Машбиц-Веров И.
Восемнадцатый год
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Машбиц-Веров И.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 22/05/2019. 7k.
Статистика.
Статья
:
Критика
О творчестве автора
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД
О РОМАНЕ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО
Алексей Толстой всегда был оптимистом.
Даже когда он с нескрываемой скорбью рисовал разрушавшиеся дворянские гнезда, экономически и морально опустившихся культурных помещиков -- последних могикан былого величия, даже тогда Ал. Толстой находил жизнь прекрасной и удивительной.
В чем же писатель видел эту неиссякаемую прелость жизни?
Глубочайшая сущность Толстого -- в непосредственности ощущения бытия. Именно в ощущении, а не в понимании, не в разумно-волевом его постижении, и тем менее -- в стремлении
перестраивать
мир. Толстой учит, что жизнь великолепна "сама-по-себе": красками, запахами, звуками, солнцем, ощущением здоровья и красоты, и особенно женской любовью. Любовь -- это то высшее, что знает Ал. Толстой, на чем, по существу, покоится весь его мир. Не даром в предисловия к первой книге "Хождение по мукам" ("Сестры"), в предисловии к роману, "охватывающему -- по словам автора -- трагическое десятилетие русской истории" (1912--1922), он пишет так: "Третья часть трилогии (заключительная) --
о прекраснейшем на земле
(!
), о милосердной любви, о русской женщине, неслышными стопами прошедшей по всем мукам, заслонив ладонью от ледяных, от смрадных ветров живой огонь светильника Невесты"
. {Цитирую по берлинскому изданию "Сестер".}
Женщина и ее любовь, как ось мира! Ал. Толстой, очевидно, собирается осветить проблему "Русской Земли", проблему величайшего десятилетия, включающего империалистическую войну в Октябрь -- через светильник "прекраснейшего на земле", через "светильник Невесты". По справедливости говоря,-- слабоватый светильник!
То мировоззрение, вернее
мироощущение
, которое А. Толстой проповедывал почти во всех своих произведениях до последнего времени -- заслуженно ставило его в ряды правых, по существу, реакционных писателей. Разумеется, здесь не было откровенно-политической реакции. Здесь не было также таких очевидно-вредных, абсолютно неприемлемых элементов познания, как, окажем, мистика Клышова, или непримиримый пессимизм Ценского. Но вся психология и "правда" героев Толстого, воя сущность его катит -- выражение настроений отживающих "потерявших актуально-историческое значение, не способных более к борьбе дворян. И именно об'ективно-историческая импотентность и обреченность класса, в силу самозащиты, выработала эту философию всеоправдывающей радости "непосредственного" ограниченного бытия.
И вот -- на этом фоне творчества Толстого до последнего времени,--несомненно большим сдвигом является его роман "1918-й год". Прежде всего Толстой здесь дает небывалый для него
историко-политичесиий охват явлений
. Любовь справедливо отодвигается на какое-то десятое, второстепенное место, трагедия и радости любви ни в коей мере не оказываются ведущими. Писатель действительно начинает думать о стране, о трагических судьбах России, болеет ее болями, мучительно вглядывается, чтобы понять, в кровавый и вздыбленный 1938-й год.
В "1918 годе" Толстой впервые недвусмысленно высказывается о белой армии, об
ее об'ективной
роли, скрытых вожделениях и борцах.
"...На офицерских собраниях,-- пишет Толстой,-- было дико и страшно слушать шумное бахвальство под звон стопочек, похвалы братоубийственной лихости. Эти молодые, когда-то изящные лица "крестоносцев"
обезображены
нетерпением
убивать,
карать, мстить
, (курсив всюду наш И. М. В.); вот они, стоя со стопочками девяностопятиградусного спирта,
поют мертвый гимн тому, кто был ничтожнейшим из людей был расстреля
н
, сожжен, развеян по ветру, как некогда Лжедимитрий
, и, если бы можно было собрать всю кровь, пролитую по его бессильной воле, то народ, конечно, утопил бы его живого в этом глубоком озере...".
От своего имени автор, далее, так определяет
конечные цели
белогвардейцев:
"...Получалось так, что сотни студентов, гимназистов, кадетов, юнкеров, прапорщиков, веривших в Корнилова как в высшее существо, гибли от ран, тонули, зам ерзали,--отдавали жизнь для того, чтобы фабрикант, биржевик, купчина спокойно спали в пышной спальне чтобы веселый барин попрежнему, заливаясь валдайскими бубенцами, пылил по проселочным дорогам, чтобы мужик снова закрутил головой на полутора десятинах...".
Так политически-отчетливо Ал. Толстой -- художник никогда еще не мыслил. За ним не даром установилась слава художника, который не умеет рисовать
людей мысли
, который не умеет передавать
идеи
. "1918-й год" разрушает это установившееся доение. Это безусловно книга человека, много думавшего и передумавшего. И впервые также "тысячи" красноармейцев, "тысячи" борцов, мл мо "которых проходил бездумно" ранее,-- встали перед Толстым
"в
рост со временем
, косматые, огромные, обезображенные муками, у иных, и слов нет сказать, одна винтовка в руке... Вот она -- Россия, вот она -- Революция".
Разумеется было бы наивно назвать сейчас Ал. Толстого "попутчиком". Это еще преждевременно. Но уже бессмысленно также издеваться в роде Маяковского над "рабоче-крестьянским графом". Толстой стоит неизмеримо выше и Булгакова, и Ценского, и Замятина, и ряда других правых писателей, по крайней мере, в оценке гражданской войны и белой армии. Правда, гражданскую войну Толстой "оправдывает" не из соображений революционного порядка. У
него есть свои счеты и свое оправдание гражданской войны. Я говорю
о сменовеховстве Ал. Толстого
.
В несколько приглушенном виде (но все же достаточно отчетливо) в "1918-м годе" проходит такой мотив: Красная армия велика, дескать, тем, что она восстановила "великую Россию". И Краснов, и Деникин, и гетман -- каждый по-своему,-- продавали Россию: кто немцам, кто Антанте. И вот в это время:
"...Кто ждал, что
Вели
к
ороссия
, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, голодная, нищая, в тифозном жару, изнемогшая от мировой войны, не покорится, стиснув зубы, проклиная и мать и бога, снова пошлет
сынов своих
на еще более страшные битвы... Год назад народ без памяти бежал с фронта, страна как-будто превращалась в безначальное анархическое болото, но в нем уже начали появляться
внутренние силы сцепления
...".
За эту огромную "силу сцепления", вновь из хаоса, из страшной опасности --"Россия -- колония!" -- создавшую мощную державу; за его сохранение "великой России" -- Толстой и оправдывает, и благословляет даже Красную армию. Ясно: концепция Толстого -- концепция отчетливо сменовеховская: Красная армия боролась не за "великую Роосию", а за СССР, и разница здесь вовсе не в одном названии. Разница колоссальная! Но даже принимая во внимание это сменовеховство, нельзя все же не признать "1918-й год" явлением большим и положительным.
И. Машбиц-Веров.
"Литературная газета",
No
8, 1929
Оставить комментарий
Машбиц-Веров И.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 22/05/2019. 7k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.