B. В. Верещагинъ -- воспитанникъ петербургской Академіи Художествъ. Но выходѣ изъ Академіи, онъ поработалъ еще нѣкоторое время въ Парижѣ (подъ вліяніемъ художника Жерома) и въ Мюнхенѣ. Затѣмъ, впродолженіи нѣсколькихъ лѣтъ занимаясь изученіемъ средней Азіи, онъ окончилъ цѣлый рядъ картинъ, касающихся природы Туркестана, жизни его обитателей и характера недавнихъ нашихъ тамъ военныхъ дѣйствій.
Сама Азія явилась къ намъ! Такъ хочется невольно воскликнуть, идя по залѣ, гдѣ г. Верещагинъ выставилъ свои картины. Вся вообще постановка сдѣлана съ большимъ знаніемъ дѣла. Освѣщеніе сверху и боковое весьма удовлетворительны. Каждая картина сама по себѣ и какъ картина дополняющая, поясняющая слѣдующую -- поставлена такъ, что въ общемъ выставка эта напоминаетъ тѣ искусно устроенныя картинныя галлереи, которыя обязаны своимъ существованіемъ королю Людовику (Баварскому), и именно ту замѣчательную залу, гдѣ король помѣстилъ виды Греціи художника Ротмана. Зритель видитъ тамъ, въ промежутки между колонами, подъ темнымъ сводомъ, ярко-освѣщенные пейзажи Эллады.
Г. Верещагинъ, устроивъ передъ своими картинами баррьеры, поставилъ публику на надлежащемъ пунктѣ; но эти загородки не мѣшаютъ, однако, нѣкоторымъ поклонникамъ искусства ("Петрушкамъ" въ живописи) проползать подъ перила, чтобы наслаждаться поближе картиной, имѣющей, напримѣръ, нѣсколько квадратныхъ саженъ.
Да, Азія среди насъ! Она перенеслась въ Петербургъ! Вы видите блестящій, невыносимо-горячій солнечный свѣтъ, рѣзко голубое тяжеловатое небо, великолѣпную пестроту, яркіе цвѣта, страшную нищету, лохмотья, дикую свирѣпость и дикое благочестіе однихъ и тѣхъ-же людей, гигантскіе монументы и рядомъ безотрадные пески пустыни, степь, глушь... Вся эта картина чужда намъ, это какой-то невѣдомый міръ, это -- Азія, какъ есть нагишомъ, чудная, страшная Азія!
Картины г. Верещагина -- восточный эпосъ въ яркихъ образахъ, въ краскахъ; онѣ заставятъ призадуматься, онѣ способны разогнать сонъ... Картины эти совершенно понятны во взаимной ихъ связи: самъ художникъ въ своемъ пояснительномъ каталогѣ картинъ относится къ нимъ какъ къ цѣльному стихотворенію. Каждая картина имѣетъ свое названіе или лучше -- эпиграфъ. Такъ напримѣръ, No 1. "Смертельно раненый". Ой, братцы, убили! Убили... Ой, смерть моя пришла".... No 3. "Забытый" съ слѣдующимъ эпиграфомъ:
"Ты скажи моей молодой вдовѣ,
Что женился я на другой женѣ:
Насъ сосватала сабля острая,
Положила спать мать сыра земля"....
Передъ вами одинокій трупъ храбраго русскаго воина. Лежитъ онъ среди обширной равнины, залитой солнечными лучами. Это -- добыча хищныхъ, степныхъ птицъ. Братья -- товарищи его ушли далеко впередъ... Некому было бросить горсточку земли на уснувшаго вѣчнымъ сномъ... Раздирающая сердце картина забвенія!.. Затѣмъ слѣдуетъ героическая поэма въ нѣсколькихъ картинахъ подъ названіемъ "Варвары". Вотъ, нѣкоторые изъ эпиграфовъ къ этимъ картинамъ: а) Высматриваютъ... б) Нападаютъ въ расплохь! Умремъ, не посрамимъ русской земли! Мертвымъ не стыдно... в) Окружили -- преслѣдуютъ и т. д. И все это преисполненно жизни, движенія, патріотическаго огня! Какимъ святымъ, чистымъ представляется это высокое, облагораживающее чувство любви къ отчизнѣ въ сердцахъ грубыхъ, суровыхъ воиновъ, и какъ сильно должно быть это самое чувство въ самомъ художникѣ, который съумѣлъ изобразить такъ этихъ простыхъ героевъ!..
По группировкѣ, великолѣпію красокъ, гармоніи, силѣ впечатлѣнія и по живописи, какъ картина, первое мѣсто, по нашему мнѣнію, занимаетъ картина "Торжествуютъ". "Такъ повелѣваетъ Богъ! Нѣтъ бога, кромѣ Бога!" Передъ вами толпа азіатовъ. Она слушаетъ разсказъ одного изъ участниковъ битвы... Народъ , ждетъ раздѣла добычи, плѣнные расправы... На мачтахъ, вмѣсто пестрыхъ флаговъ, насажены головы убитыхъ непріятелей. Другая картина, представляющая менѣе совершенства какъ картина, но за то болѣе привлекательная, замѣчательная по содержанію и размѣрамъ своимъ, это -- "Съ горъ на долины" (перекочевка киргизскихъ ауловъ). Аулъ, тѣснимый русскими, уходитъ съ своего мѣста. Жители аула на верблюдахъ, волахъ и лошадяхъ увозятъ все свое добро, спускаясь съ горъ. Одни переходятъ въ бродъ черезъ горныя рѣчонки, другіе подвигаются впередъ по каменистымъ тропинкамъ... Вся эта толпа стремится туда, въ долины, вглубь страны, къ инымъ, далекимъ пастбищамъ. Караванъ неразрывною цѣпью идетъ въ порядкѣ, но тѣмъ не менѣе въ торопливомъ шагѣ вьючныхъ животныхъ и въ взглядахъ людей, устремленныхъ впередъ, вдаль, нельзя не подмѣтить тревоги.... смятенія отъ нагрянувшей бѣды... Неумолимый рокъ дѣлаетъ здѣсь свое дѣло: дикія орды Азіи бѣгутъ при приближеніи европейской цивилизаціи; а вонъ тамъ, на вершинахъ горъ, піонеры новой культуры, съ оружіемъ въ рукахъ, уже видны...
Въ картинахъ небольшаго размѣра нѣтъ недостатка въ юморѣ, въ психологическихъ загадкахъ и вопросахъ, вызывающихъ на размышленіе ("Апотеоза войны", "Продажа ребенка -- невольника", "Политики въ опіумной лавочкѣ въ Ташкентѣ" и др.). Что касается техники, то относительно выполненія архитектурныхъ деталей, изображенія тканей, головъ, фигуръ, освѣщенія -- она великолѣпна, современно реалистична: но въ ландшафтной живописи г. Верещагинъ нѣсколько слабѣе. Говоря вообще, картины его способны поразить всякаго, оставить глубокое впечатлѣніе, и па нихъ уже было обращено достодолжное вниманіе въ Англіи, Мюнхенѣ и въ Петербургѣ. Кромѣ собственно картинъ и этюдовъ (121 номеръ), г. Верещагинъ выставилъ тутъ-же рисунки (изъ записныхъ своихъ тетрадей), такъ что вся коллекція состоитъ изъ 243 произведеній.
Скажемъ въ заключеніе, что картины талантливаго художника-- это нѣчто совершенно-своеобразное -- необыкновенное явлепіе, но вмѣстѣ съ тѣмъ онѣ представляютъ такъ-сказать и предѣлъ того, что можетъ создать искусство: еще шагъ впередъ по этому направленію -- и мы будемъ уже имѣть живопись будущаго (какъ уже имѣбмъ "Музыку будущаго" Рихарда Вагнера), т. е. философію въ образахъ, нарисованную мысль,-- а не живопись, какъ изображеніе (красками) вѣчно-прекраснаго, вѣчно-правдиваго въ жизни.
Къ каталогу картинъ, этюдамъ и рисункамъ В. В. Верещагина приложенъ "Очеркъ Туркестана", составленный весьма обстоятельно г. А. К. Гейнсомъ по просьбѣ г. Верещагина. "Очеркъ" занимаетъ 70 слишкомъ страничекъ, цѣна-же всей книжки-каталогу 5 коп. сер. Изумительно дешево!
По слухамъ, довольно достовѣрнымъ, всю коллекцію картинъ В. В. Верещагина купилъ за 90,000 руб. одинъ москвичъ, г. Б... любитель живописи и, какъ говорятъ, обладатель весьма замѣчательной картинной галлереи.