Толстой Алексей Константинович
И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Толстой Алексей Константинович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1963
Обновлено: 29/10/2008. 105k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
3.46*23
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой
---------------------------------------------------------------------
Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения
М.: Худож. лит., 1981
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 28 февраля 2003 года
---------------------------------------------------------------------
В 1871 году А.К.Толстой писал Я. П. Полонскому по поводу его романа
"Признания Сергея Чалыгина": "Как... все дышит неподдельной правдой, и во
всем слышится доброта и благородство! Вот это последнее качество рождает
невольный вопрос: отчего самая простая вещь, сказанная честным и благородным
человеком, проникается его характером? Должно быть, в писанной речи
происходит то же, что в голосе. Если два человека, один порядочный, а другой
подлец, скажут вам оба: "Здравствуйте!" - то в этом слове послышится разница
их характеров".
Это качество, благородство, многое определяет в человеческом облике и
литературной деятельности самого Толстого. О его душевной чистоте и
"рыцарской натуре" писали современники. И действительно, чувство
собственного достоинства, искренность, прямота, органическая неспособность
кривить душою, идти на нравственные компромиссы были отличительными
свойствами Толстого; они не раз приводили писателя к размолвкам с его
родными, знакомыми, правительственными верхами и делали привлекательным все,
к чему ни прикасалась его рука. Разумеется, это не избавляло Толстого от
заблуждений и ошибок, но и в своих заблуждениях он был честен, и в них мы не
обнаружим темных помыслов. "Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во
всем, что он написал", - читаем в некрологической заметке Тургенева.
"Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!" - отозвался о нем
не очень щедрый на похвалы И.А.Бунин (письмо к М.В.Карамзиной, 1939).
1
Алексей Константинович Толстой происходил с материнской стороны из рода
Разумовских. Последний украинский гетман Кирилл Разумовский был его
прадедом, а граф А.К.Разумовский - вельможа и богач, сенатор при Екатерине
II и министр народного просвещения при Александре I - дедом.
Мать поэта, ее братья и сестры были побочными детьми А.К.Разумовского.
В начале XIX века они были узаконены, получив дворянское звание и фамилию
Перовские - от подмосковного имения Разумовского Перова.
Поэт родился 24 августа 1817 года в Петербурге. Отец, граф К.П.Толстой,
не играл в его жизни никакой роли: родители сейчас же после рождения сына
разошлись, и мать увезла его в Черниговскую губернию. Там, среди южной
украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского,
Толстой провел свое детство, которое оставило у него одни только светлые
воспоминания.
Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. "С
шестилетнего возраста, - сообщает он в автобиографическом письме к
А.Губернатису, - я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили
мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов... Я упивался
музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику". Алексей
Перовский, известный прозаик 20-30-х годов, печатавший свои произведения под
псевдонимом "Антоний Погорельский", культивировал в племяннике любовь к
искусству и поощрял его первые литературные опыты.
В 1834 году Толстого определили "студентом" в Московский архив
министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей",
принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание
старинных документов. В 1837 году Толстой был назначен в русскую миссию при
германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а в 1840 году перевелся во 2-е
отделение собственной его императорского величества канцелярии, в ведении
которого были вопросы законодательства, и прослужил там много лет, довольно
быстро продвигаясь в чинах. В 1843 году он получил придворное звание
камер-юнкера.
О жизни и творчестве Толстого в 30-х и 40-х годах мы располагаем очень
скудными данными. Красивый, приветливый и остроумный молодой человек,
одаренный такой физической силой, что он винтом сворачивал кочергу,
прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время
между службой, не очень его обременявшей, литературными занятиями и светским
обществом, которое очень привлекало его в молодости.
До 1836 года главным советчиком Толстого был Перовский (в 1836 г. он
умер). Перовский показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям,
в том числе В.А.Жуковскому, который сочувственно отзывался о них.
В конце 30-х - начале 40-х годов написаны (на французском языке) два
фантастических рассказа - "Семья вурдалака" и "Встреча через триста лет". В
мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под
псевдонимом "Краснорогский" (от названия имения Красный Рог), фантастическую
повесть "Упырь". Весьма благожелательно отозвался о повести В.Г.Белинский,
увидевший в ней "все признаки еще слишком молодого, но тем не менее
замечательного дарования".
В 40-х годах Толстой напечатал очень мало - одно стихотворение и
несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман исторический роман
из эпохи Ивана Грозного "Князь Серебряный". Уже тогда Толстой сформировался
и как лирик, и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его
широко известных стихотворений - "Ты знаешь край, где все обильем дышит...",
"Колокольчики мои...", "Василий Шибанов" и др. Все эти стихотворения были
опубликованы, однако, значительно позже. А пока Толстой, по-видимому, вполне
удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей - светских знакомых и
приятелей. Идейные искания передовой русской интеллигенции и горячие споры
40-х годов прошли мимо него.
В начале 50-х годов "родился" Козьма Прутков. Это не простой псевдоним,
а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая
маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы
Пруткова они писали и стихи (басни, эпиграммы, пародии), и пьески, и
афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей
действительности и литературы. В основе их искреннего, веселого смеха лежали
неоформленные оппозиционные настроения, желание как-то преодолеть гнет и
скуку мрачных лет николаевской реакции. Прутковским произведениям
соответствовал и в жизни целый ряд остроумных проделок, которые имели тот же
смысл. В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого и Алексея
Жемчужникова "Фантазия". Это пародия на господствовавший еще на русской
сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле
Николай I остался очень недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.
В ту же зиму 1850/51 года Толстой встретился с женой конногвардейского
полковника Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой, и влюбился в
нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи
Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого,
недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был
официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала
несколько иностранных языков, играла на рояле, пела и обладала незаурядным
эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим
критиком. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851
года.
Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В
начале 50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться
из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с
Некрасовым и кругом "Современника". В 1854 году, после большого перерыва,
Толстой снова выступил в печати. В "Современнике" появилось несколько его
стихотворений и первая серия прутковских вещей.
В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский
отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а
затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту
побывать не пришлось - во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом.
После окончания войны, в день коронации Александра II, Толстой был назначен
флигель-адъютантом.
Вторая половина 1850-х годов - время оживления общественной мысли и
общественного движения после краха николаевского режима. Это время большой
поэтической продуктивности Толстого. "Ты не знаешь, какой гром рифм грохочет
во мне, какие волны поэзии бушуют во мне и просятся на волю", - писал он
жене. В эти годы написано около двух третей всех его лирических
стихотворений. Поэт печатал их во всех толстых журналах.
Вместе с тем это время характеризуется все более углубляющейся
общественной дифференциацией. И уже в 1857 году наступило охлаждение между
Толстым и редакцией "Современника". Одновременно произошло сближение со
славянофилами. Толстой стал постоянным сотрудником "Русской беседы" и
подружился с И.С.Аксаковым. Но через несколько лет он решительно отверг
претензии славянофилов на представительство подлинных интересов русского
народа.
Толстой часто бывал при дворе - и не только на официальных приемах.
Однако служебные обязанности (одно время он был также делопроизводителем
комитета о раскольниках) становились все более неприятны ему. Особенно
тяготило его, что он не может всецело отдаться искусству, что он не только
поэт, но и "чиновник". Лишь в 1859 году Толстому удалось добиться
бессрочного отпуска, а в 1861 году - отставки. Он писал Александру II, что
уже давно отдался бы своему призванию, если бы "не насиловал себя из чувства
долга", считаясь со своими родными, которые придерживались других взглядов.
"Я думал... что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт
показал мне, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы".
Хотя сам Толстой и утверждал, что единственной причиной его ухода от двора
является стремление всецело посвятить себя искусству, в действительности
этот шаг был связан со всей его социальной позицией.
2
Толстой отрицательно относился к революционному движению и
революционной мысли 60-х годов. Попытки объяснить это одними разногласиями
во взглядах на искусство несостоятельны. Неприемлемые для Толстого
эстетические теории Чернышевского, Добролюбова, Писарева были в его сознании
органической частью чуждой ему в целом политической идеологии. Если в
некоторых его полемических стихотворениях ("Пантелей-целитель", "Против
течения", "Порой веселой мая...") действительно преобладает эстетическая
тема, то в "Потоке-богатыре", нескольких строфах о нигилистах из "Послания к
М.Н.Лонгинову о дарвинисме", во многих его письмах речь идет уже не об
искусстве, а об отношении к мужику, атеизме, материализме и социализме.
Если бы идейный облик Толстого этим исчерпывался, его с полным
основанием можно было бы зачислить в лагерь Каткова. Но Толстой боролся с
революционной мыслью не с официозных позиций. Напротив, он в то же время
крайне отрицательно относился к современным ему правительственным кругам и
правительственным идеологам; достаточно вспомнить одну из самых блестящих
сатир русской литературы "Сон Попова", последние строфы "Истории государства
Российского от Гостомысла до Тимашева", "Песню о Каткове...". Письма его
пестрят остротами и резкими словами о министрах и других представителях
высшей бюрократии, которую поэт считал каким-то наростом, враждебным
подлинным интересам страны. О манифесте и "Положениях" 19 февраля 1861 года
Толстой отзывался как о произведениях бюрократического творчества - таких
длинных и невразумительных, "что черт ногу сломит" (письмо к Маркевичу от 21
марта 1861 г.). Толстой негодовал на деятельность Третьего отделения и
цензурный произвол. Во время польского восстания он вел при дворе борьбу с
влиянием Муравьева Вешателя, а после подавления восстания решительно
возражал против русификаторской политики самодержавия и зоологического
национализма официозных и славянофильских публицистов.
Ненависть Толстого к служебной карьере и желание всецело отдаться
искусству связаны с его общим отношением к самодержавно-бюрократическому
государству, бюрократическим и придворным кругам. Еще в 1851 году он писал
жене: "Те же, которые не служат и живут у себя в деревне и занимаются
участью тех, которые вверены им богом, называются праздношатающимися или
вольнодумцами. Им ставят в пример тех полезных людей, которые в Петербурге
танцуют, ездят на ученье или являются каждое утро в какую-нибудь канцелярию
и пишут там страшную чепуху". Это признание даже по своему тону напоминает
аналогичные заявления Льва Толстого. "Разве есть возможность остаться
художником при той жизни, которую мы ведем? - читаем в другом письме. - Я
думаю, что нельзя быть художником одному, самому по себе... Энтузиазм, каков
бы он ни был, скоро уничтожается нашими условиями жизни". Официальная Россия
представлялась поэту глубоко враждебной искусству, антиэстетической во всех
своих проявлениях.
Делались попытки сблизить Толстого со славянофилами на том основании,
что и они, борясь с революцией, в то же время отрицательно относились к
бюрократии. Но связи поэта со славянофилами (в возникновении этих связей
отвращение к бюрократическому Петербургу, несомненно, сыграло известную
роль) были, как отмечено выше, сравнительно недолгими, а разойдясь с ними,
Толстой сказал о них много едких и насмешливых слов. "От славянства Хомякова
меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия",
- писал Толстой. Он издевался над смирением, которое славянофилы считали
исконным свойством русского национального характера, смирением, "которое
состоит в том, чтобы... вздыхать, возводя глаза к небу: "Божья воля!.. Несть
батогов, аще не от бога!" (письмо к Маркевичу от 2 января 1870 г.).
Идеализация смирения справедливо представлялась Толстому оборотной стороной
славянофильской (и не только славянофильской) проповеди национальной
исключительности и замкнутости. Он неизменно боролся с этими идеями,
согласно которым, по словам Белинского, "все русское может поддерживаться
только дикими и невежественными формами азиатского быта" (статья "Петербург
и Москва").
Но в отличие от западников, видевших в буржуазной Европе образец, по
которому должно пойти преобразование и развитие России, Толстой относился к
ней весьма скептически. Оппозиционные настроения не делали его либералом,
хотя он и сходился с ними в отдельных своих оценках и требованиях.
Современная Европа, которую поэт наблюдал во время своих заграничных
путешествий, с ее мещанскими интересами и узким практицизмом, не вызывала у
него ни малейших симпатий. Вместе с тем неприятие буржуазной Европы
опиралось у него на идеал, обращенный в прошлое. С большой теплотой
отзывался Толстой о старой Италии, он чувствовал в ней нечто родное, и
всякие попытки ее переустройства на буржуазный лад казались ему едва ли не
кощунственными. Так, об объединении Италии Толстой писал жене (28 марта 1872
г.): "Знаменитое военное "единство" Италии не вернет аристократического духа
республик, и никакое единство, доведенное слишком далеко, не сохранит
никакому краю дух гражданства". Описывая свои впечатления от посещения
старинного немецкого замка Вартбурга, Толстой заметил: "У меня забилось и
запрыгало сердце в рыцарском мире, и я знаю, что прежде к нему принадлежал"
(сентябрь 1867 г.).
Аналогичный характер имеет отношение Толстого к русскому историческому
прошлому. Толстой не признавал большого исторического значения объединения
русских земель в единое государство. Московское государство было для него
воплощением ненавистного ему деспотизма, оскудения и падения политического
влияния аристократии, которое он болезненно ощущал в современности. Толстой
с молодых лет интересовался эпохой Ивана Грозного и непосредственно за ним
следующих царствований и постоянно возвращался к ней в своем творчестве. При
этом Ивана Грозного он рисовал лишь жестоким тираном, а лучших
представителей боярства нередко идеализировал (Морозов в "Князе Серебряном",
Захарьин в "Смерти Иоанна Грозного", Иван Петрович Шуйский в "Царе Федоре
Иоанновиче").
Русскому централизованному государству XVI века Толстой
противопоставлял Киевскую Русь и Новгород, с их широкими международными
связями, отсутствием деспотизма и косности. Разумеется, его представления
далеко не во всем соответствовали реальным историческим данным. Киевская
Русь и Новгород, равно как и Московское государство, были для него скорее
некими поэтическими (и вместе с тем политическими) символами, чем
конкретными историческими явлениями. Новгород неоднократно служил объектом