Третьяков Сергей Михайлович
"Мать" Берта Брехта
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Третьяков Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 07/09/2020. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
"МАТЬ"
Берта Брехта
Революционный германский писатель и драматург Берт Брехт написал по роману М. Горького пьесу "Мать".
Однако напрасно искать в пьесе точной инсценировки романа. Роман был для пьесы не столь материалом, сколь толчком. И. очень быстро покинув горьковские берега, Брехт перешел к цепи эпизодов, написанных в стиле его дидактической драматургии, показывая революционерку Власову на разных этапах пропаганды и борьбы.
Драматурга мало интересует показ событий, чувств и характеров. Все его внимание занимает борьба интеллектуальных аргументов, освещающих ясным светом знания затемненное, ложное представление людей о действительности.
Драматурга мало интересует эмоциональная сторона драмы, его персонажи безрадостны, беспечальны. Против классового врага они накапливают не столько ненависть, сколько понимание. Мир в гораздо большей степени делится на умных и дураков, темных и просвещенных, чем на озлобленных и хищников, жалетелей и ненавидящих.
Это выпячивание интеллектуального в ущерб эмоциональному Брехт делает сознательно, верный своей идее эпического и дидактического театра, сцены которого есть лишь расширенная преподавательская кафедра. Ибо главная задача Брехта не в изменении сознания героев пьесы, а в переделке психики зрителя. Но нужно сказать, что драматургический темперамент Брехта часто ломает ступеньки логических схем, ж тогда персонажи оживают в иронии или ярости.
Зрителем пьесы, по мысли Брехта, должна быть средняя германская работница, домохозяйка, отравленная всеми ядами демократической пассивности, не-противленчества злу, обывательского оппортунизма, религиозности я порче китайского почтения к людям науки.
Если вы будете читать пьесу "Мать", как отображение революционной борьбы русских рабочих между 1900--1017 гг., вам придется трудно.
Откуда это, в эпоху перед 1906 годом странный учитель, ходящий вечером в пивные спорить о политике и проповедующий гибельность цивилизации и техники? Откуда эти работницы в лавке, рассуждающие о меньшем еле? Откуда крестьяне, бастующие в помещичьем имении и бросающие камнями в завезенных из города штрейкбрехеров? Откуда домовладельцы, навязывающие библию квартиранткам, которых постигло несчастье, но не забывающие, выселить неаккуратных плательщиц?
Но все станет простым и ясным, если понять, что брехтовская "Мать" но русская. Ее персонажи немцы, и притом немцы сегодняшнего дня. Все же русские имена и якобы русский быт только маскарад, не мешающий немецкому зрителю расслышать нужные слова с сегодняшним днем.
А что сила этих слов велика и что она научила думать не одну немецкую мать, показывает хотя бы та поспешность, с которой германская полиция прекратила спектакля "Матери" перед рабочей аудиторией.
Злободневнейшим вопросам сегодняшней кризисной Европы, толкам о вреде науки и техники, аполитичности их. посвящена печатаемая ниже сцена из "Матери".
С. ТРЕТЬЯКОВ.
"Литературная газета",
No
4, 1933
Оставить комментарий
Третьяков Сергей Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 07/09/2020. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.