Уайльд Оскар
Оскар Уайльд: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   УАЙЛЬД Оскар [Oscar Fingall o'Flaherty Wilde, 1856--1900] -- известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец -- выдающийся врач и ученый. У. окончил Оксфордский ун-т. С юных лет У. становится великосветским денди, законодателем мод. В печати У. выступил со сборником "Стихотворения" [1881], написанным в духе прерафаэлитов. С 1883 подолгу жил в Париже, воспринимая сильное влияние французской лит-ры, гл. обр. Готье, Бодлера, парнасцев и декадентов. В 1883 написал в духе елизаветинской драмы трагедию в стихах "Герцогиня Падуанская" (The Duchess of Padua). Период зрелого и интенсивного лит-ого творчества У. охватывает 1887--1895. В эти годы появились: сборник рассказов "Преступление лорда А. Севиля" (Lord Savile's crime, 1887), два тома сказок "Счастливый принц" (The Happy prince, 1888) и "Гранатовый домик" (A Hous of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды У. -- "Упадок лжи" (The Dacay of Lying, 1889), "Критик как художник" (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение У. -- роман "Портрет Дориана Грея" (The Picture of Dorian Gray). С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий У., написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, -- "Веер леди Уиндермир" (Lady Windermere's Fan, 1892), "Незначительная женщина" (A woman of no importance, 1893), "Идеальный муж" (An ideal husband, 1894), "Как важно быть серьезным" (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишенные действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 У. написал на французском яз. драму в стихах "Саломея", имевшую еще больший успех. Блестящая карьера У. была пресечена двумя годами каторжной тюрьмы, к к-рой он был приговорен по обвинению в гомосексуализме. В тюрьме он написал свои последние произведения -- "Балладу Редингской тюрьмы" (Ballade of Reading Gaot, 1898) и свою исповедь "De profundis" (1897, опубл. 1905). В Англии У. был подвергнут бойкоту. Прожив еще 3 года в одиночестве и нищете, неспособный к творчеству, У. умер в 1900 в Париже.
Могила Оскара Уайльда на парижском кладбище Пер-Лашез [Фото Александра Есаулова, 2010 г.]

Могила Оскара Уайльда на парижском кладбище Пер-Лашез

   Основной образ у Уайльда -- денди-вивер, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной "рабьей моралью" в плане измельченного ницшеанства. Конечная цель индивидуализма У. -- полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. "Высшие натуры" У. наделены утонченной извращенностью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой "Саломея". Соответственно кульминационной точкой эстетизма У. оказывается "эстетика зла". Однако воинствующий эстетический имморализм является у У. лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях У. к восстановлению прав этики.
   Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, У. все же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в "Герцогине Падуанской". В комедиях У. совершается "снятие" имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершенного антиморального поступка. Следуя по пути "эстетики зла", Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом -- тема сказок "Звездное дитя" (The star child), "Рыбак и его душа" (The Fisherman and his soul). Рассказы "Кентрвилльское привидение" (The Canterville ghost), "Натурщик-миллионер" и все сказки У. кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к к-рой У. пришел в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был У. и заигрываний с социализмом ["Душа человека при социалистическом строе" (The soul of man under socialism, 1891)], к-рый в представлении У. ведет к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма. Этот своеобразный "потребительский" псевдосоциализм У. рекомендует "в интересах самих богатых".
   Искусство У. было искусством буржуазного декаданса империалистической эпохи. Если У. часто иронизирует над светской средой, над ее пустотой, лицемерием, то это не более как благожелательная критика своего класса. Его проповедь филантропии, внутреннего совершенствования членов господствующего класса, даже некоего "социализма", все это теснейшим образом связано с традициями торийского реформаторства, с отзвуками идей "Молодой Англии", с тем буржуазным или консервативным социализмом, о к-ром К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте коммунистической партии" пишут: "Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества".
   Творческий метод У., соприкасаясь с импрессионизмом, далеко не совпадает с ним. Отталкиваясь от реализма, У. приходит не столько к субъективированию картины мира, сколько к формалистическому эстетизму, декоративизму.
   В стихах, сказках, романе У. красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания -- не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение У. к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики У. характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развернутых, крайне детализированных. Сенсуализм У., в отличие от импрессионистического, не ведет к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определенность предмета, не расплывающегося, но сохраняющего четкость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.
   У. с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика У., лишенная мистической окраски, является либо обнаженно-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма У. вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, У. воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у У. приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота ее выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, к-рый свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы У. имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение -- показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадежность нашего знания. У. оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 90-х гг.
  

Библиография:

   I. Collected works, ed. by R. Ross, 14 vls, L., 1907--1909; Собр. соч. в 7 тт., изд. Саблина, 1906--07; Собр. соч. в 4 тт., изд. Маркса, отд. соч. в изд. "Скорпион", "Польза" и др.
  
   II. Symons A., Studies in prose and verse, L., 1904; Его же, A Study of O. Wilde, L., 1931; Sherard R. H., The Life of O. Wilde, L., 1906 [переиздание]; Его же, The Real O. Wilde, L., 1917, Ransome A., O. Wilde, L., 1912; Hopkins R. T., O. Wilde, a study of the man and his work, L., 1913; Richter H., O. Wildes Dichterische PersЖnlichkeit, "Englische Studien", 1912, Bd. 45; Harris F., O. Wilde, his life and confession, 3 rd. ed., 2 vls, N. Y., 1918; Millard C. S., O. Wilde and the aesthetic movement, Dublin, 1920; Bendz E., O. Wilde a retrospect, GЖteborg, 1921; Hagemann C., O. Wilde, Stuttgart, 1925; Choisy L. F., O. Wilde, P., 1927; Davray H., O. Wilde, P., 1928; Lemonnier L., La vie d'Oscar Wilde, P., 1931; Braybrooke P., O. Wilde, 2 nd ed., L., 1932; Renier G., O. Wilde, P., 1933; Венгерова З., Лит. характеристики, СПБ, 1897; Коган П., Очерки по ист. зап.-европ. лит., т. III; Чуковский К., Уайльд, П., 1922; Аксельрод Л., Мораль и красота в произв. Уайльда, Ив.-Возн., 1923.
  
   III. Mason S., Bibliography of O. Wilde, London, 1914.
  

Б. Михайловский

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 477--481.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-4771.htm.
  
  
  
   УАЙЛЬД, Уайлд (Wilde), Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс (16.X.1854, Дублин, -- 30.XI.1900, Париж) -- англ. писатель и критик. Ирландец по происхождению. Отец -- видный врач-окулист, мать -- писательница.
   Учился в Тринити-колледже в Дублине, окончил Оксфордский ун-т (1879). Уже в студенч. годы писал стихи. Сб. "Стихотворения" ("Poems", 1881), тепло встреченный читателями, критикой не был одобрен. Слушая в Оксфорде лекции Дж. Рескина об искусстве, увлекся идеями т. н. эстетич. движения и стал проповедовать необходимость возрождения красоты в повседневной жизни для преодоления низменного практицизма бурж. общества. Выступления У. в Лондоне, эпатируя чопорных викторианских буржуа, встречали сочувствие в радикальных кругах. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. В США впервые были изданы революц. мелодрама У. "Вера, или Нигилисты" ("Vera, or nihilists", 1882, рус. пер. 1925, Берлин), при всей своей наивности выразившая бунтарские настроения молодого писателя, и стихотв. трагедия "Герцогиня Падуанская" ("The duchess of Padua", 1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, У. выступает с лекциями, сотрудничает в газетах и журналах; в 1886 вместе с Б. Шоу он подписал петицию о помиловании чикагских анархистов, приговоренных к казни; в 1887--89 -- редактор журн. "Женский мир". С конца 80-х гг. наступает расцвет творчества У., талант к-рого проявился в разных жанрах. Ему принадлежат также эстетич. манифест -- "Душа человека при социализме" ("The soul of man under socialism", 1891) и сб. парадоксальных статей о лит-ре и иск-ве "Замыслы" ("Intentions", 1891).
   Блестящая карьера У. была прервана скандальным процессом по обвинению в безнравственности; писатель был осужден на два года тюремного заключения (1895--1897). По выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный переворот и кризис получили отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы" ("Ballad of Reading gaol", 1898; рус. пер. В. Брюсова, 1915, Н. Воронель, 1960) и в посмертно опубл. исповеди "De Profundis" (1905).
   В обстановке социального и идеологич. кризиса англ. бурж. общества конца 19 в. У. примыкал к антибурж. направлению в лит-ре и театре. В нек-рой степени он испытал даже влияние идей социализма. Социализм, по мысли У., создаст наилучшие условия для развития личности и возрождения красоты в повседневной жизни. Не дожидаясь социального переустройства, следует содействовать развитию эстетич. чувства, являющегося одной из предпосылок грядущего обновления. Вместе с тем У. решительно отвергает утилитарное понимание искусства: "Картина не имеет другого смысла, кроме собственной красоты". В его представлении иск-во не только самоценно, но и первично по отношению к жизни. Декларации У. сближают его с декадент. эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество самого У., действительно чуждое прозаизму повседневности и всегда исполненное изящества, красоты формы и блеска лит. стиля, было отнюдь не лишено значит. жизненного содержания. У.-теоретик отгораживался от действительности, У.-художник в своеобразной форме остро реагировал на нее. Мировоззрению и творчеству У. вообще были присущи противоречия, и, склонный к демонстрированию своей оригинальности, он не заботился о том, чтобы примирить их. В поэзии У. сильно сказалось влияние франц. символизма. В ней сочетаются мистич. и эротич. мотивы; он особенно ценит яркие мимолетные впечатления. Наряду с этим в его стихах звучат социальные мотивы. Англия для него "торгашеское гнездо", а вся Британская империя -- "колосс на глиняных ногах" ("Theoretikos", рус. пер. Н. Гумилева). Своему веку У. противопоставляет героич. эпоху англ. бурж. революции 17 в. (сонет "Мильтону"). Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна. В поздней "Балладе Редингской тюрьмы" декадент. мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
   В повествоват. прозе У. три манеры. Сказки ("Счастливый принц", "Гранатовый домик", "Звездный мальчик", "Роза и соловей") и "Стихотворения в прозе" ("Poems in prose") лиричны, полны подлинной поэтичности, возвышенны по стилю и внутреннему содержанию. Утверждая в "Сказках" гуманные идеи, У. не боится быть дидактичным. "Кентервильское привидение", "Портрет мистера Н.", "Преступление лорда Артура Севиля" -- остросюжетные новеллы, пронизанные духом иронии. В полном блеске предстает дарование У.-прозаика в "Портрете Дориана Грея" ("Tlie picture of Dorian Gray", 1891), являющемся образцом интеллектуального романа конца 19 в. Выразитель идей автора в романе лорд Генри Уоттон считает, что "цель жизни -- самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность -- вот для чего мы живем". Бурж. общество сковало людей условностями и ханжеской моралью. Лорд Генри отвергает их во имя наслаждения. Следуя этой философии, герой романа Дориан отдается безудержной погоне за наслаждениями, совершенно пренебрегая моралью. Оставаясь внешне красивым, он внутренне растлен, и только на портрете таинственным образом запечатлеваются его пороки. Т. о., эстет У., противореча своей теории, делает произв. искусства как бы судьей героя. Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, он вместе с тем признает, что красота и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. В годы своего появления роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
   "Драматургия У. развивалась по двум путям. "Герцогиня Падуанская", "Саломея" ("Salomе'", 1893; первонач. на франц. яз.), "Флорентийская трагедия" ("A Florentine tragedy", 1895, опубл. 1908, незаконч.) -- попытки возрождения поэтич. драмы больших страстей, любовь в них неотторжима от смерти, и У. предстает здесь типичным последователем декадентства конца 19 в. Иной характер имеют его светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господств. классов: "Веер леди Уиндермир" ("Lady Windermere's fan", 1892), "Женщина, не стоящая внимания" ("A woman of no importance, 1893), "Как важно быть серьезным" ("The importance of being earnest", пост. 1895, опубл. 1899). Парадоксы У. казнят лицемерие и фальшь ханжеского общества -- в русле традиций англ. иронич. прозы и драматургии. Наиболее сильны социально-критич. мотивы в комедии "Идеальный муж" ("An ideal husband", 1895), где изобличаются нечистые методы, применяемые бурж. карьеристами. Комедии У. противостояли мещанской драматургии и прокладывали путь социально-критич. направлению в англ. драме.
   В критич. статьях 80-х гг. У. осветил наиболее близкие ему явления совр. англ. лит-ры (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил нар. песенное творчество, поэзию Беранже и с великим уважением писал о мастерстве таких реалистов, как О. Бальзак, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский.
  

Сочинения:

   The works, v. 1--14, L., 1908; Complete works, L. -- Glasgow, 1966;
   Critical writings, L., 1970;
   De Profundis, ed. by V. Holland, L., [1949];
   The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962;
   The critical heritage. Ed. by K. Beckson, L., [1970];
   в рус. пер. -- Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1--4, СПБ, 1912;
   Избр. произведения, [предисл. А. Аникста], т. 1--2, М., 1960;
   Пьесы, [предисл. А. Аникста], М., 1960.
  

Литература:

   Айхенвальд Ю., Этюды о зап. писателях, М., 1910;
   Венгерова З. А., Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;
   Аксельрод Л. И. (Ортодокс), Мораль и красота в произв. О. Уайльда, Ив.-Возн., 1923;
   Неупокоева И. Г., Уайльд, в кн.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958;
   Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625--70;
   Ingleby L. C., O. Wilde, L., 1907;
   Harris F., O. Wilde, his life and confessions, v. 1--2, N. Y., 1918;
   Sherard R. H., The life of O. Wilde, L., 1928;
   Ervine St. J., O. Wilde, L., 1951;
   San Juan E., The art of O. Wilde, Princeton, 1967;
   Mason S., Bibliography of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].
  

А. А. Аникст.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 715--718.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru