"Военно-статистическій сборникъ" на 1868 г. Выпускъ II. 849 стр.
Первый выпускъ "Военно-статистическаго Сборника", выходящаго подъ общею редакціею г. Обручева, былъ встрѣченъ печатью съ сочувствіемъ и одобреніемъ. Появленіе такихъ изданій, какъ "Статистическій Временникъ" и и "Военно-статистическій Сборникъ", свидѣтельствуетъ, что въ мірѣ оффиціальномъ упрочивается убѣжденіе, съ одной стороны въ необходимости для самихъ администраторовъ многого, кромѣ одной доброй воли и усердія, а съ другой -- въ солидарности успѣховъ самой администраціи съ распространеніемъ реальныхъ свѣдѣній въ обществѣ. Собрать всѣ тѣ свѣдѣнія, которыя помѣщепы въ "Временникѣ" статистическаго комитета министерства внутреннихъ дѣлъ, было бы невозможно для частнаго лица, и нельзя не радоваться проникшему въ министерство убѣжденію, что эти свѣдѣнія необходимы "какъ для государственныхъ людей-и администраторовъ, такъ и для массы образованной публики".
Матерьялъ, обработанный въ военно-статистическомъ изданіи, по свойству своему, уже болѣе доступенъ для частныхъ изслѣдователей. Но у кого же можетъ быть такое богатство источниковъ и пособій по части этнографіи, какое находится въ библіотекѣ нашего генеральнаго штаба?
Въ исчисленіи матерьяловъ, послужившихъ для настоящаго выпуска "Сборника", относительно, напр., Турціи, мы находимъ "рукописные матерьялы", которые, по всей вѣроятности, имѣютъ происхожденіе оффиціальное. Воспользоваться ими могло, конечно, только лицо, принадлежащее къ военной администраціи. Но это не все. Библіотека нашего генеральнаго штаба вообще богата книгами по части этнографіи Турціи; нѣкоторыя изъ нихъ, напр. Ami Boué, Cyprien Robert, донесенія англійскихъ консуловъ, и, разумѣется, изданія на турецкомъ языкѣ -- недостанешь въ Петербургѣ нигдѣ, кромѣ библіотеки генеральнаго штаба, публичной библіотеки и коллекцій нѣкоторыхъ спеціалистовъ. Публичная библіотека доступна всѣмъ, но кому неизвѣстенъ огромный недостатокъ нашего почтеннаго книгохранилища: отсутствіе изданій новыхъ? Этотъ недостатокъ дѣлаетъ изъ нашей aima mater письменности скупую мачиху для занимающихся этюдами надъ чѣмъ бы то ни было живымъ, современнымъ.
Составители "Военно-статистическаго Сборника" воспользовались самыми новыми сочиненіями, относящимися къ Турціи, какъ, напр., книгой Миллингена, которая вышла только въ нынѣшнемъ году. Они собрали всѣ постановленія, относящіяся въ турецкимъ реформамъ, до мая мѣсяца текущаго года. Вотъ ужъ этого бы имъ никогда не сдѣлать при помощи одной нашей публичной библіотеки.
Мы указали на матерьялы, послужившіе для составленія статьи "Сборника" о турецкой имперіи потому именно, что эта статья -- самая важная и самая цѣнная часть настоящаго выпуска. Она составляетъ большую половину его и, по необработанности своего предмета въ нашей литературѣ, а также и по спеціальной важности его для Россіи, представляетъ трудъ чрезвычайно полезный. Статья эта составлена съ большой полнотою и представляетъ такую картину турецкой имперіи, которая, по новизнѣ и богатству свѣдѣній, займетъ первое мѣсто не только въ нашей, но и вообще въ этнографической литературѣ, на нѣкоторое время.
За краткимъ хронологическимъ обзоромъ прошлаго турецкой имперіи, слѣдуетъ описаніе ея состава, причемъ относительно земель вассальныхъ приведены и самыя новѣйшія измѣненія въ ихъ зависимости, затѣмъ идетъ этнографія собственной Турціи. Извѣстно, какъ затруднителенъ тутъ выборъ цифръ населенія; у разныхъ писателей, онѣ разнятся на милліоны. Составитель остановился на цифрахъ оффиціальнаго счисленія 1844--1845 годовъ, согласныхъ съ общими цифрами Убичини, но приводитъ en regard и цифры Ами Буэ, Редена, Лежана и Фикера, отрицая достовѣрность цифръ приготовленнаго для всемірной выставки статистическаго труда Салагсддинъ-беяОбщая цифра населенія собственной Турціи, но даннымъ 1844--45 г., болѣе или менѣе подправленнымъ, составляетъ 16 милліои. 50 тысячъ.
Далѣе, мы находимъ новое административное дѣленіе Турціи (по виляетамъ, санджакамъ и казамъ), съ таблицами населенія каждой мѣстности, по народностямъ. Здѣсь мы встрѣчаемъ цифру 11,325 русскихъ въ дунайскомъ виляетъ Спеціальныя цифры населеній провѣрены по донесеніямъ консуловъ и другимъ изслѣдованіямъ.
Устройство турецкаго государства и общества составляетъ самую любопытную часть статьи. Здѣсь на первомъ мѣстѣ стоитъ, разумѣется, -- коранъ. Изъ него приведено нѣсколько выписокъ, свидѣтельствующихъ какъ о нѣкоторой возможности терпимости по отношенію къ христіанамъ, такъ вмѣстѣ и о противорѣчіи такой терпимости главнымъ предписаніямъ корана. Намъ кажется, однако, что въ коранѣ можно найти нѣсколько болѣе положительныя изрѣченія въ пользу религіозной терпимости, чѣмъ тѣ, какія приведены въ статьѣ. Но несомнѣнно, что поученія его въ смыслѣ противоположномъ и многочисленнѣе, и энергичнѣе. "Изъ того, что коранъ составляетъ основу мусульманскаго общества -- говоритъ составитель -- вытекаютъ сами собой два главныхъ послѣдствія: 1) власть политическая въ Турціи должна сливаться съ властью религіозною, и 2) общество невѣрныхъ должно стоять особнякомъ и занимать униженное положеніе относительно общества правовѣрныхъ". Мысль эта не нова и вмѣстѣ неоспорима. Но, спрашивается, не преувеличиваемъ ли мы, европейцы, у которыхъ гоненіе на невѣрныхъ также основывалось нѣкогда на писаніи, безусловной неотмѣнимости и силы корана надъ правительственными сферами Турціи? Едва ли главное препятствіе дѣйствительному примѣненію реформъ составляетъ именно буква корана, а не сущность правленія и смыслъ того положенія, которое создано господствомъ мусульманскаго меньшинства въ Европѣ надъ христіанскимъ большинствомъ.
Интересно описаніе устройства улемы (духовной власти) съ ея вѣтвями: религіозною и юридическою. Улема присвоила себѣ право скрѣпы всѣхъ правительственныхъ постановленій (эта скрѣпа или санкція называется фета); а изъ этого права истекаетъ и право представленій, даже протеста. Но такое право улемы присвоили себѣ сами, въ половинѣ XVII-го вѣка, и коранъ тутъ ни при чемъ. Прежде, этого права не было, стало быть оно могло бы быть и отмѣнено или передано нынѣшнему верховному совѣту, въ которомъ всегда засѣдаетъ шейх-уль-исламъ. Вопросъ въ томъ, захочетъ ли сама султанская власть это сдѣлать? значитъ, вопросъ сводится къ общему вопросу о несклонности власти къ дѣйствительному самоограниченію. Оппозиція улемовъ никогда не помѣшаетъ султану, напримѣръ, перестроить еще разъ дворцы, какъ онъ это сдѣлалъ по возвращеніи изъ своей поѣздки на всемірную выставку. А верховный совѣтъ, если бы "фетва" принадлежала ему, пожалуй могъ бы это сдѣлать. Вотъ, какъ намъ кажется, причина застоя болѣе реальная, чѣмъ противорѣчивые тексты корана. Вѣдь вотъ коранъ, между прочимъ, прямо предписываетъ христіанамъ платить поголовную дань, а между тѣмъ эта дань отмѣнена же.
Составитель статьи о Турціи сдѣлалъ очень хорошо, включивъ въ нее текстъ гатти-шерифа гюльянскаго и гатти-гумаюва. Вотъ что онъ говоритъ относительно исполненія этихъ реформъ: "Но сознанію самого же турецкаго правительства, выраженному въ меморандумѣ Фуадъ-паши 15-го мая 1867 года, можно убѣдиться, что Ворта оставалась за все это время только при добрыхъ намѣреніяхъ, но не осуществила ихъ на практикѣ. Весь меморандумъ составленъ въ слѣдующемъ духѣ. Порта не могла освободить населенія отъ поборовъ духовенства, обезпечивъ его опредѣленнымъ содержаніемъ, ибо христіянское духовенство выразило яко бы отвращеніе отъ полученія платы изъ мусульманской казны. Она не могла оградить болгаръ отъ притѣсненій греческаго духовенства, ибо не рѣшилась нарушить фирмана константинопольскаго патріарха, по коему ему предоставлено право назначать духовныхъ лицъ болгарамъ. Она не могла распространить на христіанъ военную повинность, ибо они питаютъ нерасположеніе къ военному ремеслу; тѣмъ не менѣе, средства къ допущенію христіанъ въ армію тщательно изыскиваются. Она не могла не ограничить пріемъ христіянъ въ военную школу, такъ какъ, пока армія состоитъ только изъ мусульманъ, подобный пріемъ требуетъ осторожности. Она не могла отказаться отъ откупной системы взиманія налоговъ, такъ какъ опытъ прямого сбора десятины совершенно не удался. Она не можетъ отвѣчать за исполненіе новыхъ законовъ въ судахъ, такъ какъ судьи получили свое юридическое образованіе по старымъ кодексамъ; переводъ же законовъ на всѣ языки имперіи если еще не сдѣланъ, то будетъ сдѣланъ. Она не могла устроить публичныхъ тюремъ и мѣстъ заключенія и достаточно улучшить пути, такъ какъ у нея нѣтъ на это денегъ", и т. д.
И Фуадъ-паша былъ совершенно правъ; даже если бы меморандумъ его былъ составленъ въ тѣхъ самыхъ словахъ, какія употребилъ авторъ, то меморандумъ заключалъ бы въ себѣ истину. Но эта истина есть вмѣстѣ приговоръ надъ самымъ существованіемъ оттоманской имперіи. Вообще едва ли справедливо приписывать неисполненіе танзимата одному нерасположенію Порты; многія изъ обѣщанныхъ реформъ Порта не имѣла никакого интереса не исполнять, напримѣръ, хотя бы предоставленія болгарамъ права на національную самостоятельность въ дѣлѣ вѣры, что требовалось бы общими постановленіями гатти-гумаюна. Но въ томъ-то и дѣло, что все зданіе имперіи основано на деспотизмѣ власти и на подчиненіи большинства меньшинству при помощи розни и раздоровъ отдѣльныхъ національностей.
Мы находимъ въ сборникѣ всѣ новѣйшія реформы: новое учрежденіе о государственномъ совѣтѣ, устройство виляетовъ, новые законы о частномъ землевладѣніи, о вакуфахъ и о правѣ иностранцевъ пріобрѣтать недвижимыя имѣнія. Обозрѣніе производительности и въ особенности торговли очень полно. Но еще полнѣе описаніе дорогъ всякаго рода. Это естественно въ сборникѣ, который сверхъ общаго, научнаго значенія, имѣетъ еще спеціальное назначеніе военной справочной книги. Здѣсь есть даже полный почтовый календарь, указывающій разстоянія (въ часахъ) по европейскимъ и азіатскимъ трактамъ турецкой имперіи.
"По показанію англійскаго посольства, Турція получаетъ до 88 м. руб. дохода, изъ котораго 33 милл. идутъ на уплату по займамъ (!); 34 милл., собираемые въ провинціяхъ, тамъ же и расходуются на мѣстную администрацію и частныя нужды провинцій; затѣмъ, на всѣ общія государственныя надобности остается лишь 21 мил. р., которые большею частью, поступаютъ неисправно, такъ какъ всѣ вѣрные источники доходовъ заложены и имѣютъ спеціальное назначеніе." Цифры, какъ видите, совершенно оригинальныя, свидѣтельствующія съ одной стороны о сильной децентрализаціи, а съ другой объ азіатскомъ безпорядкѣ государственнаго хозяйства.
Само собою разумѣется, что обозрѣнію устройства и состава турецкой арміи въ сборникѣ дано особенное развитіе. Общая числительность турецкой арміи, по штатамъ военнаго времени полагается около 300 тысячъ челов., въ мирное же время, наличная армія рѣдко бываетъ сильнѣе 100--120 тысячъ челов. "Но нынѣ -- говоритъ составитель -- находясь въ полувоенномъ положеніи, Турція вынуждена была усилить свою армію почти до 200 т. ч." Подробное исчисленіе состава всѣхъ частей турецкихъ войскъ сдѣлано по свѣдѣніямъ къ 1 января текущаго года.
Вассальныя княжества описаны по тому же плану, съ таблицами населенія, производительности, финансовъ, военныхъ силъ, народной нравственности и т. д.
Для ближайшаго ознакомленія съ характеромъ сборника, а вмѣстѣ для предоставленія читателямъ справочныхъ свѣдѣній, полезныхъ при оцѣнкѣ нынѣшнихъ событій въ Испаніи, мы выписываемъ изъ сборника нѣсколько свѣдѣній относящихся къ этой странѣ.
Лишенная нынѣ престола королева Марія Изабелла II имѣетъ отъ роду 38 лѣтъ, царствовала съ 1833 года. Наслѣднику, принцу астурійскому, 11 лѣтъ. Домъ Бурбоновъ царствовалъ въ Испаніи 168 лѣтъ. Въ 1812 году дана была весьма либеральная конституція, въ 1814 году она отмѣнена, въ 1820 г. опять возстановлена и въ 1823 году опять отмѣнена. Въ 1837 году дана новая конституція, но и она дважды подвергалась измѣненіямъ, именно въ 1845 и 1857 годахъ (оба раза въ смыслѣ реакціонерномъ). До какой степени тревожна была политическая жизнь Испаніи за это время, усматривается изъ слѣдующихъ фактовъ: съ 1834 по 1858 годъ, т. е. втеченіе 24 лѣтъ, произведено было 18 общихъ избраній въ кортесы, на основаніи пяти различныхъ избирательныхъ законовъ. Первые министры за это время перемѣнялись 47 разъ, и разныхъ, министерскихъ перемѣнъ было 529. Жаль, что мы не можемъ представить такой же статистики за послѣдніе 10 лѣтъ. Составитель статьи сборника замѣчаетъ, что съ 1858 такія перемѣны стали рѣже, и это, правда, потому, что покойному О'Дошиллю удалось дать Испаніи роздыхъ въ нѣсколько лѣтъ и употребить этотъ интервалъ на замѣчательное развитіе промышленныхъ средствъ страны (О'Доннеллъ, можно сказать, единственный человѣкъ, принесшій Испаніи пользу въ царствованіе Изабеллы И). Но съ 1865 года, когда онъ вновь сдѣлался первымъ министромъ, авторитетъ его былъ гораздо слабѣе, и послѣдовавшіе за нимъ министерства Мирафлореса, Мана, Нарвазса, Гонсалеса-Браво, подчиняясь камарильѣ, вели страну въ неизбѣжному кризису.
Представительство въ Испаніи, по закону 1865 года, основано на цензѣ 400 реаловъ (26 рублей) прямыхъ налоговъ.
Испанскія владѣнія въ Европѣ имѣютъ населеніе въ 16.302,000, а въ разныхъ колоніяхъ 4,527,633 души. Итакъ, Испанія -- государство почти съ 21-милліоннымъ населеніемъ. Въ Маг дридѣ 375,785 жителей.
Ремесла въ Испаніи очень развиты. Земледѣльцовъ считается болѣе 3 милліоновъ, а ремесленниковъ почти 2 милл. Духовенства -- 43 тысячи. Если сложить цифры чиновниковъ, военныхъ, адвокатовъ, медиковъ и прислуги, то выйдетъ итогъ -- около 750 тысячъ душъ. Однихъ чиновниковъ въ Испаніи 186,312 чел. Цифры характеристическія!
Въ 1860 году, въ Испаніи считалось 3 1/2 мил. земельныхъ собственниковъ, въ томъ числѣ 279,188 чел. платящихъ ежегодно выше 32 р. с. поземельной подати. Съ 1849 года, когда Испанія отказалась отъ строго-запретительной системы, внѣшняя торговля ея получила значительное развитіе, самый вывозъ увеличился съ 63 до 84 1/2 милл. рублей. Главный предметъ привоза въ Испанію до сихъ поръ -- золотыя издѣлія; ихъ привозится на 25 милл. рублей; главный предметъ вывоза -- вино, слишкомъ на 21 милл. рублей. Желѣзныхъ дорогъ въ Испаніи построено болѣе 5,000 верстъ, а со строющимися 6,000 в., телеграфной проволоки -- 10,000 верстъ. Церквей въ Испанія около 27,000. Духовенства въ 1820 году считалось 118,000 душъ; мы привели выше нынѣшнюю цифру, составляющую менѣе трети этой. Грамотныхъ въ Испаніи 3 130.015 чел., неграмотныхъ 11.837,415; знающихъ только читать 705,660.
Издавна разстроенные финансы Испаніи О'Доннелль улучшилъ продажею духовныхъ имуществъ, на 20 милл. рублей. Но сан-домингская, марокская и мексиканская войны приведи финансы снова въ разстройство. Испанская 3% рента упала до 33% своей нарицательной цѣны и, какъ извѣстно, долгое время не котировалось ни на лондонской, ни на парижской биржахъ. Доходы на 1867--68 годъ исчислены въ 164,403,920 рублей, расходы около 4 1/2 милл. больше; но ежегодный дефицитъ въ дѣйствительности за три послѣдніе года составлялъ болѣе 27 милліоновъ рублей. Итогъ испанскаго государственнаго отвержденнаго и неотвержденнаго долга въ 1867 году составлялъ 1.317.248,000 рублей. Колоніи имѣютъ отдѣльные бюджеты. Изъ нихъ одна Куба производитъ сахару на 89 милл. и табаку на 22 милл. рублей (здѣсь итоги не сходятся; вѣроятно реаловъ). Вмѣстѣ съ Португаліей) и колоніями обѣихъ странъ, иберійское государство представляло бы населеніе въ 29 милліоновъ душъ. Португальскій король Дои-Луисъ имѣетъ отъ роду 30 лѣтъ; царствуетъ съ 1861 года. По военному закону 1867 года предположено армію, которая составляла въ 1858 году 11 1/2 т. чел., довесть до 200 т. Военный флотъ Испаніи имѣетъ личный составъ въ 23 тысячи чел. У Испаніи шесть броненосцевъ. Всѣхъ военныхъ судовъ -- 116, съ 935 орудіями.