Восторгов Иван Иванович
Отрицательная нравственность
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 30/11/2025. 7k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Отрицательная нравственность
Сегодня опять я обращу внимание ваше на раба, зарывшего талант в землю и осужденного в евангелии. Не напрашивается ли у вас сам собою, невольно, вопрос: что дурного сделал этот раб и за что осужден? Растратил ли он талант свой? -- Нет. Обратил ли его в средство и орудия зла? -- Тоже нет. Утаил ли, присвоил ли себе? -- Напротив, он возвратил его в целости господину. За что же осужден? Правда, он не удвоил таланта, подобно своим сотоварищам, но, по справедливости, в таком случай его нужно было только лишить награды, -- за что же еще и наказание?
И многие ли среди нас с вами могут по чистой совести похвалиться тем, что не растратили, не потеряли совсем своего таланта, не употребили душевных и телесных даров во зло, не обратили их в средство личного наслаждения? Многие ли из нас могут сказать с полным правом: "Господи! Какие дары Ты мне дал, такие я возвращаю Тебе все по счету: ни одного утерянного"? И если так, то опять настойчиво требует разрешения не только недоуменный, но уже страшный для нас вопрос: за что же, за что осужден и наказан евангельский раб? Здесь мы подходим к одному из главных и существенных оснований христианской нравственности, к ее коренному различию от всякой другой, так называемой естественной: в христианском учении ясно и настойчиво проводится одна мысль, что для нравственного человека мало не совершить греха, но нужно служить и добродетели; мало не убить, не украсть, не обидеть, но нужно любить, благотворить, помочь, утешить, защитить; мало не делать зла, но нужно делать и добро, для него жить, для него усиленно работать, подвизаться, -- одним словом, мало нравственности отрицательной, безличной, бездеятельной, а требуется нравственность положительная, одушевленная, исполненная сил и деятельности. Раб, получивший один талант, не растратил, не присвоил его, но этого было мало для исполнения долга: нужно было трудом и усилиями его умножить, обратить по крайней мере в два. Но он не трудился, -- оттого он раб
ленивый
; он не умножил таланта и ложно ссылался на жестокость господина, -- оттого
лукавый
; он грубо и дерзко возвратил талант, без тени сознания что поступил не право, -- оттого он
злой
; он ничего не сделал, и оттого он -- раб
неключимый,
негодный. Его жизнь, и деятельность в лучшем случае и по самой снисходительной оценке была жизнью безвредного животного, но не разумного существа.
"Царство Божие силою берется"
(Мф. 11:12);
"кому много дано, с того много и взыщется"
(Лк. 12:48)... Поэтому от человека с теми или другими талантами и средствами мало требовать, чтобы он только не сделал дурного; от него справедливо требуют и положительного добра, и притом, в нравственной оценке его деятельности, смотрят на то, что он мог сделать, и что действительно сделал.
Сколько, однако, людей живут и довольствуются этою отрицательною нравственностью лукавого раба! Как часто и мы, желая похвалить других, и тем выдавая себя, ничего не можем привести иного для похвалы, кроме указаний на то, что они
не
убили,
не
украли,
не
обидели! Сколько и из нас на вопрос, обращенный к себе самим: "Каковы мы в нравственном отношении?" -- могут указать только на те же мнимые отрицательные добродетели... Не ясно ли, что мы еще не вышли из нравственности естественной и не доросли до нового Божественного Завета, до нравоучения евангелия, где мало этих постоянных наших "не", где призываются и ублажаются люди положительных, а не отрицательных добродетелей: смиренные и кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем и миротворцы (Мф. 5 гл.). Частное проявление этих положительных качеств и призыв к ним вы слышали и сейчас в апостольском чтении {Вместо причастного стиха читалось послание ап. Павка к Ефесянам, гл. IV-VI.}.
Поистине, жалко то время, тот народ, та среда, где умерли горячие стремления к одушевленному положительному подвигу, где пробавляются этою низкопробною отрицательною нравственностью, и поле жизни занимают люди дряблые духом, безличные, люди без огня и одушевления, без убеждений, без горячих стремлений и порывов, -- те, которых так часто по недоразумению и по неразумию называют часто "хорошими" людьми, что в сущности значит: слабые, бесцветные и безличные люди, живущие жизнью безвредного животного и так похожие на евангельского лукавого и ленивого раба.
Вас, юные слушатели, Церковь и школа готовят, конечно, не к отрицательным добродетелям. Прививая к вам любовь и навык к знанию и труду; внушая вам мысль о необходимости жить и действовать не во имя плотских и себялюбивых похотей, но во имя долга и любви к Богу и ближним; воспитывая вас в сознании обязанностей, а не прав, -- Церковь и школа хотят видеть в вас в будущем деятелей разумных, честных, любящих, энергичных. Эти свойства можно проявить во всяком положении и на каком угодно месте, как бы оно мало ни было, хотя бы оно равнялось не одному даже таланту, а только незначительной части его... Будьте же теперь, хотя в узком кругу вашей школьной жизни и несложных обязанностей, будьте носителями добродетели положительной, а не отрицательной. Мало не лениться, не нарушать правил доброго поведения, не быть замеченным в предосудительных проступках, не быть безнравственным: нужно гореть любовью к труду, одушевлением к Богу, детскою и горячею преданностью Церкви; нужно искать труда и дела, и находить его, и мало не нарушить долга, а нужно его исполнить:
тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе
(Рим. 12:11),
елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще как похвала, сия помышляйте
(Флп. 4:8). Если же нет этой горячности дела, этих одушевленных порываний к подвигу и работе, то печальная, бесцветная будет ваша молодость, недостойная и звания молодости. В откровении св. тайнозрителя Иоанна Богослова говорится о таком состоянии с особою выразительностью от лица Божия:
"Знаю я дела твои: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то изблевати тя от уст моих имам"
(Апок. 3:15--16), т.е. ты мне противен, как тепловатая вода, возбуждающая рвоту. И это понятно: кто не работает деятельно для добра, тот уже сторонник зла; кто остановился на пути нравственного восхождения, тот неизбежно пошел назад. И сбываются слова притчи:
"всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что имеет"
(Мф. 25:29). Аминь.
-----
В неделю 20-ю по Пятидесятнице.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 30/11/2025. 7k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.