(Gerhard Hauptmann) -- За последние 15 лет Г. стал во главе современной немецкой драмы. Начав с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах ("Vor Sonnenaufgang", "Friedensfest"), Г. в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешел к психологии личности в борьбе со средой. На этом построены его "Einsame Leute", где изображаются типы переходного времени, когда личность, познав свои права, еще недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое общественное значение имеет его драма "Die Weber" (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных словах: "У каждого человека должна быть мечта" ("Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en"). Она очень интересна по технике: героем ее является толпа, состав которой изменяется в каждом действии. В дальнейшем творчестве Г. пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными, фантастическими драмами. В "Ганнеле" ("Hannele's Himmelfahrt ", 1892) Г. с большим успехом объединяет изображение самой грубой действительности -- жизни в ночлежном приюте -- с фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое впечатление. К разряду реалистических драм Г. относятся историческая драма "Флориан Гейер" (1895), "Михаил Крамер" (1901), "Возчик Геншель" (1898), народные фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу" и новейшая его драма "Роза Бернт" (1903). В каждой из этих драм идеалистические стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих страстей. В "Флориане Гейере" Г. сделал попытку возродить историческую хронику. "Бобровая шуба", "Красный петух", "Шлук и Яу", но силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В "Розе Бернт" опять выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Г., который и в общественных драмах, и в психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Г. высоко стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах: "Потонувший колокол" (1896) и "Бедный Генрих" (1903). "Потонувший колокол" -- трагедия идеалиста, скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. "Бедный Генрих" -- переработка старинного немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Г. -- сочетание натуралистических приемов, близости к жизни и ее непосредственным интересам, сочувствия человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все более и более высокие цели.