Водовозов Василий Васильевич
М. П. Павлович. Экономические основы внешней политики современных государств. Выпуск I. Великие железнодорожные и морские пути будущего. СПБ. 1913

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   М. П. Павловичъ. Экономическія основы внѣшней политики современныхъ государствъ. Выпускъ I. Великіе желѣзнодорожные и морскіе пути будущаго. СПБ. 1913. 234 страницы. Цѣна 1 р. 50 к.
   Книга Павловича хорошо знакома читателямъ "Современника", такъ какъ отдѣльныя ея главы печатались въ немъ.
   Автора, собралъ часть своихъ статей (остальныя войдутъ въ слѣдующіе выпуски), пополнилъ ихъ статистическими таблицами, которыя онъ считалъ лишними для журнала, пополнилъ также новѣйшими данными и выпустилъ въ свѣтъ въ видѣ цѣльнаго труда. Въ первомъ выпускѣ напечатаны четыре статьи: Багдадская дорога,-- борьба за Малую Азію; Трансперсидскій путь, -- борьба за Среднюю Азію и Индію; Трансафриканскіе пути; Панамскій каналъ, и къ. нимъ въ качествѣ введенія прибавлена статья о роли металлургической промышленности и военной индустріи во внѣшней политикѣ. Павловичъ выясняетъ въ этой книгѣ, какіе именно экономическіе интересы лежатъ въ основѣ имперіалистическихъ стремленій современныхъ государствъ и обостряютъ ихъ взаимныя отношенія. Большое достоинство Павловича состоитъ въ томъ, что онъ никогда не манипулируетъ такими понятіями, какъ Англія, Франція, Германія, Россія, принимая ихъ за нѣчто цѣльное, единое и недѣлимое; онъ прекрасно понимаетъ, что и въ Англіи, и во Франціи, и въ Германіи, и въ Россіи существуютъ различные классы съ ихъ различными, частью прямо противоположными интересами, и иностранная политика каждаго государства, въ частности, его имперіализмъ и даже опредѣленное направленіе его имперіалистическихъ стремленій, обусловливается болѣе или менѣе временнымъ торжествомъ того или другого частнаго интереса. Съ особеннымъ вниманіемъ отмѣчаетъ онъ сказывающуюся вездѣ коллизію между интересами металлургической промышленности и интересами другихъ отраслей промышленности, напр., текстильной. Такъ въ Англіи текстильная промышленность, заинтересованная въ расширеніи турецкаго рынка для своихъ товаровъ, Стремилась къ охранѣ цѣлости Турціи при условіи поднятія ея культурнаго и экономическаго уровня, поддерживала либеральныя теченія въ ней самой и, въ соотвѣтствіи съ этимъ, заостряла иностранную политику Англіи противъ тѣхъ державъ, которыя спекулировали на распаденіи Турціи. Напротивъ, металлургическая промышленность, центромъ которой является Бирмингемъ, а главнымъ апостоломъ знаменитый Чемберленъ, требовала въ концѣ девяностыхъ годовъ захвата всей восточной Африки, изгнанія французовъ изъ всѣхъ пунктовъ, куда протягивалась рука Джона Булля, подчиненія непокорныхъ бурскихъ республикъ и т. д. "Мечтая овладѣть всѣмъ Чернымъ континентомъ отъ Каира до Капштадта и сдѣлать возможнымъ осуществленіе великой идеи Сесиля Родса -- сплошного рельсоваго пути черезъ всю Африку" (стр. 44--45), англійское правительство конца 90-хъ и начала 900-хъ годовъ, не обращало вниманія на Турцію и дало возможность Германіи утвердиться и окрѣпнуть на берегахъ Босфора и въ Малой Азіи, такъ какъ нуждалось въ поддержкѣ Германіи противъ Франціи.
   Книга Павловича подводитъ такимъ образомъ читателя къ объясненію того замѣчательнаго факта въ исторіи послѣднихъ мѣсяцевъ, который прошелъ еще недостаточно оцѣненнымъ, и которому, между тѣмъ, несомнѣнно суждено играть крупную роль въ будущихъ міровыхъ отношеніяхъ, -- это къ факту подчиненія военной силы Турецкой имперіи германской власти, подчиненію, которое обращаетъ Турцію de facto въ вассала Германіи.
   Точно такъ же интересы русской металлургической промышленности создали планъ покрытія Персіи сѣтью русскихъ желѣзныхъ дорогъ, тогда какъ московскіе мануфактуристы были рѣшительными противниками этихъ дорогъ, которыя облегчили бы возможность остальнымъ европейскимъ державамъ конкурировать съ ними на персидскомъ рынкѣ.
   Статья о Панамскомъ каналѣ открываетъ передъ читателемъ перспективу тѣхъ измѣненій громадной важности въ міровыхъ торговыхъ отношеніяхъ, которыя долженъ создать только что открывшійся Панамскій каналъ. Благодаря ему, по утвержденію Павловича, хорошо обоснованному цифрами, "скоро будутъ забыты (въ Англіи) толки о германской опасности, и по всей Великобританіи пронесется новый тревожный крикъ: американская опасность" (Стр. 222).

В. Водовозовъ.

"Современникъ", кн.V, 1914

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru