Струве Петр Бернгардович
Лассаль, Фердинанд
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Струве Петр Бернгардович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1896
Обновлено: 23/08/2020. 19k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Лассаль
(Фердинанд
Lassalle; так стал писать свою фамилию Л. после пребывания в Париже в 40-х гг.; родители его писались Lassal) -- знаменитый немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель (1825--64). Родился в Бреславле в еврейской купеческой семье, обладавшей некоторым достатком. В 15--16 лет -- от этого времени сохранился любопытный дневник Л.-- он был уже чрезвычайно развитым юношей, весьма падким, однако, до разного рода удовольствий. Любовь к наслаждениям всю жизнь не покидала Л. В половине 40-х гг. Л. был в Париже и сблизился там с Гейне, по достоинству оценившим его мощную личность. Вернувшись в Германию, Л. познакомился с графиней Софией Гацфельд (см. VIII, 188) и вел ее бракоразводное дело. Необдуманный поступок друзей Л., похитивших шкатулку любовницы графа Гацфельда, привел Л. на скамью подсудимых по обвинению в подстрекательстве к краже. Л. произнес блестящую речь и был оправдан. В 1848 г. Л. является уже довольно видным деятелем крайней демократической партии в Прирейнской Пруссии. Сотрудник радикальной "Neue Rheinische Zeitung", редакторами которой были Маркс и Энгельс, он заявляет себя последователем их идей. Преданный суду по обвинению в государственной измене, но оправданный присяжными, он был привлечен к суду исправительной полиции и присужден к тюремному заключению. В 1858 г. он издает свой труд о Гераклите ("Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos"), за которым следует ряд небольших литературных работ, между прочим трагедия "Франц фон-Зикинген" (1859), и крупное юридич. соч.: "System der erworbenen Rechte" (1861; 2 изд. 1880). Известный парламентский "конфликт" (1862 г. и сл.) с полной ясностью раскрывает различие между принципами прусских прогрессистов и взглядами Л. В 1862 г. Л. выступает перед берлинскими рабочими со знаменитой речью: "Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия". По предложению комитета для созыва всеобщего германского конгресса рабочих, Л. пишет "открытое письмо", резюмирующее социально-политическую его программу. Комитет принял эту программу и в мае 1863 г., согласно с нею, был основан всеобщий немецкий рабочий союз, а Л. избран его президентом. Социально-политическая агитация Л. навлекла на него целый ряд процессов. Возобновив на водах в Швейцарии свои прежние отношения с дочерью баварского дипломата Деннигеса (см. X, 394), Еленой, Л. сделал ей предложение, которое было принято, хотя Елена была уже помолвлена с румынским дворянином Янко Раковицем. Позже, под влиянием родителей, Елена отказала Л. и примирилась с прежним женихом. Л. вызвал последнего на дуэль, был смертельно ранен и умер 31 августа 1864 г. в Женеве. Образ действий Л. во время этой истории и в частности самая дуэль объясняются его нервной надорванностью и раздражительностью, вследствие лихорадочной деятельности, на каждом шагу встречавшей разные препятствия.
Не только чисто философские труды Л., но и все вообще его произведения проникнуты философским духом. Л. до конца остался гегельянцем-идеалистом; он не удовлетворялся философией Гегеля и замышлял "полную реформацию" ее, но в духе основных принципов Гегеля и при помощи его же метода. В блестящем сочинении о Гераклите Л. превращает загадочного греческого философа в современного гегельянца или вернее, как метко указывает Брандес, стремится представить Гераклита прообразом Гегеля. Отсюда ошибки и натяжки в характеристике философии Гераклита. К Гераклиту Л. привлекала, быть может, не одна только близость мировоззрения, но также родственные психологические черты: самоуверенность и преклонение перед славой. "Система приобретенных прав" -- самое оригинальное и цельное произведение Л. Первая часть его посвящена вопросу об обратном действии законов, вторая -- характеристике римского и германского наследственного права в их историческом развитии. Л. стоит здесь всецело на идеалистической почве: развитие права есть развитие идей, "диалектика понятий". Наше время стремится выработать себе новое социально-политическое мировоззрение; задача "Системы приобретенных прав" -- раскрыть основную его идею. Только плоский буржуазный либерализм отделяет в гражданском праве социальный элемент от политического, тогда как оба эти элемента составляют одно неразрывное целое (основная мысль Л.: "в соединении политики и экономии -- моя главная сила", писал он Родбертусу). Приобретенное право есть право, в создании которого участвовала индивидуальная воля. Отсюда вытекает: 1) что закон не должен иметь обратного действия, если личность подпадает под этот закон при посредстве актов своей воли (Ф. А. Ланге указал, что этот принцип выражен довольно ясно уже у Фихте), и 2) что обратное действие закона возможно, если личность подпадает под него без посредства такого добровольного акта. Своими действиями личность может обеспечивать себе права лишь тогда и постольку, когда и поскольку это дозволяется существующими законами, т. е. согласуется с общенародным правосознанием. Это -- высший принцип права: всякое отдельное право (право в субъективном смысле, по общепринятой терминологии) изменяется вместе с изменением той правовой субстанции (права в объективном смысле), из которой оно возникло и с которой связано. Не признавать этого принципа, значило бы требовать самодержавия личности. В блестящей полемике с реакционным философом-юристом Ф. И. Шталем Л. развивает из своего основного принципа замечательное учение об экспроприации, которое Адольф Вагнер положил в основу своей "экономической теории" экспроприации. Допускать вознаграждение за отмененное право, значит признавать за отдельными личностями и классами "право облагать народный дух податью за его дальнейшее развитие". Однако, если новый закон отменяет не самое право, а лишь определенную форму его удовлетворения, превращая, напр., вещное право в обязательственное, то это изменение может принять на практике форму вознаграждения или выкупа.
Социальный
смысл этих
юридических
положений ясен. Уже Ф. А. Ланге в свое время (при жизни Л.) заметил, что "теория приобретенных прав Л. заключает в себе все моменты, из которых может развиться практика отнятых прав". Сам Л. в письме к своему издателю и другу либералу Дункеру прямо говорит, что он в "Системе" "стремился соорудить твердыню научной юридической системы социализма". "Это сооружение", прибавляет он с обычной своей самоуверенностью, "мне великолепно удалось, и вылито оно из чистой стали". В своей исторической характеристике римского и германского наследственного права, на которой, именно в силу исторического содержания темы, особенно резко отразились слабые стороны идеалистической "диалектики понятия", Л. стремится показать, что римское наследственное право, со своим основным элементом -- наследованием по завещанию -- покоится на бессмертии индивидуальной воли, и наоборот, в германском праве основной элемент -- наследование без завещания, имеющее сперва семейный, позже -- государственный характер. Взгляд Л., что в римском праве наследование по завещанию предшествовало законному, опровергается, однако, сравнительной историей права. Конечный вывод Л. -- отрицание для современности завещательного права и сведение современного германского наследования по закону к "общественному регулированию наследства". Уверенность Л., что его "Система приобретенных прав" завоюет себе широкую популярность и окажет влияние на юридическую практику и законодательство, не оправдалась.
По своим политическим взглядам Л. был республиканцем и противником федеративного начала. Свой политический идеал он сам формулировал в письмах к Родбертусу: "Grossdeutschland moins les dynasties", т. е. объединение всех немецких земель (не исключая и австрийских) в одну единую республику. Новейшие документальные данные подтверждают, что Л. отнюдь не был сторонником прусской гегемонии, каким его очень часто признают. Еще менее основательны попытки представить его националистом в духе новейшего германского шовинизма. В 1859 г., в брошюре: "Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens" Л. предвидит печальные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается против присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии. В своих речах о конституции: "Ueber Verfassungswesen" и "Was nun?" Л. основой государственных учреждений, истинной конституцией страны, выставляет
соотношение реальных общественных сил
. Эту реалистическую точку зрения на конституцию Л. противопоставил чисто юридическому пониманию, преобладавшему среди прусских либералов. Во время конфликта с правительством Л. рекомендовал парламенту не собираться и тем заставить правительство сбросить с себя конституционную маску.
Социальная
философия и экономические взгляды Л. менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной реформы. В своем "Arbeiterprogramm" (1862) Л. намечает, согласно с Марксом, процесс смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим -- процесс, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В тоже время верный гегелевскому учению о государстве, Л. выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. История, для Л. -- не что иное, как "совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный процесс развития разума и свободы" ("Die Wissenschaft u. die Arbeiter", 1862). Социальная философия Л. имеет большое сходство с социальной философией
Лоренца Штейна
, автора "Истории социального движения во Франции", бесспорно оказавшей влияние на развитие Лассалевских идей. Как экономист, Л. популяризовал, главным образом, взгляды Рикардо, Маркса и Родбертуса (с обоими последними он находился в переписке); но он и сам обладал широкой эрудицией, блестящий образчик которой -- речь: "Косвенные налоги и положение рабочего класса" (1863). Самый замечательный экономический труд Л. -- полемическое его произведение против Шульце-Делича ("Herr Bastiat-Schultze von Delitzsch oder Kapital u. Arbeit", 1864). Здесь дана, между прочим, яркая и весьма ценная характеристика исторического развития хозяйственного быта и превосходно выяснен исторический характер основных экономических категорий. Главное значение Л. в области социально -- экономической заключается в его
практической
деятельности. Он сильно подвинул вперед немецкое рабочее движение, положив начало организации рабочих как самостоятельной политической партии и дав им ясную программу. Таким образом он явился основателем новейшей немецкой
социал-демократии
(см.). Социально-политическая деятельность Л. оказала также огромное влияние на академическую науку и общественное мнение; германский
катедерсоциализм
(см.), который, в значительной мере, разделяет с Лассалем "культ государства" и вообще идеалистическую точку зрения, есть отзвук Лассалевской полемики против манчестерства. Программа, с которой Л. выступил организатором немецкого рабочего движения, изложена в его "открытом письме" и сводится к следующему. При современных условиях, когда ремесло все более и более вытесняется крупным производством, единственное средство поднять рабочих, как производителей -- это сделать их своими собственными предпринимателями и уничтожить различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего (Arbeitsertrag). Для этой цели необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем возможно будет освободить рабочих от гнета железного закона заработной платы (см.
Заработная плата
), который Л. понимал в смысле Рикардо и Мальтуса, хотя и отрицал общее учение Мальтуса о населении. Чтобы добиться содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политич. программы поставить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом, идея которых заимствована им из Л. Блана и Прудона, Л. видел отнюдь не окончательное решение социального вопроса, а лишь лучшее средство для постепенной органической социализации общества. Возражая против программы Л., последователи Маркса указывают на то, что производительные ассоциации, при существовании свободной конкуренции и вообще капиталистического строя, неизбежно обречены на капиталистическое вырождение. То же самое возражение делает и Родбертус, придавая ему юридическую формулировку: осуществление плана Л. "поведет к самому резкому развитию корпоративной (а не коллективной) собственности на орудия производства, которая изменит только личный состав имущих и будет в тысячу раз более ненавистной, чем современная индивидуальная собственность". Основные социально-политические положения и требования Лассалевской агитации до последнего времени, однако, составляли интегральную часть программы германской социал-демократической партии. Только на эрфуртском конгрессе, в 1891 г., окончательно восторжествовала доктрина Маркса.
После основания "всеобщего германского рабочего союза", получившего, по настоянию Л., вполне централистическую организацию, Лассаль стал главой партии и окончательно разошелся с прусскими прогрессистами. Борьба с последними привела Л. к заигрыванию и сношениям с прусским правительством, которое, в лице Бисмарка, не прочь было эксплуатировать в своих интересах борьбу между либерализмом и социал-демократией. Сношения Бисмарка с Л. вполне удостоверены: они вертелись главным образом вокруг вопроса о введении всеобщей подачи голосов. Отсюда пророческие слова Л., в его берлинской защитительной речи по обвинению в государственной измене: Бисмарк сыграет роль Роберта Пиля и введет всеобщую подачу голосов. Л. принадлежит к числу самых блестящих ораторов XIX в.: он говорил ясно, замечательно умел подчеркнуть суть развиваемых им соображений, отличался изумительной находчивостью и остроумием. Но главная сила Л., как оратора -- в нравственном пафосе, проникающем его речи. В агитации Л. не было ничего демагогического: он всегда апеллировал лишь к нравственному чувству и разуму своих слушателей. Язык Л. -- сильный и меткий; образы и сравнения, к которым он прибегает, ярко иллюстрируют его мысль. В истории немецкой изящной литературы Л. занимает прочное место как автор трагедии "Франц фон-Зикинген", произведения с крупными формальными недостатками, но чрезвычайно богатого идейным содержанием. Л. хотел пойти дальше Шиллера, положив в основу исторической трагедии не личные судьбы героев, а культурно-исторические процессы и идеи. Трагическая идея "Франца фон-Зикингена", по толкованию самого Л., такова: Зикинген гибнет и его предприятие рушится, потому что, вместо открытого заявления своих принципов, он маскировал их, а "революционные цели не могут достигаться дипломатическими средствами". В качестве критика Л. выступил с едким памфлетом против Юлиана Шмидта, автора "Истории немецкой литературы": "Herr Julian Schmidt der Literarhistoriker" (1862). Памфлет написан в виде замечаний наборщика и его жены (замечания жены наборщика принадлежат Лотару Бухеру) на отдельные места из сочинения Шмидта. Кроме того Л. принадлежит еще замечательный этюд о Лессинге (1861). Лучшее издание сочинений Л., кроме "Гераклита" и "Системы", сделано Бернштейном: "Reden u. Schriften" (Б., 1892--1893). Вступительная статья Бернштейна -- лучшая характеристика социально-политической деятельности Л. Дневник Л. издал, с введением, П. Линдау (Бреславль, 1892; русский перевод дневника в "Сев. Вестнике"). Вышли еще "Briefe Lassalles an Hans v. BЭlow" (Дрезден и Лпц., без обозначения года); "Briefe von F. Lassalle an K. Rodbertus", с введением А. Вагнера (Б., 1878; представляют большой научный интерес). В конце 1895 г. в Цюрихе издана переписка Л. с поэтом Гервегом. Автобиографию Л. см . в воспоминаниях г-жи С. С.: "Романический эпизод из жизни Ф. Лассаля" ("Вестник Европы", 1877, XI). Большинство речей Л. переведено на русский язык Зайцевым ("Сочинения Ф. Лассаля", т. I, СПб., 1870). Вып. VII "Европейских писателей и мыслителей", под ред. В. Чуйко (СПб., 1882), посвящен Л. Лассалеанцы -- см.
Социал-демократия
.
Литература
.
Becker, "Geschichte d. Arbeiteragitation F. L's" (Брауншвейг, 1874); его же, "Enthüllungen über d. tragische Lebensende F. L's" (2 изд. Нюрнберг, 1892); H. v. Rakowitza, geb. v. Dönniges, "Meine Beziehungen zu F. L." (много изданий, Бреславль); F. v. Lenbach, "Lassalles Leben" (Б., 1887); Kegel, "F. L." (Штуттгарт, 1889); Brandes, "F. L. Ein litterarisches Charakterbild" (2 изд. Лпц., 1889; блестящая психологическая характеристика); Plener, "F. L." (Лпц., 1884); G. Mayer, "L. als Sozialökonom" (Б., 1894); L. O. Brandt, "F. L's sozialökonomische Anschauungen u. praktische Vorschläge" (Йена, 1895). Взгляды Родбертуса на программу Л. см. в его "Briefe und Aufsätze", изд. Р. Мейером (Б. 1880). Маркс критикует Л. в своих замечаниях на готскую программу 1875 г., опубликованных в "Neue Zeit" за 1891 г., No 18. См. еще В. О. Корш, "Последний роман в жизни Л." (в его "Этюдах", I, СПб. 1885); Э. К. Ватсон, "Вопрос об улучшении быта рабочих в Германии" (в "Этюдах и очерках по общественным вопросам", СПб., 1892). Из общих сочинений см. в особ. Menger, "D. Recht auf d. vollen u. Arbeitsertrag" (2 изд. Штуттгарт, 1891), и Ф. А. Ланге, "Рабочий вопрос" (2 изд., русск. пер. СПб., 1895).
П. Струве.
Дополнение
* Лассаль
(Фердинанд). -- В последние годы в подлиннике и в русском переводе появились: "Дневник" (СПб., 1901); "Письма Лассаля к Марксу и Энгельсу, с прим. Меринга" (СПб., 1905; чрезвычайно важный источник как для истории зарождения социал-демократии в Германии, так и для выяснения теоретического миросозерцания Лассаля и Маркса). На русском языке появились: "Сочинения Фердинанда Л." (СПб., без года; вышли 1-й и 2-й т.; в предисловии помещена биография Л., написанная Э. Бернштейном -- новейшая, 1905 г.; обещан выход след. томов) и "Капитал и Труд. Бастиа -- Шульце Делич" (СПб., 1906). Многие отдельные брошюры и речи Л., по большей части вошедшие и в вышеупом. изд. сочинений Л., появились в 1905--1906 гг. по-русски также в отдельных брошюрах, некоторые -- в нескольких переводах. См. Герман Онкен, "Фердинанд Л., как политический деятель" (СПб., 1905).
В. В--в.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVII (1896): Култагой -- Лед, с. 363--366; доп. т. II (1906): Кошбух -- Прусик, с. 61.
Оставить комментарий
Струве Петр Бернгардович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1896
Обновлено: 23/08/2020. 19k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.