Свенцицкий Валентин Павлович
Рождество Христово (Не праздничные думы)
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 08/01/2019. 12k.
Статистика.
Статья
:
Религия
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
--------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014.
--------------------
Великий, радостный день!
К несчастным исстрадавшимся людям, погрязшим в безумной лжи, в кровавых преступлениях, сошёл Искупитель.
Волхвы увидели звезду Его на Востоке и пошли поклониться Ему.
"И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2, 9-11).
Волхвы принесли к ногам Христа сокровища свои. Потому, что они знали, что родился Царь иудейский, Господь Иисус.
И если бы в наши дни люди по-настоящему веровали всем сердцем своим, всею душою своею в Искупителя мира, -- они также приносили бы Ему все сокровища свои: свою жизнь, свои силы, все помыслы свои.
И тогда праздник Рождества Христова был бы
насто
я
щим праз
д
ником
.
В этот день люди старались бы особенно много делать добра, старались бы молиться с наибольшей радостью, к людям старались бы относиться с наибольшей любовью.
Потому что они подобно древним волхвам видели бы звезду Его на востоке и подобно волхвам понесли бы Христу сокровища свои. Но нет больших сокровищ, как добро и любовь.
У нас тоже празднуют Рождество, но как празднуют. Благословляет ли, принимает ли Христос от нас то, что мы приносим Ему в рождественские дни?
Родился Господь Иисус Христос.
И ради этого дня вдруг человек начинает глотать отвратительный яд -- водку, и глотает её до тех пор, пока не озвереет окончательно, окончательно не потеряет образ человеческий.
Древние пришли к Божественному Младенцу поклониться Ему.
А у нас "христиане" валяются под забором или орут безобразные пьяные песни, бьют спьяна своих жён и детей.
Такое "празднование" Рождества Христова -- кощунство.
Если бы мы жили две тысячи лет назад и были бы, когда родился Христос, в Вифлееме, разве осмелился кто-нибудь из нас прийти к Пресвятой Деве Марии с водкой и с безобразными песнями?
Не безумие ли было бы даже подумать сделать это.
Почему же теперь, когда мы
вспоминаем
это событие, нам не кажется таким же безумием наше праздничное пьянство и безобразие.
Пусть все задумаются над этим. Пусть не слушают тех, кто говорит, что праздники для того и сделаны, чтобы пить водку, -- и пусть каждый, подобно волхвам, принесёт в этот день ко Христу всё лучшее, все сокровища своей души.
--
--------
--
--
Одно из самых мучительных, самых искушающих сомнений, терзавших больную душу Достоевского, было сомнение в том --
"уд
а
лось" ли христианство
?
И кто в свою жизнь не мучился хоть раз этим сомнением? Одни (и таких большинство) мучаются недолго, решают вопрос очень легко: не удалось! И без всяких "мучений", "как все", устраивают свою жизнь, то есть женятся, родят детей, ставят их на ноги и умирают.
Другие (меньшинство) мучаются этим вопросом всю жизнь, и несоответствие христианских идеалов с нашей действительностью не даёт им силы по совести решить вопрос утвердительно. А стало быть, не даёт силы и уверовать в Христа. Ибо, если христианство "не удалось", то можно ли считать его
божественной ист
и
ной
?
Наконец, третьи (самая незначительная часть) твёрдо верят, что
несмотря ни на что
христианство
удалось
; что несоответствие серой, бестолковой, жестокой и грязной нашей жизни с тем "Царствием Божиим" на земле, о котором учил Христос, -- есть несоответствие временное; верят, что жизнь идёт вперёд, что в конце концов Правда победит мир.
К числу таких верующих в грядущую Правду причисляю я и себя.
Но и "верующие" не свободны от временных сомнений. И если бы меня спросили: когда я испытываю сомнения всего тяжелей и неотступней? -- я ответил бы: в те дни, когда "празднуется" Рождество Христово и светлые дни Христова Воскресения.
Ибо никогда так нагло действительность не празднует своей временной победы над вечной Правдой Христовой, как именно в эти дни.
Наступают рождественские праздники. Что это значит для большинства, для тех, кто живёт "действительностью"?
Это значит "отдых от работ", обметание пыли в квартирах, новые наряды, бесконечные "чаи" дворникам, почтальонам и
ночным сторожам, потом ёлка, потом театр, ряженые, усиленная еда, усиленное питьё -- и в результате досадное чувство зря истраченного времени, "скопленных" за год денег, потом будни, будни и будни...
Так празднуют люди Рождество Христово.
Так празднуют
христиане
величайшее событие мировой жизни.
Если таков их "праздник", то спрашивается, что же "усвоило" общество из христианства? Что вошло в плоть и в кровь его? Что стало достоянием души?
И если бы кроме "интеллигенции" не было
народа
, на чём бы держалась вера, что христианство всё-таки
уд
а
лось
?
Наши праздники -- это праздники "рабов". А Христос прежде всего сделал людей свободными.
И если они хотели бы и могли бы достойно праздновать этот день -- они праздновали бы его как величайший день
свободы
.
Когда видишь
рабский праздник
, больше всего сомневаешься, что
удалась свобода
!
Иными были бы "праздники", потому что иною была бы вся жизнь, если бы люди поняли, какую свободу даровал им Христос.
Говорят: "тюрьмы, казни, гнёт деспотов и тиранов"!.. Но свобода христианская потому и может спасти и некогда спасёт мир, -- как теперь она спасает отдельных людей, -- что она сильней всех полчищ людских, её нельзя возвести на плаху, нельзя заковать в цепи, нельзя бросить в темницу. Это свобода духа человеческого. Свобода его не только от человеческой жестокости, но и от самой смерти. Люди рабы не потому, что их заковывают в железные цепи, а потому, что они живут
рабскими интер
е
сами
, потому что они, как нечистые животные, возятся в мусоре своего самолюбия, своих страстей, потому что погрязли в пошлости и лжи.
И мир содрогнулся бы, и сила бесправия и зла была бы поколеблена тогда только, тогда человек стал бы
свобо
д
ным
, каким сделал его Христос.
И каким радостным, каким великим праздником стало бы тогда для человечества Рождество Христово!
--
--------
----
Один из самых ужасных и распространённых видов рабства, в котором живёт человечество, -- это рабство неправильно понятых или совсем непонятых
слов
.
Люди привыкают к целому ряду понятий, начинают совершенно механически употреблять их, не отдавая себе отчёта ни в том, что они значат, ни в том, к чему обязывают.
И эти ложные понятия становятся хозяевами жизни, распоряжаются судьбами людей и народов, делают людей счастливыми и несчастными. И нет более жестокого деспота, чем ложное понятие, и ни чему другому так безропотно не отдаётся в рабство человек, как ложному слову.
Одна из насущнейших задач современной реформации -- это раскрепощение людей от рабства ложных слов. За этими словами скрыты ложные, или извращённые, или не осознанные идеи. И для того, чтобы реформировать жизнь, надо прежде всего освободить людей от груды того мусора, которым они свою собственную жизнь душат.
Есть слова, правильно и во всём объёме понятый смысл которых мог бы произвести в человечестве целую духовную революцию.
Одним из таких слов является:
Рождество Христ
о
во
.
Каждый год 25 декабря во всех европейских странах празднуется этот день.
"Рождество" -- это такая же неотъемлемая часть года, как зима, лето, "Пасха"...
Мы, русские, твёрдо усвоили, что в этот день "не учатся", "делают визиты", жарят гусей с капустой, гадают и, особенно, устраивают ёлку.
"Ёлка" и Рождество -- почти одно и то же.
Мы совершенно "механизировали" это великое слово -- Рождество Христово. И так привыкли, что 25 декабря оно обязательно будет, из году в год, и что газетчик принесёт газеты с "святочными рассказами", что положительно потеряли даже способность
понять
, к чему это слово обязывает.
Но если бы все люди даже один раз в год
по-настоящему
вспоминали, к чему обязывает слово "Рождество Христово", то и тогда бы жизнь наша очень скоро стала неузнаваемой.
Я не буду поднимать сложных религиозных вопросов о личности Иисуса Христа. Кто Он был? Сын Божий, Сын Человеческий, Пророк, Реформатор...
Для всех людей без исключения Христос -- самое полное, самое высшее воплощение в человеке
пра
в
ды
.
Это
самое меньшее
, что люди признают за Христом. А потому об нас, признающих Христа Богочеловеком, и говорить не приходится.
И вот люди торжественно празднуют рождение в мире
Правды
.
Казалось бы, праздновать событие можно лишь тем, что хоть сколько-нибудь соответствует этому событию. Что бы вы сказали, если день рождения Льва Толстого стал бы праздноваться кулачными боями?
И рождение в мире Правды -- Рождество Христово -- должно праздноваться чем-либо достойным этой Правды.
Я не знаю,
как
нужно праздновать, но знаю, что ни визиты, ни гусь с капустой, ни ёлка никакого отношения к Рождеству Христову не имеют.
Я знаю, что понять смысл этого мирового события -- значит понять, что две тысячи лет назад была осуждена
вся н
а
ша жизнь
, и что суд этот продолжается и по сие время.
Рождение в мире Правды -- это был суд над нашей совестью, над нашей жизнью и личной, и общественной.
Рождение
Правды
осуждает убийства, которые мы ввели в закон, осуждает дома терпимости, которые мы сделали "государственными учреждениями", осуждает весь наш социальный строй, в котором одни умирают от обжорства, другие -- от голода, осуждает рабство, пытки, темницы. Осуждает жестокость и насилие, наше невежество, наше пьянство, разврат, всю нашу кровавую, безумную, несчастную и позорную жизнь.
Понять смысл Рождества Христова -- это значит раз в год сгорать от стыда, чувствовать себя преступниками перед Правдой, которую распяли когда-то и продолжаем распинать до сих пор. Это значит раз в год хотеть всеми силами души своей перестроить мир весь, сверху донизу. Перестать жить повседневными мелочами, сплетнями, дрязгами, самолюбием -- это значит понять божественное призвание человека.
Если бы все искренно и правдиво переживали всё это в великий день рождения в мир Правды -- давно бы Рождество Христово стало настоящим
праздником
.
И не пустой звук, не
ложное слово
говорили бы мы, когда поздравляли друг друга:
С Рождеством Христовым!
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 08/01/2019. 12k.
Статистика.
Статья
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.