Станюкович Константин Михайлович
Гайдаенко И.П. Флагман русских маринистов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  
   ФЛАГМАН РУССКИХ МАРИНИСТОВ
  ______________________________________________________________________
  
   (c) Издательство "Маяк", 1980 г.
   OCR & Spellcheck: Dauphin, 2003 г.
  ______________________________________________________________________
  
   Загоралась заря девятнадцатого века. На рейдах и в гаванях России
  буйно разрастался лес корабельных мачт. Морская целина, распаханная
  Петром, щедро колосилась белобокими парусами.
   Не оглядываясь на самозванных "владычиц морей", Россия дерзко
  выходила на океанские просторы. 1803-1806 - первые годы столетия -
  первая российская кругосветная экспедиция, первые имена русских
  морепроходцев высечены на скрижалях истории. И.Ф.Крузенштерн и
  Ю.Ф.Лисянский, "Надежда" и "Нева" - их парусные ладьи. Оправдалась
  надежда державной Невы, принеся морскую славу России, славу добрую,
  громкую.
   Белокрылыми птицами разлетались во все края земли российские
  шлюпы, бриги, корветы; отправлялись открывать неоткрытые земли,
  познавать таинства океанов: В.М.Головнин и М.П.Лазарев, О.Е.Коцебу,
  Л.А.Гогемейстер, З.И.Панафидин и снова Головнин. К южному полюсу
  пробивались Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, в Арктику - М.Н.Васильев
  и Г.С.Шишмарев. В третий раз в кругоземный вояж уходят неутомимый
  адмирал Лазарев, вторую свою экспедицию совершает О.Е.Коцебу.
   Половодье, всплеск русских парусов над Мировым океаном. Свыше
  сорока кругосветных экспедиций и дальних походов за полвека.
   Открыт шестой континент планеты - закованная во льды Антарктида,
  нанесены на карты неизвестные острова, исследуются глубины и берега,
  изучаются течения и ветры, флора и фауна океанов, а крепостная
  мужицкая Россия все еще толкует о найденных землях ада и рая, о
  кровожадных людоедах, о морских чудовищах, пожирающих целиком корабли,
  о сивушных озерах и берегах из чистого золота. Любопытным
  простолюдинам почитать бы правдивые описания морских плаваний, но
  они темные в грамоте, забитые помещичьей барщиной, запуганы страхом
  суеверий и мистических бредней.
   Десятки книг бывалых капитанов повествуют о далеких странствиях,
  о подвигах русских моряков на далеких меридианах. За цифрами, за
  деловым профессиональным языком, за бытовыми деталями остаются
  нераскрытыми прекрасные образы русских людей, их необыкновенные
  характеры, экзотические краски неведомых стран. Это и стало неодолимым
  магнитом, потянувшим в моря живописцев и литераторов.
   И.А.Гончаров - автор первого, но уже нашумевшего романа
  "Обыкновенная история" - определяется личным секретарем адмирала
  Е.В.Путятина и уходит в плавание с кругосветной экспедицией
  (1852-1854), чтобы со временем с большим мастерством и художественным
  вкусом создать путевые очерки "Фрегат "Паллада". Несколько лет спустя
  по поручению морского министерства в путешествие вокруг Европы
  отправляется писатель Д.В.Григорович, создавший до этого довольно
  известные повести и романы о крепостной деревне. Позже он опубликует
  книгу в двух частях "Корабль "Ретвизан".
   В 1867 году появляются занимательные очерки "Из кругосветного
  плаванья" - первая книга двадцатичетырехлетнего отставного лейтенанта
  Константина Станюковича, творчеству которого в будущем суждено стать
  флагманом русской морской литературы.
   Необычно сложились отношения с морем у К.М.Станюковича. Вырос
  он в потомственной семье моряков и, казалось бы, с детства должен
  был влюбиться в морские дали, в тугие белоснежные паруса, которым
  посвятили всю свою жизнь его прадед, дед, отец и старший брат. Но
  в силу ряда причин этого не случилось.
   В Севастополе, в марте 1843 года у адмирала Станюковича родился
  сын Константин. В тот же день отец предначертал младенцу карьеру
  флотоводца - продолжателя морской династии Станюковичей. Не подозревал
  адмирал, что сам же отвратит сына от флота своим крутым нравом.
  Грозный адмирал, привыкший к неограниченной власти на кораблях
  эскадры, не мог обойтись без суровых уставов и в собственном доме.
  В семье нерушимо поддерживался жестокий домостроевский порядок,
  усиленный флотской дисциплиной, требованием беспрекословного
  повиновения воле адмирала и строгими наказаниями за малейшее
  ослушание.
