Андерсен Мих.
Генрих Тастевен. "Футуризм" (На пути къ новому символизму)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Генрихъ Тастевенъ. "Футуризмъ" (На пути къ новому символизму). Изд. "Ирисъ". М., 1914 г. Ц. 90 к.
   Несмотря на то, что о "Футуризмѣ" у насъ говори лось и писалось слишкомъ достаточно, до сихъ поръ нельзя 'было назвать труда, дающаго болѣе или менѣе законченное ознакомленіе съ этимъ художественнымъ теченіемъ. При такой скудости литературы о футуризмѣ, небольшая книжка Г. Тастевена пріобрѣтаетъ особую цѣнность; ибо она даетъ именно то, чего до сихъ поръ не было: сжатое изложеніе эстетики и философіи футуризма, его историческій анализъ и опредѣленіе новыхъ футуристическихъ цѣнностей.
   Искусство и на Западѣ и въ Россіи переживаетъ кризисъ, потому что, выродившись въ чистый "эстетизмъ", оно пришло къ крушенію эстетики, къ вопросу "о цѣнности самого искусства". Это сейчасъ общій эстетическій фонъ для искусства. Съ другой стороны. новый укладъ жизни требуетъ и новыхъ формъ искусства. Отвѣтомъ на эти оба запроса явился футуризмъ, проникшій во всѣ области искусства.
   Новшества футуризма развиваются изъ прошлаго: въ поэзіи отъ Маллерме, въ живописи -- отъ Родена, а въ общемъ и въ той и другой отъ символизма. Огромную роль въ новомъ искусствѣ играетъ философія: футуристическое искусство, поглощенное философіей, привело къ "хаотическому смѣшенію формъ и задачъ. Такъ, литература неожиданно превратилась въ музыку, а живопись, наоборотъ, приблизилась къ литературѣ, скульптура же вторгнулась въ область живописи".
   Во всѣхъ, однако, областяхъ проявляется пѣчто общее: преклоненіе передъ настоящимъ, передъ прогрессомъ, какъ таковымъ.
   Авторъ считаетъ, что футуризмъ не разрѣшаетъ удовлетворительно тѣ задачи, которыя ему были поставлены исторіей. Футуристическая эстетика должна стать "новымъ символизмомъ" т. е. 1) явиться синтетической (вмѣсто лирической), 2) быть эстетикой всенароднаго искусства и 3) сопровождаться "превращеніемъ символовъ въ культурныя цѣнности (общественное строительство); и "тогда,-- заканчиваетъ авторъ,-- красота станетъ жизнью, и жизнь станетъ красотой".

Мих. Андерсенъ.

"Современникъ", No 9, 1914

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru