Спенсер Герберт
Афоризмы изъ сочинений Герберта Спенсера. Извлечены и приведены в систему Юлией Реймонд Гинджемс

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Афоризмы изъ сочиненій Герберта Спенсера. Извлечены и приведены въ систему Юліей Реймондъ Гинджемсъ. Перевелъ съ англійскаго А. Гойжевскій, подъ редакціей Вл. Соловьева. Спб., 1896 г. 200 стр. Цѣна 1 рубль. Г-жа Гинджемсъ, какъ она объясняетъ это въ "предисловіи", выписывала выдающіяся мѣста изъ сочиненій Герберта Спенсера сначала "для собственнаго удовольствія", затѣмъ эти выписки были просмотрѣны нѣкіимъ г. Гюгсомъ и самимъ Спенсеромъ и одобрены ими для печати. Г-жа Гинджемсъ видѣла трудности своей задачи: у Спенсера "самыя замѣчательныя идеи воплощены въ текстѣ въ слишкомъ длинной рѣчи"... дѣлать пропуски -- неудобно, такъ какъ можно или повредить ясности изложенія, или внушить превратное понятіе объ идеѣ автора. "Каждый параграфъ "синтетической философіи" составляетъ часть одного великаго цѣлаго, и хотя многія мѣста великолѣпны и сами по себѣ, тѣмъ не менѣе всѣ они пріобрѣтаютъ особенную знаменательность и красоту, если разсматриваются въ связи съ остальнымъ". Все это вѣрно, и потому, если вообще собранія афоризмовъ представляютъ одинъ изъ плохихъ видовъ литературы, то относительно Спенсера это неудобство настолько велико, что, пожалуй, изъ его сочиненій не слѣдовало бы вовсе вырывать отдѣльныхъ фразъ. И хотя г-жа Гинджемсъ и полагаетъ "самыя пламенныя свои надежны въ томъ, что эти цитаты, быть-можетъ, пробудятъ достаточно интереса въ тѣхъ изъ читателей, которые еще незнакомы съ сочиненіями Спенсера, и поощрятъ ихъ къ непосредственному ознакомленію съ ними", но, быть-можетъ, этимъ надеждамъ суждено нѣсколько охладиться по слѣдующимъ причинамъ. Какъ уже сказано, у Спенсера важна именно система, а не отдѣльныя мѣста. Далѣе, выборки не даютъ матеріала для умственной работы,-- онѣ догматичны. Въ-третьихъ, является вопросъ, достаточно ли полно выражаютъ онѣ взгляды Спенсера въ ихъ цѣломъ (полагая, что ни одна въ отдѣльности не искажаетъ его мнѣній, такъ какъ цитаты просмотрѣны самимъ Спенсеромъ); почему, наприм., нѣтъ ни одного афоризма относительно исторіи вѣрованій? Въ-четвертыхъ, достаточно ли характерно все то, что выбрано? Есть, напримѣръ, такіе афоризмы: "какъ часто неправильно употребленное слово пораждаетъ ошибочныя мнѣнія!" (стр. 117),-- и все тутъ, больше ничего... или: "монотонность, въ чемъ бы она ни проявлялась, не благопріятствуетъ жизни" (стр. 11); "неловкость безпрестанно влечетъ за собой страданіе и смерть" и т. п. Въ-пятыхъ, сгруппированы выборки по содержанію совершенно произвольно въ 11 группъ, изъ которыхъ первая носитъ заголовокъ "воспитаніе", вторая -- "эволюція (развитіе)", третья -- "наука" и т. д. до послѣдней: "самообладаніе и проч.", причемъ подъ этимъ "прочимъ" разумѣется все, что угодно: "командованіе есть могила привязанности и д. д." (стр. 189), "сужденіе, что красота есть нѣчто поверхностное, есть поверхностное сужденіе" (стр. 179), "вообще говоря, человѣкъ работаетъ, чтобъ избѣжать страданія" (стр. 169) и т. п. Эта случайность распредѣленія выписокъ дѣлаетъ изъ нихъ что-то пестрое и невразумительное.
   Спенсера у насъ и безъ "афоризмовъ" знаютъ, вѣрнѣе, знали. Онъ имѣлъ большое вліяніе въ Россіи и, соотвѣтственно двойственному характеру своей философіи, съ одной стороны, былъ въ большомъ почетѣ у представителей прогрессивныхъ теченій, вызывая этимъ противъ себя разнаго рода опроверженія по долгу службы и надлежащія кары, а съ другой, благодаря особой, присущей ему, черствости сердца и взглядовъ въ области практической политики, онъ имѣлъ нѣкоторое значеніе и въ обратномъ направленіи. Въ подборѣ афоризмовъ г-жи Гинджемсъ очень подчеркнута идея Спенсера о томъ, что никакія улучшенія быта невозможны безъ усовершенствованія нравственности, улучшенія характера людей, "достигаемаго прогрессомъ мирной промышленности", что даже вся суть прогресса состоитъ именно въ моральномъ развитіи человѣчества; но отъ необходимости признать очень большое вліяніе учрежденій на нравы, и не на одни только нравы, а и, напримѣръ, на фискальныя и иныя отношенія индивидуумовъ къ государству, не спасетъ насъ никакая реторика Спенсера.
   Спенсеръ -- замѣчательный мыслитель, и если не будетъ никакихъ невозможностей, надо надѣяться, его сочиненія будутъ у насъ переизданы цѣликомъ. Мы можемъ отъ всей души пожелать читателямъ познакомиться съ ними и заинтересоваться ими -- прямо съ нашихъ словъ, не читая предварительно книжки г-жи Гинджемсъ. Книжка слишкомъ дорога, хотя издана недурно.

"Русская Мысль", кн.VII, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru