Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
Ка. "Рычи, Китай!" перед пролетариями. Мейерхольд в Театре Пискатора
Rote Fahne, 25 April 1930
На этот раз мейерхольдовцы играли не перед буржуазной публикой Театра на Штреземаннштрассе, а перед берлинскими рабочими в пискаторовском Валльнер-театре {Основанный в 1930 г. "Коллектив Пискатора" ("Piskator-Kollektiv") работал на четырех площадках, в том числе и в "Валльнер-театер" (построен в декабре 1864 г. актером и предпринимателем Францом Валльнером).}. Спектакль имел огромный, и не только художественный, но и революционный успех. Успех благодаря не эстетически ограниченной "системе" Мейерхольда, но успех благодаря пролетарскому вдохновению прошедшей и грядущей китайской революций, мировой и немецкой пролетарской революций будущего <...>
Спрашивается -- почему Мейерхольд не актуализировал "Рычи, Китай!" за годы, прошедшие со времени премьеры? Это была бы задача не только для режиссера формы, но и революционно-динамичного режиссера. В современной актуальной постановке о Китае мы не можем избежать темы контрреволюционного переворота правого крыла Гоминдана. И это политическая позиция? Революционный театр должен выдвигать не только художественные, но и политические требования.
Несмотря на это, у рабочего зрителя третьего уже по счету театра Пискатора спектакль имел большой успех <...> Он стал свидетельством прочного революционного контакта. Великолепный с формальной точки зрения спектакль Мейерхольда внес свою существенную лепту. Революционные события на сцене вылились в финале в исполнение публикой Интернационала. "Вставай, проклятьем возмущенный!" <...> Звучали здравицы в честь всемирной революции и пролетарской родины всех трудящихся мира.
Ka. -- критик газеты "Rote Fahne". Расшифровать псевдоним не удалось.