Восторгов Иван Иванович
Труд земледельца

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
   

Труд земледельца

   Даже доныне мы терпим голод и жажду, нуждаемся в одежде, терпим побои и скитаемся и трудимся, работая своими руками (1Кор. 4:11).
   Эти слова взяты из сегодняшнего апостольского чтения. Кто же так о себе говорит? Кто этот несчастный, у которого нет одежды, нет достаточной пищи, кто это скитается и трудится, работая своими руками? Это пишет о себе св. апостол Павел. Сын знатных родителей, с детства пользовался он правами римского гражданина, которые были гораздо выше теперешних прав дворянина. В доме родителя ап. Павел получил основательное образование в своем родном городе, а затем для довершения образования отправился в Иерусалим. Здесь он достиг высокой учености и ему, еще молодому человеку, готовилось, без сомнения, важное место и знатная должность; в это время он принял христианство, призванный к тому явлением Самого И. Христа. Отдавшись всем сердцем учению Иисуса Христа, апостол Павел стал ревностным проповедником евангелия, и, можно сказать, он потрудился, больше всех апостолов. Он обошел весь тогдашний мир, исходил пешком тысячи верст, и вот, в это-то время он терпел и голод, и жажду, и побои, и скитался, и не имел где главу преклонить, а для пропитания своего он трудился, работал своими руками, т.е. занимался ремеслом, черною работой: он из шерсти приготовлял и продавал палатки, которые очень нужны в тамошних странах. На эти-то слова апостола Павла я прошу вас, братия, обратить ваше внимание. Мы трудимся, говорит он, -- мы трудимся, делая своими руками. Вам эти слова близки, очень близки; вам эти слова дороги должны быть и милы, вы ведь тоже трудитесь, делая своими руками, вы заняты так называемой черною работой пахоты и косьбы и различных ремесленных занятий. Вам поэтому эти слова апостола должны быть и утешительными, и назидательными. Тяжел, не весел часто труд ваш; невысокое место в обществе каждый из вас занимает; горек бывает ваш пот, утомительна работа.
   И вот нередко слышатся среди вас жалобы: горькая наша доля! Как нам и быть-то хорошими людьми! Часто слышится злая зависть: добро, хорошо тем, кто занят чистой работой! Добро священнику, добро учителю, добро офицеру, чиновнику! Им хорошо, а нам и бедно, и тесно, и горько, и нудно, и трудно. Братие мои, утешьтесь словами апостола: "Мы труждаемся, делая своими руками". Апостол Павел не стыдился заниматься ремеслом, делая палатки; Сам Иисус Христос был плотником; Его первые ученики были бедные рыболовы. А потом стали они тем, чем ныне бывают священники, т.е. служителями и проповедниками евангелия. Думаете ли, что их труд в апостольстве был легок, что их жизнь была покойна, что им жилось очень сладко? нет, братие, нет. Каждый труд тяжел, если его исполнять добросовестно, и каждый труд свят и велик, и почетен. Почетен и свят и ваш труд пахаря, земледельца, работника и ремесленника. Почетный, говорю, и святой, и важный, и ценный ваш труд в глазах каждого разумного человека.
   Жизнь человеческая -- что хороший дом. Фундамент ведь в земле, в грязи, в сырости, он не высок, он не красив на вид, а кто же разумный скажет, что без него можно обойтись? Кто унизит его потому только, что он в грязи и сырости? Выньте фундамент, -- весь дом рухнет. То же в жизни людей -- ваш черный труд. Он почетный, он святой, если совершается честно и добросовестно, он и важный, и ценный, хотя на вид не славный, не знатный. Что заповедал Бог первому человеку -- Адаму, когда ввел его в рай? Он велел ему возделывать землю. И действительно, в этой работе человек учится добру, учится всему хорошему. Земледельцу случается во всем полагаться на Бога, ожидать Его помощи, просить у Него дождя и ведра, земледелец приучается к терпению, выжиданию, к смирению и покорности воле Господа. Долго и томительно ждет он, пока взойдет зерно, пока вырастет; благодарит за урожай, смиренно переносит невзгоды: засуху, неурожай. Земледелец приучается к взаимной во всем поддержке и помощи, к постоянному и упорному труду, а такие ведь люди -- свет миру, Богу угодны, людям приятны; ими-то и свет держится. Как же грустно видеть, что многие, и очень многие, из людей, вам подобных, желают поскорее отделаться от этого почетного труда, особенно те, кто немного поучился в школе! Кончил школу мальчик, научился писать, читать, и уже опротивели ему и родимый дом, и родные труды, и плуг, и работа. Идет он в сидельцы, в писцы, в лавки, в города, на посылки, бьется, оторвавшись от дома, как рыба, ушедшая из воды, и как часто погибает! А всему виною его убеждение, что он -- ученый человек, что ему стыдно заниматься чернорабочим трудом. Такому полезно поучиться у ап. Павла, который долго и много учился, был ученым человеком и, однако, не стыдился работать своими руками.
   Братие мои! Почетен и свят ваш труд. Братие мои! Не место красит человека, а человек место. Там, в небесных селениях, куда мы все придем на страшный суд, там Господь не будет спрашивать нас, кто какое место занимает, какой чин имеет, какое жалованье получал. Там спросят нас только о том, верил ли ты в Бога и жил ли по Божьей воле, был ли честен, был ли трудолюбив, трезв, помогал ли ближним, исполнял ли евангельский закон, почитал ли старших, не обижал ли малых и слабых. А таким можно быть везде, для этого не нужно идти в далекие края, не нужно идти в уединенные пустыни.
   Спасался в пустыне великий подвижник преподобный Макарий; целые дни проводил он в молитве, постился, молился, и было ему откровение от Бога через ангела: Макарий, ты много потрудился, а все же не достиг совершенств трех женщин. Иди к ним, поучись. Ангел повел великого подвижника, и думалось ему дорогой, что эти три женщины, вероятно, еще больше его подвизались в посте и молитве в уединенной пустыне. Но вот ангел привел его в большое село и указал на трех простых женщин и сказал: поучись у них, они выше тебя. Удивился Макарий и стал просить этих женщин: кто вы такие, чем занимаетесь? Расскажите мне, чем вы Богу угодили, что особенного сделали? Женщины отвечали: мы -- жены трех братьев, невестки, живем все вместе ладно и дружно; родители наши стары, мы им помогаем; свекор и свекровь нередко строги -- мы их почитаем, им угождаем; мужья подчас строги -- мы их любим; у каждой из нас есть дети, все хозяйство лежит на нас, дела у нас так много, и мы работаем целый день, не покладая рук, только и помолимся, что утром да вечером, да за обедом, да в праздник в церковь сходим. Только, всего мы и делаем, а особенного -- ничего. Куда уж нам быть угодными Богу!
   Удивился Макарий и возблагодарил Бога, что и в мире, среди суеты и земных забот, можно Богу угодить, да еще лучше, чем в пустыне. И если бы вы, братие, знали жизнь святых, то увидели бы, что среди святых есть плотники, угольщики, каменщики, земледельцы, как равно есть и ученые монахи, подвижники, врачи, священники.
   Да будет же ваш труд и свят, и высок, и честен. Да будет Божие благословение на всякую работу вашу, и да не будет у вас ни жалоб, ни ропота, а побольше веры в Бога и побольше, побольше желания жить не для веселия, жить не для разгула, жить не для себя только, жить не так, как хочется, а как долг, закон и совесть говорит: живи не так, как хочется, а как Бог велит. Аминь.

-----

   Поучение в нед. 10-ю; сказано в стан. Ново-Александровской, Кубанской обл. 10 авг. 1897 .
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru