблагоразумного поведения. Бойкие водевили С. отзываются на все явления современной ему жизни, оценивая их с точки зрения "всего Парижа" -- Парижа мелких рантье и лавочников. Он утверждает достоинство и значение буржуа, "дающего жизнь тысячам рабочих" (водевиль "Le premier président", 1832); он поддерживает в своей публике настроение уверенности и покоя.
   Живя в эпоху ярких политических событий, современник наполеоновских походов, падения Империи, Реставрации и двух революций, С. не мог не затрагивать тем общественно-политического значения. Он пытается трактовать даже "высокие материи", вскрывая сущность революции -- "Bertrand et Raton, ou l'art de conspirer" (Бертран и Ратон, или искусство интриги, 1833); он льстит мещанскому пониманию героического в своих водевилях из эпохи Империи; он отдает дань и интересу его эпохи к историческим драмам -- "Adrienne Lecouvreur" (Адриенна Лекуврер, 1849).
   С. пользуется готовой формой водевиля и владеет ею блестяще. Знание выигрышных сценических положений, легкость завязки и развязки, бойкость куплета -- вот те средства, к-рыми располагает С. Блестящее знание техники своего ремесла, умение создать условия для развертывания актерского мастерства удержали на сцене лучшие из водевилей и комедий С. до наших дней, напр. "Стакан воды" (Le verre d'eau, ou les effets et les causes, 1840), но неизмеримо большая часть его произведений давно и основательно забыта.
   Лит-ое наследство С. огромно (76 тт.).

Библиография:

   I. Œuvres complètes, 76 vv. P., 1874--1885. Кроме указ. в тексте к числу лучших произведений С. относятся: Le mariage d'argent, 1828; La camaraderie, ou la courte échelle, 1837; Une chaîne, 1841; Les contes de la reine de Navarre, 1851; Batailles de dames, 1851; Mon étoile, 1854; Feu Lionel, 1858; Les doigts de fée, 1858; Графиня поселянка, или медовый месяц. Комедия в 2 д., перев. Баранов, М., 1834; Валерия, или слепая. Комедия в 3 д., перев. А. Павлов, М., 1835; Лорнет, или правда глаза колет. Фантастич. водевиль, перев. Д. Д. П--д, СПБ, 1837; Чердак артистов. Комедия-водевиль в 1 д., Казань, 1837; Жюдита, или ложа в оперном театре, Рассказ, перев. В. Строев, "Биб-ка для чтения", 1838, II; Незнакомка. Повесть, "Отечественные записки", 1840, VIII; Таинственная красавица. Повесть, "Сын отечества", 1840, т. 5; Бубновый король. Рассказ, перев. В. Строев, "Сын отечества", 1842, VI; Стакан воды, или причины и действия. Комедия в 5 д., перев. Н. Калпашников, "Репертуар русских и Пантеон иностранных театров", 1842, VI; Пикильо Алльиага, или мавры при Филиппе Третьем. Роман, 9 чч., СПБ, 1846 ("Биб-ка для чтения", 1846); То же, 2 тт., СПБ, 1860; Вся беда, что плохо объяснились. Комедия в 1 д., перев. С. Соловьев, "Репертуар русских и Пантеон иностранных театров", 1847, VI; Цена жизни. Рассказ, "Музей современной иностранной литературы", кн. 2, СПБ, 1847; Пуф. Комедия, "Биб-ка для чтения", 1848, ч. 91; Неутешные. Комедия в 1 д., перев. Ф. Кони, "Пантеон и репертуар русской сцены", 1850, IX; Дамская война. Комедия в 3 д., перев. В. Попов, "Пантеон и репертуар русской сцены", 1851, VI; Мечты любви. Комедия в 3 д., перев. А. Веселовского, СПБ, 1859 (в соавторстве с дс-Бьевиллем); Ничто не ново под луной. Комедия-водевиль в 1 д., перев. Акимов, СПБ, 1859; Товарищи, или дружеская помощь. Комедия в 5 д., перев. С. П. Варсалова, СПБ, 1897; Обезьяна и кот (Бертран и Ратон. Искусство интриги). Комедия в 5 актах, перев. М. Левиной, обработка и ред. текста И. Шток, "Цедрам", М., 1935; Превращение, или нет ничего невозможного, 2 карт., перев. Валентины Ивановой, "Цедрам", М., 1935.
   II. Sainte-Beuve C. A., Portraits contemporains et divers, t. III, P., 1855; Его же, Premiers lundis, t. III, P., 1875; Epagny J., Molière et Scribe, P., 1865; Moulin V., Scribe et son théâtre. Analyse des 419 pièces de Scribe, 1866; Legouvé E., E. Scribe, P., 1874; Doumic R., De Scribe à Ibsen, 1893; Kauftann M., Zur Technik der Komödien von E. Scribe, Hamburg, 1911; Arvin N. C., E. Scribe and the French theatre 1815--1860, Cambridge, 1924 [дана лит-ра].

Е. Слободская-Ермакова

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 843--845 [= 845--847].
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-8452.htm
   

II.

   СКРИБ (Scribe), Огюстен Эжен (24.XII.1791, Париж, -- 20.II.1861, там же) -- франц. драматург. С 1836 -- член Франц. академии. Начал лит. деятельность в 1811. Уже в первых водевилях С. проявил себя виртуозным мастером интриги. Стремительность действия, комизм ситуаций, живой диалог, меткие жанровые зарисовки буржуазного и аристократич. быта создали водевилям С. широкую популярность. С. старался прежде всего смешить и развлекать публику. Он последовательно проводил в своих пьесах охранит. идеологию класса собственников, прославлял погоню за личным преуспеянием, ловкость и находчивость "рыцарей наживы". Честных, но непрактичных юношей С. изображал с симпатией, вышучивая их социальную наивность ("Шарлатанство" -- "Le Charlatanisme", 1825, совм. с Э. Мазером, и др.).
   После революции 1830 С. в своих комедиях стал позволять себе открытую критику аристократии и дворянской монархии. Он высмеивал аристократич. заговоры ("Фаворитка" -- "La Favorite", 1831), верноподданнич. чувства обывателей ("Лисабонский лютник" -- "Le Luthier de Lisbonne", 1831, совм. с Ж. Ф. А. Байаром), но, вместе с тем, пытался дискредитировать нар. революц. движения: "Бертран и Ратон, или Искусство заговора" ("Bertrand et Raton, ou l'Art de conspirer", 1833).
   Современные и "исторические" пьесы С. строятся на одних и тех же драматургич. принципах и одинаково неглубоки. Наряду с вымышл. персонажами он выводит известных деятелей прошлых времен, но перипетии частной жизни обычно заслоняют историю; крупные обществ.-политич. события оказываются результатом случая или хитроумных интриг. С. придерживался теории "малых причин", якобы управляющих ходом истории. Так, в популярной комедии "Стакан воды, или Следствия и причины" ("Le Verre d'eau, ou les Effets et les causes", 1840, рус. пер. 1842, пост. в России 1872) пустой случай -- пролитая на платье англ. королевы вода -- приводит к смене министерства и крутому повороту в европ. делах. Широко известна историч. драма "Адриенна Лекуврёр" ("Adrienne Lecouvreur", 1849, совм. с Э. Легуве, рус. пер. и пост. 1858), посвященная трагич. актрисе 18 в.
   С. -- автор многочисл. оперных либретто, написанных для лучших композиторов, в т. ч. для Дж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", 1831; "Гугеноты", 1836; "Африканка", 1865), Д. Ф. Э. Обера ("Немая из Портичи", 1828; "Фра-Дьяволо", 1830; "Бог и баядера", 1830; "Бронзовый конь", 1835), Дж. Верди ("Сицилийская вечерня", 1855) и др. Написал также ряд новелл и романов.
   В России С. известен с 20-х гг. 19 в. (первый пер. -- водевиль "Ватель, или Потомок великого человека", 1827, совм. с Мазером). В 1830 Малый театр пост. водевиль "Шарлатанство". В 30-х гг. на переводы пьес С. откликался В. Г. Белинский, отмечавший, что комедия "Валерия, или Слепая" "... очень мила и занимательна в представлении...", а водевиль "Шарлатанство" "...совершенно в парижских нравах..." (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 373; т. 4, 1954, с. 394). А. С. Пушкин напечатал в "Современнике" перевод вступит. речи С. при его избрании во Франц. академию (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1964, с. 372--96). А. И. Герцен отзывался о С. как о "писателе буржуазии", к-рый "... подладился к ее понятиям и... вкусам..." (Соч., т. 5, 1955, с. 34). На рус. яз. переведено св. 125 пьес С. и более 20 оперных либретто.
   Соч.: Œuvres complètes, t. [1--76], P., 1874--85; Théâtre choisi, P., [1911]; в рус. пер. -- Пьесы, вступ. ст. Е. Финкельштейн, М., 1960; Одноактные комедии, М., 1940 (стеклограф. изд.).
   Лит.: История зап.-европ. театра, т. 3, М., 1963; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Луначарский А. В., Скриб и скрибизм, Собр. соч., т. 6, М., 1965; Чудовский В., Скриб, [П., 1919]; Sainte-Beuve Ch. Aug., Portraits contemporains, v. 2, P., 1846; Legouvé E., Eugène Scribe, P., 1874; Rolland J., Les comédies politiques d'Eugène Scribe, P., 1912; Arvin C. C., E. Scribe and the French theatre, 1815--1860, Сатв., [1968].

В. Е. Шор.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 902--903.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-9021.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru