Соловьев Николай Феопемптович
Н. Ф. Соловьев: биогрфаическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Соловьев (Николай Феопемптович) -- русский композитор, профессор СПб. консерватории и музыкальный критик, род. в 1846 г. Воспитывался во второй гимназии в СПб., затем поступил в Медико-хирургическую акад., откуда перешел в СПб. консерваторию, где окончил курс по классу композиции Н. И. Зарембы. Перед публикой С. впервые выступил с увертюрой (es-dur) для большого оркестра на акте в Консерватории в 1869 г., а в 1870 г. (тоже на акте) -- с драматической кантатой "Смерть Самсона". По желанию покойного А. Н. Серова, С. оркестровал 5-е действие оперы "Вражья сила" и дооркестровал интродукцию и арию Петра из 1-го действия той же оперы. В 1874 г. С. был приглашен в СПб. консерваторию, где читал сперва теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 г., получив звание профессора, ведет специальные классы теории композиции. Написал еще симфоническую картину "Русь и Монголы" (1870), петровскую кантату в честь 200-летнего юбилея Петра I, "Слово о Полку Игореве" для голоса и фортепиано (1873), хор "Молитва о Руси", получивший премию на конкурсе русского музыкального общества (1877), симфоническую фантазию "Эй ухнем" для всероссийской выставки в Москве (1882), оперу "Кузнец Вакула" (1875), поставленную в CПб. в музыкально-драматическом кружке в 1880 г., и два раза там возобновлявшуюся, а также данную в СПб. консерватории в начале 90-х годов и на частной сцене, в СПб., оперу "Корделия", поставленную в СПб. в 1885 г., Москве, Киеве, Казани в 1886 г., Тифлисе в 1887 г., Праге в 1890 г., много романсов и фортепьянных пьес, помещенных в "Музыкальном Мире", "Звезде", "Нувеллисте", а также изданных у В. Бесселя и М. Бернарда. Сверх того С. собрано около 300 русских народных песен; из них некоторые вошли в издание Академии наук "Великорусс" (материалы, собранные П. В. Шейном). Критическую деятельность С. начал в 1870 г., в "Музыкальном Сезоне", затем был музыкальным критиком в "Музыкальном Листке", "Музыкальном Мире", "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "С.-Петербургских Ведомостях", "Иллюстрации", "Ниве", "Нувеллисте", "Свете", "Новостях", "России". Состоит редактором музыкального отдела в настоящем словаре. В 1899 г. состоялся 25-летний юбилей профессорской деятельности С., а в 1900 г. 30-летний юбилей композиторской и музыкально-критической деятельности, отпразднованный в Мариинском театре 15 февраля. В 1878 г. С. был делегатом от СПб. отделения русского музыкального общества на парижской всемирной выставке; в 1885 г. был представителем того же общества на открытии памятника М. И. Глинке в Смоленске; в 1898 г. явился, вместе с графом А. Д. Шереметевым, инициатором и организатором общедоступных народных концертов.

Дополнение

   * Соловьев (Николай Феопемптович) -- русский композитор. Состоит помощником управляющего придворной капеллы.
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXXa (1900): Слюз -- София Палеолог, с. 796--797); доп. том IIa (1907): Пруссия -- Фома. Россия, с. 65.

II.

   Соловьев, Николай Феопемитович, композитор, род. 27 апр 1846 в Петрозаводске. Учился в Спб. медико-хирургич. академии, но 1868 перешел в Спб. консерв., которую и окончил 1872 по классу композиции Зарембы. 1871 (по желанию умершего Серова) С. оркестровал 5-й акт "Вражьей силы" и дебютировал в концерте И. Р. М. О. симфоническою картиной "Русь и Монголы". 1874 С. сделался преподавателем Спб. консерв. (обязательная теория, история музыки); с 1885 в кач. профессора, ведет класс композиции. 1878 С. был делегатом от И. Р. М. О. на всемирной парижской выставке. Критическую деятельность С. начал в "Муз. Сезоне" (1870), затем писал в "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "Спб. Ведомостях", "Новостях", "Свете", "России", "Ниве", "Всемирн. иллюстрации"; в настоя щее время сотрудничает в "Биржевых ведомост.". С. состоит редактором музык. отдела большого "Энциклоп. Словаря" Брокгауза и Эфрона. Сочинения С: 3 оперы: "Кузнец Вакула" (1875, на сюжет Гоголя "Ночь перед Рождеством"; 1880 шел в муз.-драматич. кружке; 1901 в Спб. Народном доме); "Корделия" (позднее, в изменен. виде "Месть"), 4 действ., (СПБ. 1885; Москва, Киев, Казань, 1886; Тифлис 1887; Прага, 1890); "Домик в Коломне" комич. опера на сюжет Пушкина; оркестров. фантазия на тему "Эй, ухнем"; Петровская кантата; хоры ("Молитва о Руси" премиров. И. Р. М. О.), романсы, фп-ные пьесы и др. С-ым собрано множество народных песен, часть которых вошла в издание Академиии наук "Великоросс".
   
   Источник текста: Музыкальный словарь Римана, том 3: Organicen -- Фомин, с. 1206.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru