Восторгов Иван Иванович
Хороший ученик
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1893
Обновлено: 21/10/2025. 13k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Хороший ученик
11
Целует вы Лука, врач возлюбленный (Кол. 4:14).
В настоящей день, посвященный Церковью памяти святого апостола и евангелиста Луки, мы воспоминаем годовщину основания нашей гимназии, 56 лет назад в этот самый день открытой в личном присутствии в Бозе почившего Государя Императора Николая I-го. Так перст Божий указал нам на св. Луку, как на небесного покровителя нашего учебного заведения. К нему, к его жизни и деятельности, и обратимся за назиданием в сегодняшний торжественный праздник. За сведениями о жизни и деятельности апостола естественнее всего обратиться к его священным творениям -- к Евангелию и к книге Деяний Апостольских. Но напрасно искали бы мы здесь какого-либо указания св. Луки на себя и на свою жизнь. Апостол был скромен и смирен сердцем; даже в таких случаях, когда, по-видимому, по ходу повествования невозможно обойти молчанием своего присутствия и участия в событии, и тогда св. Лука умеет скрыть свое имя. Но и то, что мы знаем о св. Луке из мимолетных и кратких замечаний о нем его учителя -- св. апостола Павла, и из немногих преданий о нем, оставшихся в творениях древних отцов и учителей Церкви, делает жизнь его и деятельность глубоко назидательными. Да, не без причины 56 лет тому назад отдали нас с вами небесному покровительству св. Луки. Он в особенности близок к вам, учащиеся юноши и дети; и его жизнь и нравственные качества имеют полное приложение к вашему теперешнему состоянию. Он, подобно вам, был человеком науки
12
: апостол Павел называет его врачом
13
, предание церковное указывает на него, как на человека, получившего основательное образование в ученом центре своего времени -- городе Антиохии
14
, как на знатока Иудейского закона, греческой философии, как на языковеда и, наконец, художника
1
5
. Все это можно заметить и из его писаний, которые изобличают в нем высокое знание языка и умение писать с соблюдением принятых между образованными людьми того времени литературных приемов.
Но не из одной науки почерпается истинная мудрость, и не одна наука может сделать человека человеком: без религиозного образования она светит, но не греет, без нравственного развития она делает человека односторонним и приносит вместо пользы вред. Так, когда растение открыто действию солнца, а почва, на которой оно растет, лишена необходимой влаги, то и солнце, обыкновенно благотворное и необходимое для растения, на этот раз иссушает и убивает его. Подобным образом и душа наша, развив силы ума, но пренебрегши развитием сердца, делается сухою, черствою, себялюбивою. Не из одной науки языческой почерпнул истинную мудрость и св. Лука. Он слушал Господа Иисуса Христа, и семя учения Его пало на добрую почву. Он не был избран в число 12 апостолов, но посылаем был Господом в числе 70
16
других учеников Его. Напрасно мы искали бы в Евангелии смиренного Луки свидетельства о себе, указания на его чувства к Господу Иисусу Христу, но его любвеобильное сердце, его глубокая привязанность к Господу видна из тех слов, которые принадлежат ему в повествовании о явлении Воскресшего Господа двум апостолам на пути в Эммаус в первый день по воскресении Христовом. Древность единогласно признает одним из этих путников самого евангелиста Луку
17
, хотя сам он, наименовав другого путника -- Клеопу, о себе умалчивает с обычной скромностью. Путникам является Христос, но не узнается ими; Он спрашивает их о предмете их беседы и о причине того горя, что написано у них на лицах. Видно, велика была скорбь апостола, когда он заплаканными глазами, растерзанным сердцем не узнал своего, только что умершего Учителя
1
8
. И какое глубокое горе слышится в его ответе вопрошающему:
"Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?... Что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми... Как предали Его первосвященники и начальники наши на осуждение смерти и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля
19
"... На любовь ученика и Господь отвечает любовью, и утешает его чудесным даром ведения писаний и радостью неизглаголанною, когда Он познался ему в преломлении хлеба
20
.
Но скоро св. Лука, вследствии гонений на христиан в Иерусалиме, отправляется в родной свой город -- в Антиохию, и несет ему в благодарность за воспитание самое великое в мире сокровище -- веру Христову. Исполненный Духа Святаго, мог и он вместе с другими апостолами выступить на самостоятельный путь благовестия Христова. Но нужное, любвеобильное сердце его указало ему путь жизни другой, менее славный, смиренный и безвестный, но бесконечно высокий и ценный в очах Божиих: он делается учеником и спутником св. апостола Павла
21
, -- и какой это был ученик! Он разделял с апостолом языков его тяжелые путешествия, его опасности, его страшное кораблекрушение; он посещал его в тюремных заключениях, сначала в Кесарии, потом в Риме. В то время, когда свирепый Нерон воздвиг гонение на христиан, когда на этих безвинных страдальцев возведено было обвинение в поджоге Рима, когда христиан зашивали в шкуры зверей и отдавали на растерзание, а других обертывали горючими веществами и, зажигая, устраивали из них живые факелы в увеселительных садах Рима, -- в то время, когда началась эта страшная жизнь, которая должна была окрестить кровью новорожденную Церковь Христову, когда язычество упивалось этою кровью сынов Божиих, -- в это время великий Павел томился в римской тюрьме
22
. Христиан искали, чтобы на них обратить месть народа за поджог Рима; во главе обвинителей стоял сам император, которого молва народная обвиняла в поджоге города; один сочувственный взгляд на Павла, разговор с ним, посещение его темницы способны были выдать христианские убеждения и подвергнуть страшной участи быть замученным. В это время все оставили престарелого и больного узника -- апостола, сердце которого жаждало утешения и общения с близкими, но не оставил его Лука
23
, его преданный Лука, врач возлюбленный
24
, которому выпало теперь на долю врачевать и душевные тревоги великого апостола. Вот что пишет св. Павел Тимофею, другому своему ближайшему и возлюбленному ученику:
"Я уже приношусь в жертву, и время моего отшествия близко... Приди ко мне скоро. Все оставили меня... Один Лука со мною"
25
. Так во всех злоключениях и горьких невзгодах великого Павла неизменной отрадой, постоянным утешением, постоянною земною радостью было для него благородное сотоварищество, верная преданность, неизменная любовь ученика -- св. Луки. Он же, Лука, сделался жизнеописателем Павла, ни одним словом не обмолвившись о себе; он, наконец, по свидетельству древнего предания, и смертью своею запечатлел в Риме преданность и любовь к своему учителю
26
. Он усвоил себе его учение в совершенстве, он мыслил его мыслями, говорил его словами, так что его Евангелие долгое время безразлично называли то именем его, то именем Павла
27
.
Скажите теперь, не образец ли это ученика, которым могут радоваться все учителя всех времен и подражать которому могут наилучшие ученики всяких школ? Примите же себе, дорогие питомцы, св. Луку за образец своих отношений к вашим наставникам и воспитателям и вообще к тому учебному заведению, в котором вы обучаетесь. И прежде всего научитесь, с одной стороны, смирению и скромности в суждении о себе, о своих познаниях, успехах и способностях, с другой -- почтению и уважению к воспитывающей вас школе. Знайте, что как сытый не думает о пище, так гордый не думает о своем усовершенствовании, а в деле умственного и нравственного развития тот, кто не идет вперед, неизбежно идет назад. Вы поступили сюда учиться, а не учить: доверьтесь же вашим руководителям, отдайте им свое сердце, подчиняйтесь требованиям школы, а не обсуждайте их высокомерно. Нет ничего легче, как осуждать и порицать, но как часто в этом сказывается самое глубокое невежество и непонимание! Помните, что учебно-воспитательный строй школы не вчера явился, он опытом оправдан и всецело задуман и рассчитан в целях вашей пользы; помните, что
блажени нищии духом,
т.е. смиренные, что только
алчущие и жаждущие истины насытятся
ею
28
. При таком отношении к школе все мы будем составлять как бы одну большую семью, дружную, сплоченную, крепкую и оттого успешную в делах. Тогда, само собой, вы будете беречь честь школы, не станете ронять ее в глазах других ни словами, ни действиями. Любовь к школе останется у вас на всю жизнь и, поверьте, принесет вам и теперь и в будущем много пользы и утешения. Те, которые в годы учебы не относились к воспитывающему их учебному заведению с любовью и почтением, сами не знают, какого драгоценного дара они лишаются. Всякая школа, как учреждение живое, имеет свой облик, свои предания, свое особое, как бы таинственное, благотворное воздействие на учащихся: но тайна эта открывается любви и преданности и сокрыта от равнодушия и холодности, и вот причина того, что часто люди
"от нас изыдоша, но не беша от нас"
, у нас учились, но духа заведения себе не усвоили.
Любовь к учебному заведению поможет вам в настоящем усвоить с успехом то, что оно предлагает вам, а в будущем -- остаться верными тем заветами, которые оно внушало вам в годы детства и учения. Не мне бы, младшему по возрасту и менее опытному из семьи ваших учителей и воспитателей, определять дух и заветы нашей школы, но они достаточно известны и не составляют тайны: тайна -- в усвоении их и приобретении, и тайна эта, повторяю, открыта любви и преданности. Религиозность и трудолюбие -- вот что завещает наша школа своим питомцам, вот что считает она необходимым условием успешности дел ваших в настоящем и залогом счастья и спокойствия и успехов в будущем. Сохраните эти заветы, умрите с ними. Как тяжело, до слез тяжело иногда видеть, что юноша уходит от нас полным сил и подает самые лучшие надежды, а чрез несколько времени встречается нам уже знакомым с пороком, равнодушным к святой нашей вере, почти неспособным к труду! Это верный признак, что юноша не имел любви и преданности к школе нашей в годы учений. Иначе он не растерял бы так скоро лучших даров своих, не был бы так слаб при встрече с соблазнами и испытаниями. В любви великая созидающая и спасающая сила!
Да будет же у вас пред очами живой образ святого апостола и евангелиста Луки. Он своею кротостью, послушанием, любовью и преданностью стяжал себе любовь своего первого Учителя -- Самого Господа Спасителя, и чрез это постиг Его святое учение, которое и оставил нам в своем евангелии; он был возлюбленным учеником и другого своего учителя -- святого Павла, и чрез любовь к нему вошел в дух великого апостола. Подобно ему, пусть и у вас все бывает любовию. Тогда и вы, чрез любовь и преданность школе и ее деятелям, усвоите успешно все, что они могут дать вам наилучшего! Аминь.
1893
-----
11
Слово в день празднования годовщины открытия Ставропольской мужской гимназии, 18 октября 1893г.
12
Крылов: Жизнь 12 апостолов. Ч. II, 24.
13
Кол. IV, 4.
14
Боголепов в своем рукод. к объяс. Четвероевангелия ссылается на стр. 37 на Евсевия и Иеронима.
15
Свидетельство Никифора Каллиста.
16
Херозерский: Исагогика, стр. 47.
17
Иванов: Руковод. к объясн. Евангелия, стр. 473. Подробнее у Боголепова, стр.386.
18
См. слово Никанора, архиеп. Одесского: Эммауэсские путники.
19
Лк. XXIV. 13--21.
20
Лк. XXIV, 35.
21
Филим. 24; Кол. V, 13, 11; 2Тим. IV, 10.
22
64--65 гг. (Горский, Фаррар).
23
Деян. XXVII:27, XXVIII:16; Филим. 23; 2Тим. IV, 10.
24
Кол. 4, 14.
25
2Тим. IV, 6, 9--10
26
Иванов -- выше питов. сочин., стр. 43.
27
Герике: Введение в новозав. кн., стр. 140. Ссылки на Иринея, Тертуллиана, Мураториев канон и Оригена, Евсевия, Иеронима.
28
Мф, V, 3, 6.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1893
Обновлено: 21/10/2025. 13k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.