Восторгов Иван Иванович
Посещение храма

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
   

Посещение храма

   В прочитанном сегодня евангелии мы слышали о чудесном насыщении Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Как человек, Спаситель наш нуждался во время земной жизни в отдыхе, и вот, после долгих и тяжких трудов проповеди народу, Он с учениками садится в лодку и по озеру Генисаретскому отплывает на противоположный берег, в пустынное место; здесь Он хотел отдохнуть от трудов, здесь хотел Он всецело отдаться молитве к Отцу Своему небесному. Но великое множество народа всем сердцем желало слышать Его учение; и вот, когда Иисус Христос с учениками плыл по озеру, народ из городов и селений бежал по берегу пешком, так что, когда Спаситель сошел с лодки, то увидел пред Собою множество слушателей. Сжалился над ними Милосердый Господь и, несмотря на Свою усталость, стал учить, и учил до вечера, и целый день до вечера народ провел в пустынном месте, вдали от городов и селений, забыв о пище и о всех житейских нуждах.
   Тогда-то, при виде голодного народа, Господь Иисус Христос взял 5 хлебов и две рыбы -- единственная пища, какая здесь нашлась, воззрел на небо с молитвой, благословил и велел раздавать людям, и ядоша вси и насытишася, т.е. все ели и были сыты.
   Видим и ныне пред собою народ, и сами сейчас все вместе составляем народ -- и народ христианский. Видим и ныне Христа Спасителя, проповедующего Свое Божественное учение, ибо имеем и слышим Его обещание: "Я с вами до скончания века" (Мф. 28:20). Где же, спросите, видим? Видим в том месте, о котором Сам Господ сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я с ними" (Мф. 18:20), т.е. видим Его в св. храме. Да, здесь, в храме, Сам Христос невидимо присутствует: здесь Ему молимся, Его имя призываем; здесь для наших телесных очей Он написан на св. иконах, изображается в службе священником; здесь в чтении евангелия и апостольских посланий слышим учение Иисуса Христа; здесь в церковных песнях и молитвах научаемся, как в Него веровать, как Ему молиться, как Ему угождать, как по заповедям Его жить; здесь, наконец, пастыри и учители -- Богом поставленные священники -- поучают всех, кто хочет учиться, поучают всех языком по возможности понятным, поучают нас, рассказывают о жизни Иисуса Христа, об Его детстве, об Его учении, преподают нам святые таинства, Его именем прощают грехи, а в таинстве причащения и соединяют нас со Христом так наглядно, так живо, так тесно, что дают нам и в нас самое Тело Христово и самую Кровь Его.
   Поистине, здесь Христос к нам близок, здесь Христос с нами. И верующая душа, пришедшая сюда с благоговением, с молитвой, с усердием, живо почувствует Христа здесь, в храме, увидит Его невидимого, найдет Его незримого, ощутит Его в глубине своего духа, увидит, услышит Его в храме любящим сердцем. Вот пронеслось дыхание молитвы, вот вздох сокрушения сердечного вырвался из груди богомольцев, вот святая слеза умиления блеснула в очах: то Христос с нами, то слышите Его тихое шествие, внятен тихий шелест Его Божественных риз, то Его голос слышится: "Мир вам! Се Я здесь с вами"!
   Да, поистине здесь, в храме, Христос. Что же, храм наш -- место тайное, сокрытое? Его нужно искать с усилием, за него платить нужно? Нет, по завету Милосердого Спасителя, Церковь Христова радуется народу, идущему в храм Божий; открыт для всех путь в Божий дом, все в нем стоят равно от мала до велика, знатному и бедному, богатому и убогому -- здесь, в храме, одно место. И зовут в дом Божий, громко и долго, долго и громко взывает благовест церковный, ясно и убедительно призывают пастыри Церкви: идите, братие, в храм Божий, оставьте житейские заботы, шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, а день седьмой посвяти Богу на молитву. Идите в храм: здесь Сам Христос Спаситель. И Он Сам зовет: "Приидите ко Мне все труждающиеся"... "Где двое или трое... там Я с ними".
   О, если бы и ныне наш народ был похож на тот народ времени Спасителя, -- на тот, который, оставив дома и домашние заботы, бежал ко Христу и куда же? Не в обширный и прекрасный храм, а в дикую и бесприютную жаркую пустыню; не на 2--3 часа церковной службы, как теперь, а на целый день, до вечера, и в зное, голоде, среди неудобств всякого рода искал и находил Иисуса! Не забудьте при этом, что народ галилейский жил в большой бедности, в такой бедности, по сравнению с которой вы, братие, можете назваться богачами. Значит, убогому народу галилейскому тем меньше было возможности пожертвовать трудовым днем для слушания слова Божия, потому что один голодный день вел за собою и завтрашний такой же голодный. Так что же значит, что ныне среди вас замечается такая холодность к храму Божию? Что значит, что среди многих тысяч населения станицы храм Божий пуст, -- пуст в будни, пуст и в праздники? Не говорите: теперь рабочее время, теперь некогда. Не лгите пред Богом! Еще не было случая, чтобы кто-либо стал бедным оттого, что слишком часто посещал храм Божий; напротив, многие не посещающие храм разорялись от своей греховной и дурной жизни... Господь дает нам 6 дней работать, а если и 7-й мы отдаем той же работе, то мы его крадем у Бога; Господь дает нам 6 дней для заботы о теле, а если и 7-й мы делаем то же, то мы его крадем у души. Но ведь тело -- временно, душа -- вечна. А ведь не о хлебе одном жив будет человек, но о всяком слове Божием; и Спаситель нам говорит: "Старайтесь не о пище телесной, а о пище пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27), -- а эта пища преподается нам в храмах Божиих.
   Братие! Тысячу лет наша России была бедна, но не забывала Бога, не оставляла Христовой Церкви; по лицу нашей родной земли, как свечи пред Богом, горят и сияют почти 50 000 храмов Божиих. В храме русский человек находил отраду и утешение, в храме молился и учился -- и Господь был с ним, избавлял его от врагов, и царство наше стало велико и могуче, и царство наше земное сливалось с царством Божиим, небесным, с Церковью Христовой, в которой просияло из русских людей столько величайших угодников. И вот ныне видим, что мы, по-видимому, богатеем; чем? плотью, земным богатством, но беднеем духом, забывая Бога и душевное спасение.
   Смотрите же, как бы не сбылось над нами грозное слово: отымется у вас царство и дастся народу, творящему плоды его.
   Будем крепко держаться веры, будем крепко держаться храма! Пусть звон церковный, сзывающий в храм на молитву, будет воистину отрадным благовестом для души нашей, желанным призывом в дом нашего Отца небесного.
   В старые времена гонений на христиан одну женщину спросили: ты куда идешь? На общественную молитву, ответила женщина. Но разве ты не знаешь, -- ведь царь распорядился сегодня окружить место молитвы солдатами и всех молящихся перерезать. Вернись домой!
   Женщина постояла, подумала, подумала и -- пошла-таки на богослужение. Там ее действительно убили. Так любили древние христиане богослужение общественное. Нас здесь не режут, нас не убивают: пусть же никто и ничто не отвлекает нас от церкви, ибо, отвлекаясь и удаляясь от церкви, мы уходим и удаляемся от Христа Спасителя и от Его вечного и блаженного царства: без Христа -- жизнь пуста. А земное довольство при нашем усердии к вере и благочестию и само придет, по слову Божию:
   "Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а все прочее приложится вам" (Мф. 6:33). Аминь.

-----

   Сказано в неделю 8-ю по Пятидесятнице в ст. Ново-Александровской, Куб. обл.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru