Восторгов Иван Иванович
Христос в христианине
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1891
Обновлено: 27/09/2025. 8k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Христос в христианине
Время, предназначенное в предвечном Совете Божием для приготовления рода человеческого к принятию Искупителя, истекало. Мир языческий в конечных результатах своей науки дошел уже до полного отрицания самой возможности познать истину и лежал в нравственных развалинах; мир иудейский исказил истинный смысл Божественного Откровения ветхозаветного, застыв в мертвой обрядности. Человечество сознавало всю необходимость нравственного обновления, перерождения и, не имея для того опоры в собственных нравственных силах, ждало Божественной помощи, ждало напряженно и томительно примирения с разгневанным Божиим правосудием. А между тем срок исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии уже близился к концу... И вот, в это исключительное, единственное в истории человечества время небесный вестник Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии, благовествует о величайшем таинстве Божественного домостроительства, совершении всех пророчеств и обетований, осуществлении всемирных надежд и желаний, -- о рождении от нее Спасителя мира.
Посольство и благовестие воистину великое, и самое рождение, возвещаемое им, есть рождение необыкновенное, от века неслыханное:
"Се Дева во чреве зачнет и родит Сына -- Еммануила"
(Ис. 7:14).
Како будет cиe?
Как она зачнет -- Безначального, родит -- прежде всех веков Рождаемого? Как, наконец, Дева родит, когда она мужа не знает? И слышится в ответ Пречистой Деве:
"Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя"
... (Лк. 1:34--35). Это -- чудо неизреченное, это -- тайна величайшая, в которую и ангелы приникнути желают (1Пет. 1:12). Посему-то и прибавляет Архангел, ссылаясь на Божественное всемогущество:
"не изнеможет у Бога всяк глагол"
(Лк. 1:37). И этому чуду, совершившемуся для нас, суждено совершиться некоторым образом и над нами; эта тайна, возвещенная нам, должна повториться и в нас. Так должно: ибо тем путем, которым шел Начальник нашего спасения Иисус, тем путем необходимо идти и нам, спасаемым чрез Него.
Земное наше рождение дает нам и жизнь земную; от плоти рождается плоть, а не более; от человека, в его естественном состоянии, происходят и сыны человеческие, а не сыны Божии. А так как человек в самом основании своего бытия и во всем составе своем поврежден грехом, как печальным наследием от праотца Адама, то, по законам природы, и рожденный от человека рождается во грехе, зачинается в беззаконии. Поэтому, чтобы перестать быть сыном человеческим, чтобы приобрести иную, небесную жизнь -- в Боге и сделаться сыном Божиим, необходимо и рождение свыше (Ин. 3:7) --
не от крови, не от похоти плотския, мужеския, но от Бога
(Ин. 1:13).
Но подобно тому, как рождение плотское предполагает принятие человеком человеческого естества, отображение в рожденном образа родившего, так и духовное рождение от Бога есть приобщение
Божественного естества
(2Пет. 1:4), обновление и напечатление в человеке образа Создавшего его -- Бога. Но
существенный образ Божий
(Евр. 1:3; Кол. 1:15) и, следовательно, высочайший образец для всех, желающих родиться свыше, быть сынами Божиими, есть Иисус Христос. Поэтому и духовное наше рождение собственно состоит в том, чтобы Христос вселился в нас или, по словам апостола,
вообразился
в нас (Гал. 4:19) и изобразился во всем нашем бытии, во всех силах и способностях духа. В естественном рождении от Адама мы получаем от него в наследие образ ветхого, земного человека, получаем ту же плоть и кровь, которую он имел, ту же суету ума, испорченность воли, развращенность пожеланий, болезни и немощи тела. Подобно этому, в духовном рождении от Бога в нас изображается новый, небесный человек И. Христос, от Которого мы, хотя не в равной с Ним степени, получаем тот же дух (1Кор. 6:17), который Он имел, тот же образ мыслей, возвышенность чувствований, святость пожеланий. Тайна такого перерождения духовного, образ совершения его -- непостижимы для мудрости человеческой, но оно должно случиться со всяким христианином. И оно случалось со всеми теми, кто внимательно следил за своею внутреннею жизнью, -- со святыми Божиими. Как мы живо ощущаем естественную нашу жизнь, так они живо ощущали в себе, испытывали собственным внутренним опытом духовную жизнь, это воображение в них Христа. Они жили каждый в своем мертвенном теле, но жили уже не сами, а жил в них Христос; их собственное начало деятельности, всегда у человека естественного греховное, было упразднено, а жила в них и действовала сила Христова.
"Живу не к тому аз
-- говорит ап. Павел, опытно познавший тайну духовного рождения, --
живу не к тому аз, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу в Сына Божия"
... (
Гал. 2:20
).
И нет ничего удивительного, что это рождение и жизнь духовная невидимы, непостижимы, если то же самое с полною справедливостью должно сказать и про наше естественное рождение, естественную жизнь в их основании. Присутствие и той и другой жизни, и жизни естественной -- плотской, и жизни свыше -- духовной, становится ясным только по проявлениям.
Братья-христиане! Воспоминая ныне великое событие Благовещения Богоматери, Св. Церковь от лица всех нас радостно взывает: "Днесь спасения нашего главизна"!
Спасения... Но спасение не есть нечто помимо воли нашей усвояемое нам Богом; для получения его требуются от нас усилия воли, выполнение многих условий. Бог не спасет нас без нас... И первое, и самое главное условие нашего спасения есть духовное рождение, рождение свыше. Нам объявлено, что
"аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия"
(Ин. 3:3); следовательно, если мы не исполним этого требования, то в нынешний день напрасно будем взывать, что днесь спасения нашего главизна. Да, нужно родиться духовно. Мы знаем, что духовная наша жизнь в ее основании невидима для нас, непостижима и узнается только по внешним проявлениям. Итак, чтобы узнать, возрождены ли мы, чтобы увериться, обитает ли в нас внутренне Христос, посмотрим на наши дела, на нашу внешнюю жизнь, в которой для имеющих очи видеть достаточно ясно отражается жизнь внутренняя. Христос, Которому должно вообразиться в духовно-возрожденных, принес на землю совершеннейший нравственный закон, которого Сам был первым исполнителем; Он греха не сотворил ни единого; Они праведен есть; Он победил мир; Он не искал славы своея, но славы Пославшего Его: и истинно-возрожденный, сообразуясь Христу, исполняет Его нравственный закон;
рожденный от Бога греха не творит
(1Ин. 3:9), творит же правду, побеждает мир весь со всеми его прелестями, со всеми его ужасами, и все делает единственно для славы Божией. И если мы идем этим славным царским путем, если во всей своей деятельности, во всех поступках, чувствованиях и пожеланиях мы бываем подражателями Христа и, по выражению апостола, ходим так, как
Христос ходил есть
(1Ин. 2:6), -- то, значит, мы возрождены духовно, мы -- истинные чада Нового Завета, сыны Божии по благодати. Тогда, и только тогда, духовно возрожденные, мы в праве и в нынешний светлый и радостный день устами Церкви с особенным восторгом воскликнут: днесь и нашего спасения главизна! Аминь.
-----
Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 1891 года марта 25 дня.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1891
Обновлено: 27/09/2025. 8k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.