Подвергая критической оцѣнкѣ современное состояніе "общественнаго" воспитанія въ Россіи, авторъ говоритъ объ устройствѣ лицеевъ и университетовъ, о задачѣ университетскихъ экзаменовъ и о послѣднемъ уставѣ гимназій и прогимназій, 1864 года. Ко всему этому присоединена особая глава: "Церковь и воспитаніе" -- предметъ, который особенно интересуетъ нашу печать въ послѣднее время. Авторъ сосредоточилъ здѣсь многое, уже высказанное по поводу неудовлетворительности состоянія нашего духовенства, какъ проводника народнаго образованія; но его мнѣніе, что "къ числу главныхъ элементовъ общественнаго воспитанія въ Россіи мы должны отнести церковь и ея служителей -- православное духовенство",-- подаетъ поводъ къ большимъ недоумѣніямъ. Само духовенство, на ряду со всѣми сословіями, нуждается въ общественномъ воспитаніи, и никакъ не можетъ быть главнымъ его элементомъ и проводникомъ, какъ утверждаетъ авторъ. Другое дѣло -- народное воспитаніе, которое не получается ни въ лицеяхъ, ни въ университетахъ, ни въ гимназіяхъ. Свои взгляды на классическое и реальное образованіе авторъ формулируетъ такъ: "Воспитаніе не можетъ быть не классическимъ, но всякое классическое воспитаніе непремѣнно бываетъ реально". Эта игра словъ напоминаетъ намъ только анекдотъ: отецъ спрашиваетъ, какая въ городѣ гимназія классическая? Ему указываютъ, но онъ вскорѣ возвращается съ жалобою: "Какая это классическая гимназія! Тамъ учатъ греческому и латинскому языку, а я хотѣлъ знать, какая классическая, т. е. лучшая гимназія"? Точно также темно объясняетъ авторъ выгоды классическаго воспитанія ссылкою на извѣстную притчу Спасителя о грядущемъ женихѣ.