Вёльфлин Генрих
Генрих Вельфлин: биографическая справка
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Вёльфлин Генрих
(
yes@lib.ru
)
Год: 1928
Обновлено: 18/11/2024. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Об авторе
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
ВЕЛЬФЛИН
(Wölfflin),
Генрих
(р. 1864), искусствовед, проф. швейцарских и германских ун-тов. С именем В. связана целая эпоха как в изучении искусства, так и в методике его популяризации в широких массах. Теснейшим образом примыкая к направлению формализма в искусствознании [ранее Вельфлин выступал в качестве яркого выразителя психологистического истолкования художественных форм ("Prolegomena", 1886, и др.)], В. в своем "Классическом искусстве" (есть рус. перевод) дал блестящий анализ основных черт итальянского искусства эпохи Возрождения путем необычайно простого (ставшего впоследствии классическим) приема сопоставления близких иконографически и композиционно произведений, сведя всю сложность и переливчатость психических переживаний эпохи к нескольким первичным категориям, позднее получившим систематическую обработку в "Kunstgeschichtliche Grundbegriffe" (5 Aufl., München, 1921). Здесь все многообразие художественно-исторического развития двух капитальных стилей -- возрождения и барокко -- богатых индивидуальностями и локальными школами, было формулировано в системе нескольких пар "полярных" типов художественного мировоззрения: линейного и плоскостного, живописного и пластического, открытой и замкнутой формы и т. д. В основе взглядов Вельфлина лежала теория "оптических зон", сменяющих одна другую, понимаемых не в психофизиологическом, а в культурно-психологическом смысле, т.е. как своеобразный "тип видения и пластического выражения", соответствующий каждой эпохе (см. его "Das Problem des Stils in der bildenden Kunst", в "Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften", XII, B., 1912). Выработав таким образом совершенно новый метод рассмотрения художественных явлений, Вельфлин применяет его и к творчеству отдельного мастера ("Dürer", 1906) и к отдельным крупным памятникам ("Bamberger Apokalypse", 1918). Несмотря на наличие в научно-исследовательском методе В. целого ряда положительных моментов, в целом следует признать, что его основная позиция столь же неприемлема для марксистского искусствознания, как и любая позиция чистого формализма. Рассматривая процесс развития искусства, как нечто самодовлеющее и автономное, В. недооценил ту решающую роль, которую играет в развитии всякого эстетического явления идеология эпохи и породившая ее экономика. В руках многочисленных адептов В. формальный метод быстро обнаружил еще более крупные недостатки, открыв широкий простор субъективистическому истолкованию формы; в таком анализе чувствовалась полная оторванность от культурного и социального окружения памятника, схематизация и схоластичность в пользовании отвлеченными понятиями. Тем не менее, работы В. знаменуют собою целую эпоху в истории изучения и истолкования памятников искусства. Корни его необычайной популярности лежат не только в объективных заслугах В. -- ученого и не только в его блестящем педагогическом и литературном таланте, но и в том духе организации и лабораторизации научного труда, к-рый характеризует нем. науку конца 19 и начала 20 вв. В применении к общественным наукам это обозначало прежде всего выработку твердой научной терминологии, с отчетливым содержанием и границами применения каждого термина, что обеспечивало бы предельную объективность, приближающуюся к условиям экспериментального исследования.
Самая популярная книга В. -- "Классическое искусство" ("Die klassische Kunst. Eine Einführung in die italienische Renaissance") -- вышла 7-м изд. в Мюнхене в 1924, рус. пер., СПБ, 1912. Сочинение о Дюрере ("Die Kunst Albrecht Dürers") -- 4-м изд. в Мюнхене в 1920; "Ренессанс и барокко" ("Renaissance und Barock") -- 3-м изд. в Мюнхене в 1908, рус. пер. под редакцией А. Волынского, СПБ, 1913.
Литература:
"Festschrift Heinrich Wölfflins. Beiträge zur Kunst- und Geistesgeschichte", München, 1924 (здесь дана и библиография работ о В.).
Источник текста: Б
ольшая советская энциклопедия (1-е издание), том IX (1928): Варлен -- Венглейн, стлб. 815--816.
Оставить комментарий
Вёльфлин Генрих
(
yes@lib.ru
)
Год: 1928
Обновлено: 18/11/2024. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.