|
Скачать FB2 |
| |
БИБЛІОГРАФІЯ.
Новыя книги по Исторіи философіи.
(Окончаніе).
IX.
Fritz Schultze. Stammbaum der Philosopbie Tabellarischschematischer Grundriss der Geschichtc der Philosophie von den Griecbcn bis zur Gegen wart. Zweite umgearbeitete und vermehrte Auflage. Leipzig. 1899. SS. XVI+Taf. I--XXX. In folio.
"I періодъ греческой философіи (6 и 5 вв. до Р. Хр.).
Проблема: первооснова вещей.
А. ученія о единомъ началѣ
Первооснова -- матерія |
Первооснова -- форма |
||
Вода |
Безконечное (ἄπειρον) |
Воздухъ |
Пиѳагорейцы |
|
|
|
|
|
|
||
Проблема быванія |
|||
|
|
||
|
Элеаты. |
Бываніе Гераклита и бытіе элеатовъ стараются объединить --
В Ученія о многихъ началахъ
(всѣ философы предполагаютъ многіе принципы)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
,,Время упадка схоластики. 14 в. Эпоха номинализма.
Universalia sunt post rem
1) Предшественники номинализма.
|
|
2) Обоснованіе номинализма Вильгельмомъ Оккамомъ (францисканецъ. ум. 1347. Doctor invincibilis, venerabilis inceptor)
a) Signa (Logica non tractat de rebus, quae non sunt signa. Signa significant seu important aliquid sen stant seu supponunt pro aliquo).
I классъ: signa con cepta s. mentalia |
II классъ: signa pro lata s vocalia |
III классъ: signa scripta |
|
|
|
b) Termini = простѣйшія составныя части мысли или рѣчи.
Termini primae intentionis |
Termini secundae intentionis |
|
|
c) Universalia sunt termini (nomina) post rem
Доказательства.
|
|
3) Судьба номинализма.
"Раціонализмъ во Франціи и Нидерландахъ. 17 столѣтіе.
А. Д у а л и з м ъ
Рене Декартъ (Renatus Cartesius 1596--1650)
1-е правило: |
2-е правило: |
3-е правило. |
4-е правило: |
||
Истинное познаніе = |
Методическое мышленіе |
Предметъ познанія, |
Разсматривать прежде простѣйшія части |
Каждую часть разсматривать саму по себѣ |
|
= ясно и отчетливо |
Мышленіе |
запутанную проблему |
Изъ простыхъ элементовъ состоятъ сложные объекты |
Всеобъемлющее разсмотрѣніе. |
|
до исключенія всякаго сомнѣнія мыслить |
= не одно лишь преданіе, ни только изученіе, ни одна вѣра по авторитету но -- |
разлагать на ея части |
Первые, будучи поняты, а послѣдніе объяснены даютъ. |
никакихъ пропусковъ |
|
Сомнѣваться до невозможности сомнѣнія |
на вся ея возможныя части |
Составленіе сложнаго изъ простого |
Выводъ сложнаго изъ простого |
Полное исчисленіе всѣхъ частностей, относящихся къ предмету |
|
Разложеніе (а уже не рѣшеніе) проблемы |
Синтезъ = Дедукція |
||||
Мыслимое должно быть очевидно, какъ математическая аксіома |
Собственное мышленіе |
Наглядность |
Привлеченіе къ обсужденію всего матеріала |
||
|
|
Описаніе |
|||
|
|
Путь къ рѣшенію |
|||
|
|
Анализъ |
Индукція (Enumeratio) |
Дедукція: |
Интуиція: |
Выводъ сложнаго изъ простого |
Первыя познавательныя предложенія непосредственно очевидны |
Простое ни откуда не выводится |
Мы = наше мышленіе. Это ясная и отчетливая идея, |
Оно безъ доказательства непосредственно достовѣрно (какъ аксіома) |
т. е. не данная извнѣ (а posteriori). |
Познается интуитивно |
а первоначально (а priori) содержащаяся въ мышленіи. 1) |
Дедукція опирается въ послѣдней инстанціи на интуицію. |
Отсюда необходимость познанія познающаго субъекта прежде познанія естественныхъ объектовъ |
Изслѣдованіе самосознанія. |
|
Начало критицизма. |
а) Субстанція |
b) Тѣла: |
с) Духи: |
||
Безконечная субстанція |
Конечныя субстанціи |
съ аттрибутомъ протяженія -- не равны воспринимаемымъ нами въ нихъ качествамъ, а суть только пространственныя величины -- не физи ческія, а математическія = части безконечнаго пространства = безконечно дѣлимы = не состоятъ изъ атомовъ = сами по себѣ лишены силы = всякая сила отъ неизмѣняемаго Божества = отсюда законъ инерціи = механическое, а не телеологическое объясненіе процессовъ природы = механика природы = механизмъ зв 23;здныхъ движеній на основѣ теоріи вихрей -- механика органическихъ тѣлъ; животныя машины -- механическое дѣйствіе жизненныхъ духовъ. |
съ аттрибутомъ мышленія = мыслящія субстанціи = представляющія субстанціи; чувства и воля зависимы отъ представленій = отношеній представленій; на ряду съ этимъ, дов. непослѣдовательно, свобода воли: доброе и злое истинное и ложное, разумность -- основа морали. Воспоминаніе и чувственныя побужденія суть чисто тѣлесныя движенія и, какъ таковыя. есть и у животныхъ, -- тѣлесныхъ машинъ. Сѣдалище души въ мозговой желѣзѣ Аффекты и страданія происходятъ отъ дѣйствія жизненныхъ духовъ на мозговую желѣзу и чрезъ нее на душу. Отсюда удивленіе и желаніе, ненависть и любовь, радость и печаль. Естественная исторія аффектовъ и страстей. Нравственная цѣль-- побѣжденіе аффектовъ и страстей яснымъ и отчетливымъ мышленіемъ разума. |
|
Богъ |
Міръ |
|||
Нематеріальный Духъ |
Духи |
Тѣла |
||
Нематеріальность |
Матеріальны |
|||
мышленіе (аттрибутъ). |
Протяженіе (аттр.) |
|||
Двойной дуализмъ -- между Богомъ и міромъ, а внутри послѣдняго между духами и тѣлами |
П. Тихомировъ.
|