   Дом Станюковичей жил флотом. Семейные беседы за вечерним чаем
  о корабельной службе не обходились без упоминаний обычных офицерских
  команд того времени: "Высечь розгами", "Прочесать линьками",
  "Вздернуть на рее". Об этом рассказывалось вдохновенно и весело,
  словно, и не существовало понятий о человеческом достоинстве, о цене
  жизни. Жестокость отзывалась болью и страхом в чуткой, впечатлительной
  душе ребенка. Он трепетно боялся отца. Мир под белыми парусами казался
  ему багровым от крови бесправных людей.
   В 1857 году, по желанию отца, Константин сменил форму пажеского
  корпуса на мундир морского кадета. Он мечтал об университете, его
  влекла литература, но адмирал усматривал в этом влечение к
  вольнодумству, к стезе декабристов.
   Нудная, педантичная муштра в морском кадетском корпусе, два летних
  практических плавания на кораблях, крепостные матросы, отдающие 25
  лет жизни подневольной службе "батюшке-государю", безропотно терпящие
  унижения, издевательства боцманов и офицеров, площадная брань, розги,
  линьки - все зверино-дикое и вопиюще несправедливое, ненавидимое с
  детства предстало наяву.
   Еще шесть месяцев - и конец учебы в морском корпусе. "А тогда
  - университет, литературный труд", - мечтал семнадцатилетний
  Станюкович.
   "Время и служба развеют сумасбродные чаяния "щенка", - раздумывал
  отец.
   По сговору адмирала с морским министром раньше срока Константина
  зачислили в экипаж новопостроенного парусно-парового корвета
  "Калевала" и в октябре 1860 года юноша ушел в трехлетнее плавание
  вокруг света.
   Ему повезло. Командир корабля оказался гуманным, прогрессивно
  настроенным, с доброй душой человеком. Он не терпел вульгарной ругани,
  требовал от офицеров человеческого обращения с матросами и с первых
  дней похода запретил узаконенные на флоте рукоприкладства и порку
  линьками.
   Бесконечной вереницей потянулись недели и месяцы тревог и надежд.
  Сквозь штилевые полосы безветрия и штормовые непогоды стремительно
  несся корвет на встречу с чужими странами и незнакомыми народами.
  А ветер истории нес его к отмене крепостного права в России и телесных
  наказаний на кораблях.
   Двадцатилетним лейтенантом в 1863 году Станюкович возвращается
  с экспедицией в Кронштадт и добивается своего - выходит в отставку,
  чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.
  Учительствует в глухой деревне Владимирской губернии, пробует свои
  силы в поэзии, пишет стихи, статьи, рассказы, печатая их в журналах.
   С 1872 года К.М.Станюкович сотрудничает в ежемесячном
  литературно-политическом журнале "Дело". На его страницах публикуют
  свои произведения Д.И.Писарев, Н.Флеровский (В.В.Берви),
  Д.Н.Мамин-Сибиряк, Г.И.Успенский. Здесь он знакомится с редакторами
  журнала Г.Е.Благосветловым и революционером-демократом Н.В.Шелгуновым,
  близким к Н.Г.Чернышевскому. Через девять лет К.М.Станюкович
  становится членом редколлегии журнала, а затем и его издателем. За
  эти годы писателем создано и опубликовано много статей, рассказов
  и пять романов ("Без исхода", "В мутной воде", "Наши нравы", "Два
  брата", "Омут").
   За связь с революционными демократами-эмигрантами в 1884 году
  царские сатрапы подвергают аресту К.М.Станюковича и Н.В.Шелгунова.
  В течение года писатель содержится в тюремном заключении и на три
  года ссылается в Томск.
   После возвращения из ссылки в свет выходят его новые романы:
  "Первые шаги", "Откровенные", "Жрецы", "Равнодушные". Большую и
  заслуженную популярность К.М.Станюковичу приносят его морские повести
  и рассказы. Именно в этих выстраданных произведениях наиболее полно
  раскрылся его незаурядный литературный талант. За морские рассказы
  в 1901 году, за два года до конца своего жизненного пути, известный
  маринист Станюкович удостоен Пушкинской премии.
   Писатель до тонкостей знал морскую службу, не изучая ее
  пассажиром-наблюдателем, а живя одной жизнью со всем экипажем,
  испытывая на себе все тяготы моряка парусного флота. Ему, сыну
  адмирала, одинаково были известны тайны адмиральских салонов и затхлые
  кубрики, где прозябали бесправные "мужланы-матросы". Проникнутый
  искренним сочувствием к рядовым, он понимал их широкие натуры,
  любознательность и талантливость, зажатые тисками неграмотности и
  нечеловеческого обращения. Помимо глубокой вдумчивости, природной
  душевной доброты, он обладал еще зрячим сердцем. И все, что его
  огорчало и радовало, что любил и презирал, он мастерски излагал в
  своих повестях и рассказах с писательской страстью.
   К.М.Станюкович сумел создать волнующие произведения, населенные
  незабываемо трогательными и привлекательными образами простых
  обездоленных людей, беззаветно любящих свою родную землю, смышленых
  мастеров тяжелого морского дела, в характере которых заложены
  выносливость, героизм и готовность преодолевать любые трудности,
  совершать подвиги не за страх, а по своей неподкупной чести. И над
  ними - боцманы и унтеры, офицерское дворянство, возводящие
  рукоприкладство в некую магическую благодетель. Когда пытаются
  увещевать буйного боцмана, что, дескать, пускать в ход кулаки - дело
  недоброе, тот крайне удивляется таким определениям и отвечает: "Ежели
  с рассудком, так вовсе даже обязательно". Полынная горечь охватывает
  читателя, когда задумываешься, до чего же уродливо можно воспитать
  человека.
   Каждый рассказ К.М.Станюковича - глубоко драматичное
  повествование, гневно осуждающее бесправие, крепостничество и его
  пережитки, протестующее против несправедливости и произвола господ.
  Душевный и верный заступник африканца - Иван Лучкин ("Максимка"),
  оскорбленный и преданный Федос Чижик ("Нянька"), человечные матрос
  Кочнев и боцман Гордеев, самодурствующий барон фон дер Беринг
  ("Куцый"), умирающий от чахотки матрос Артемьев ("Между своими"),
  прямой и честный матрос Матюшин ("Отчаянный") и другие персонажи
  составляют целую галерею людей разных судеб, изображенных правдиво
  и ярко, с точным рисунком психологии и взаимоотношений.
   Особое место в творчестве Станюковича заняла автобиографическая
  повесть "Вокруг света на "Коршуне", в которой нашло отражение
  трехлетнее плавание писателя на корвете "Калевала", С глубоким
  уважением и любовью описывает он командира корабля капитан-лейтенанта
  Василия Федоровича - волевого моряка и великодушного человека. С
  необыкновенной теплотой рисует характер матроса с лукавинкой Михаила
  Бастрюкова - первого, с кем познакомился на палубе судна. Тонкими
  мазками создает образ своего вестового, безропотного и заботливого
  Варсонофия Рябова (Ворсунька) из Вологды, в достоверных деталях
  повествует о верных своему служебному долгу штурмане и старшем
  офицере, о грозе матросов - боцмане Федотове.
   Корвет - островок земли русской. В жизни его экипажа, как в капле
  воды, отражена вся Россия со своими горестями и надеждами, бытом и
  нравами, взглядами и суждениями. Простые, униженные люди бредят новыми
  веяниями, жаждут торжества совести, справедливости, человеческой
  благожелательности. Вся повесть пронизана великим и тревожным
  ожиданием отмены крепостного права. Полторы сотни рядовых и унтеров
  ждут признания матроса человеком. Ожидание справедливости проносится
  белым парусником через моря и океаны, встречается с беспросветным
  горем рабов колоний, угасает в печали и снова вспыхивает искорками
  далекой и сомнительной надежды. Напряженное ожидание с тяжелым, но
  верным предчувствием, что и после дарования воли, переодевшись в
  другие одежки, неволя будет по-прежнему угнетать людей. Не так легко
  изменить мир бесправия. Еще только бродят слухи об отмене телесных
  наказаний, а уже на корабле раздаются ворчания: "Как же обойтись
  матросской роже без кулака?" "Не корабль будет - институт благородных
  девиц".
   Повесть "Вокруг света на "Коршуне" представляет и для нынешнего
  читателя большой интерес - как путешествие в прошлое, откуда хорошо
  прослеживается разбойная биография современного империализма. Писатель
  ведет свое повествование о 60-х годах XIX столетия, а читатель
  невольно переносится мыслями в наши дни XX века, сравнивает,
  анализирует. И неизбежно приходит к выводу: мир неузнаваем в своих
  разительных переменах, но мало в чем изменилась природа капитализма
  - та же звериная физиономия, только постаревшая и ставшая более
  отвратительной.
   Прошло сто лет с того времени, как описаны Фуншал на Мадейре,
  Батавия (Джакарта) в Индонезии и другие города бывших и настоящих
  колоний, а кажется, что автор описывает их сегодня: те же грязные
  хибары туземных кварталов и фешенебельные виллы европейских районов,
  та же роскошь на фоне нищеты, болезней и горя.
   В период плавания К.М.Станюковича в Америке началась гражданская
  война севера с плантаторами рабовладельческого юга. Шла война, а
  тихими океанскими дорогами все еще брели корабли, груженные черными
  рабами. На невольничьи рынки было вывезено десять миллионов негров,
  и все они ждали свободы и равенства от победы северян. Но прошли
  десятилетия, наступил двадцатый век, а чернокожий человек по сей день
  остается бесправным и униженным.
   С возмущением К.М.Станюкович описывает, как к ногам американской
  актрисы вместо цветов янки бросают на сцену мятые купюры долларов,
  и она, униженная, но сияющая, поднимает с пола грязные бумажки.
  Небольшой эпизод раскрывает позицию писателя, и с ней солидарен
  современный читатель. Доллар - цель жизни буржуазного общества, его
  божество, вдохновитель откровенного грабежа и захватнических войн,
  родоначальник ненасытной жадности.
   В те годы Америка расширяла свои территории и бесцеремонно
  отторгала Техас, сократив почти наполовину территорию испанской
  Мексики. Жестоким военным вмешательством Америка подавила Тайпинское
  восстание в Китае. И сегодня американский империализм объявляет
  далекие страны "регионами своих жизненных интересов", пытается
  вторгаться на чужие земли, чтобы грабить их богатства. И сегодня янки
  стремятся выступать в роли мирового жандарма против
  революционно-освободительного движения народов.
   Королю канаков Камехамеха I в 1810 году удалось объединить весь
  архипелаг Гавайских островов в единое государство, насчитывающее до
  полумиллиона туземцев. Гавайи оставались независимыми и при Камеамеа
  IV, когда их посетил на корвете К.М.Станюкович, хотя уже в то время
  американские дельцы без зазрения совести грабили доверчивых гавайцев,
  истребляли их сандаловые леса и ценную древесину вывозили, захватывали
  лучшие земли, прибирали к рукам торговлю.
   С 1882 года военные корабли дяди Сэма отправлялись к Гавайям "для
  защиты американских интересов". Их "интересы" раскрылись в 1893 году.
  Инсценированное восстание вынудило королеву Лилуоколани отречься от
  власти в пользу фиктивной республики. А спустя пять лет "республику"
  расформировали, и Гавайи оказались обычной американской колонией.
  С 1959 года Гавайские острова обрели статус 50-го штата, и по переписи
  1969 года их коренное население составило только десять тысяч человек.
   Не могут не волновать читателя гневные строки К.М.Станюковича
  о пребывании в Кохинхине (так европейцы именовали в те годы Вьетнам).
  В 1858-1862 годах французские колонизаторы военной силой захватили
  три южные провинции вьетнамского государства. Огнем и мечом
  расправлялся с миролюбивым народом французский адмирал Бонар. Сжигая
  селения, сея смерть, натравливая офицерских собак на туземцев, он
  утверждал господство Франции в Индокитае. Не предполагал писатель,
  что и во второй половине двадцатого века на той же многострадальной
  вьетнамской земле будет литься кровь от рук цивилизованных варваров,
  что снова Бонар, но на сей раз американский командующий 82-й десантной
  дивизии, 120 лет спустя будет заявлять по телевидению, что его солдаты
  готовы высадиться в любой стране мира, где появится в этом
  необходимость.
   Трогательны и глубоки подтексты писателя: крепостные русские
  матросы, сами изнывающие в рабском ярме, непримиримо осуждают хищные
  нравы колонизаторов-рабовладельцев, сердечно сочувствуют угнетенным.
  В том и величие русской души, и скрытый протест против царской
  тирании. Именно благодаря гуманистическим мотивам, гражданственности
  творчество К.М.Станюковича пользуется непреходящей любовью и уважением
  все новых поколений читателей.
   Иван Гайдаенко
  ______________________________________________________________________
  
   Станюкович К.М. Вокруг света на "Коршуне": Сцены из морской жизни
  в двух частях. / Предисл. И.П.Гайдаенко; Худож. М.Д.Шевченко. -
  Одесса: Маяк, 1980. - 392 с., ил. - (Морская б-ка. Кн. 21-я).
  
   В одном из самых популярных произведений известного
  писателя-мариниста рассказывается о трехлетнем кругосветном
  путешествии 6удущего мичмана Владимира Ашанина, о том, как это
  плавание способствует становлению характера юноши, пробуждает в нем
  истинный интерес к морской службе.
  ______________________________________________________________________
  
  OCR dauphin@ukr.net

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru