Свенцицкий Валентин Павлович
О самом дорогом
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 23/10/2017. 9k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
,
Философия
,
Религия
Письма одинокого человека
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
--------------------------------
Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014.
--------------------------------
Среди всевозможных предрассудков и недоразумений, связанных со словом
"христианство"
, одним из вреднейших является общее, вкоренившееся убеждение, что христианство проповедует
пораб
о
щение личн
о
сти
.
Все современные "бунтовщики" -- от великого Ницше до маленьких Арцыбашевых -- все считаются апостолами какого-то, якобы
нового
учения о свободной человеческой индивидуальности, и потому "врагами" и разрушителями христианства.
Общество по какому-то чудовищному недоразумению сочувствует им именно как борцам за "освобождение личности" и самым серьёзным образом думает, что разухабистая философия Санина есть "реакция" против
рабской
христианской морали.
Между тем, если и есть что-нибудь "нового" во всех современных учениях о личности, если и есть что-нибудь враждебного христианству, так это разве что подлинную,
безграничную
свободу христианского учения о личности они заменяют подделкой, мишурой, "свободой" раба, прикованного к
длинной
железной цепи.
Учение о
личности
-- это
самое дорогое
в христианстве. С этого-то самого дорого мне и хочется начать теперь исполнение давнишнего обещания, данного мною читателям "Писем одинокого человека".
В одном из декабрьских писем я обещал развить основные начала того понимания христианства, которое исповедую и которому самое правильное было бы дать название "религии свободного человека"!
Другие более "злободневные" темы отвлекли моё внимание. И только теперь я вновь возвращаюсь к своему первоначальному плану.
Последнее время я всё писал об "интеллигенции". И не удивительно: "у кого что болит, тот про то и говорит". А "интеллигентский" вопрос долго был для меня неотступным, и слишком много стояло за ним пережитого, -- потому-то и хотелось поскорей поделиться с читателями своим
решением
этого вопроса.
Самое дорогое
, разумеется, всегда оставалось самым дорогим. Но для того чтобы говорить о нём, требовалось большее спокойствие и более внутренне-сосредоточенное настроение.
Ведь вас не смущает мой "интимный тон"? Ведь мы давно условились с вами отбросить в сторону "общепринятую" литературную "чопорность" -- и говорить
просто по-человечески
. Итак --
о самом дор
о
гом
.
----------
--
Христос в пустыне отверг рабство материальное, рабство "хлеба насущного" и рабство духовное -- рабство "власти" -- для того, чтобы провозгласить высшей ценностью человеческую личность.
Он взошёл на Голгофу, вознёс Себя на крест, чтобы даровать
ч
е
ловеческой личности
-- богочеловеческое достоинство.
По учению христианскому, каждая человеческая душа, по тем внутренним возможностям, которые в ней заключаются, есть величайшая
драгоценность
, которую нельзя ни заменить, ни оплатить никакою
вещественною
ценностью -- хотя бы для этого были собраны все богатства земли.
"Богосыновство" каждой человеческой личности есть как бы мост, который перекинут от конечного ограниченного существа "человека" -- к бесконечной сущности "Бога"!
Соединяясь "богосыновством" с высшим началом, человек тем самым получает возможность и достигнуть подлинной
свободы
, и сознать свою настоящую
це
н
ность
.
Подлинная свобода не в том, чтобы делать "что хочется" -- можно быть рабом своих "желаний", -- а в том,
чтобы жизнь была проявление свободной бессмертной сущности человека, а не време
н
ное тл
е
ние его оболочки
.
Если алкоголик, весь отдавшийся своей страшной страсти, дрожащей рукой подносит к себе рюмку водки и говорит, что он пьёт, "потому что хочет", и что это и есть проявление его "свободы", -- вы ему не поверите и скажете, что он раб своей страсти, потому что
она им влад
е
ет
.
Если "свободный" господин во вкусе Санина не может хладнокровно видеть женской юбки и унижается до того, что для удовлетворения своих грязных инстинктов готов подсматривать в женских купальнях, -- если господин этот скажет вам, что он делает, что хочет, потому что "свободен", -- вы скажете ему, что он лжёт, потому что он раб своих половых инстинктов.
Вы назовёте и алкоголика, и развратника рабами потому, что ихнее "желание" -- пить водку и смотреть на купающихся женщин -- было проявлением низшей тленной оболочки человека, а не свободной бессмертной его сущности.
"Богосыновство", сознание себя не только как "временной вещи", но и как
вечной сущности
, есть необходимое условие
свободы
потому, что, только сознав себя этой
ве
ч
ной сущностью
, можно проявлять её в жизни во всей полноте.
Христианство, открывая путь к настоящей свободе человеческой личности, тем самым устанавливает и настоящую её
ценность
.
Ибо если человек существо
конечное
-- то и "плата" за него не может быть "беспредельной", как бы дорого эту личность ни оценивать. Только за "бесконечное" цена может быть "бесконечно дорогой".
----------
--
Если бы христианское учение о "личности" было принято, и принято не для виду, не "так себе", а по-настоящему вошло бы и в плоть, и в кровь, -- тогда вся жизнь бы перевернулась. И произошла бы настоящая "переоценка всех ценностей".
Возьмите такой пример. На улице бумажник валяется, в нём несколько миллионов денег. И вот прохожим объявляется, что всякий желающий может этот бумажник взять и сделать своей собственностью. Как вы думаете, долго бы пролежал этот бумажник на улице? Можете быть уверены, что его бы сейчас же подняли.
Но если бы на улице лежал брошенный ребёнок -- и прохожим предложили бы беспрепятственно взять его на воспитание? Скорей всего, ребёнок бы умер на улице, не дождавшись своего благодетеля.
И это потому так, что у людей полнейшее отсутствие сознания того, что душа ребёнка бесконечно большая ценность, чем бумажник, набитый деньгами.
Общество, принявшее христианское учение о ценности человеческой личности, должно произвести коренную переоценку всех ценностей. И как сейчас все готовы забрать себе сторублевые бумажки, точно так же, только в сто, в миллион раз больше, должно явиться готовности у общества взять к себе "возрастить" эту высшую ценность -- "человеческую душу", заключённую в валяющемся на улице ребёнке.
Сейчас человек "ни во что идёт", он может умирать с голоду, в грязи, на морозе, может погибать от пьянства, гнить в публичных домах -- цена на человеческие души упала до ноля. Но подымите стоимость её до настоящей цены. Провозгласите вместе с христианством личность самым дорогим сокровищем и посмотрите, как преобразится вся жизнь.
Христиане верят, что для "спасения людей" страдал Христос, что для освобождения человеческих душ и ради приобщения их к вечной жизни, то есть ради дарования им безграничной ценности, Он принял крестную смерть, -- так каким же безумием с точки зрения этих христиан должно было бы казаться то, что эти "освобождённые души", "бесценные сокровища" валяются под заборами, унижаются, оскорбляются, находятся в полнейшем презрении у людей!
Но это никому не кажется безумием, потому что никто по-настоящему, и умом, и сердцем, не принимает христианского учения о человеческой личности.
Не только смехотворным русским "свободным" хулиганам вроде Санина, а и всем мудрецам вместе взятым и во сне не снилась такая захватывающая, такая полная и окончательная "свобода личности", какая дана миру Христом.
----------
--
А в заключение я позволю себе привести одно изумительное место из посланий апостола Петра. Оно с пророческой силой обращено к нашему времени:
"Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побеждён, тот тому и раб" (2 Пет. 2, 18-19).
Оставить комментарий
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 23/10/2017. 9k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
,
Философия
,
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.