Восторгов Иван Иванович
Труд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
   

Труд

   По намеченному нами плану, в нынешнее воскресенье будем продолжать беседу и размышление по содержанию притчи Спасителя о талантах. Продолжим словами евангелия приточный рассказ с момента раздаяния талантов и отшествия господина. "Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два" (Мф. 25:16--17).
   Итак, после ухода господина мы видим рабов его за работой. Смотрите же, поучаясь, какая высокая похвала труду и человеческой деятельности заключается в этой притче.
   Люди молодые! Вам, вступающим в жизнь, вам, носителям надежд ближайшего будущего, вам особенно должно быть близко и памятно это учение евангелия о труде человеческом. Осмотритесь вокруг себя, прислушайтесь, как благозвучно, без перерыва звучит весь гимн творения. "Солнце неустанно изо дня в день ходит по небу; не замедляет пускать ростки маленькое семечко; реки текут безостановочно, бьют ручьи, благословенные дождят облака"... "Посмотри, как плещут волны морские: ударилась одна о берег, вот уже катится, искрясь и пенясь, другая, поднимается за нею третья, напрасно ждать будешь, чтобы у ног твоих спокойно улеглась последняя" {Н. Корсунский -- вышецитов. сочин.}, -- это образ труда людского. А над всем этим -- хочешь найти труду вечный первообраз и высшее освящение? Вслушайся в слова Христа: "Отец Мой доселе делает, и Я делаю" (Ин. 5:17). Хочешь ли посоветоваться по этому вопросу со Священным Писанием, с этим рудником вечных истин? Оно тебе скажет словами мудрецов боговдохновенных: "от юности твоей нагибай, нагибай твою выю" (Сир. 7:25), "склони твои плечи под работу" (Вар. 2:21). Устами великого Моисея оно дает заповедь: "все твои шесть дней работай и делай в них всякия дела твои" (Исх. 20:9), и устами премудрого Соломона выразительно наставляет: "в утро твоей жизни семя твое сей, но и в вечер жизни не давай отдыха руке твоей" (Еккл. 2:6); "человек так же рожден для работы, как птицы для летания", замечает Иов. 27--28. Сравните с этим учение языческой мудрости, которая считала достойным внимания только труд философствования, да управления тысячами рабов и множеством варваров, а всякую другую работу клеймила позором. Так именно смотрели Платон и Аристотель, эти кумиры древности; с ними соглашался Цицерон, учитель многих, который вместе с другим римским поэтом мог бы повторить эти жесткие слова: "ненавижу я этот простонародный сброд и к себе не подпускаю его близко" (Horat., od. 3, 1, 1).
   Плотничество Иисуса, рыбачьи занятия апостолов, ремесло делания палаток у Св. Павла (Деян. 18:3), простые труды домашнего хозяйства у Пресвятой Девы -- все это говорит нам о совершенно ином духе учения христианства. И когда плотник Иисус вышел потом на дело учительства, -- кто мог сравняться в труде с Ним, Который всю жизнь до последнего вздоха посвятил учению и благотворению? Неутомимо деятелен был Он в Своем исключительном и святом призвании, проповедуя истину, расточая благодеяния и чудеса, отыскивая погибшие души, измученные и смятенные сердца. Из евангелия знаем, что ученики не раз просили Его дать себе покой. Но часто бывало, что догорал вечер, потухала заря и спускалась ночь на землю, люди оканчивали свои земные дела и упокоевались от трудов своих, а для Него не было покоя. Приносятся к Нему больные, стучатся в двери Его сердца несчастные, души, жаждущие света и правды, и жизни, просят Его учения, сердца сокрушенные ищут у Него мира, отрады и покоя. А когда оканчивал Он эти дневные дела любви, тогда удалялся Он в уединение пустыни и здесь в безмолвии молитвы праздновал свой покой -- "Свою тихую священную субботу". Здесь размышлял Он над разрешением Своей великой задачи, здесь в эти тихие часы готовил Он работу нарождающегося дня, который, загораясь утренней зарею, опять приносил Ему труд, и труд, не смягченный, не вознагражденный признанием, часто вместо любви и благодарности вызывавший злобу, зависть и преследования. При конце Своих дней, как Сын Человеческий, мог Он с полным правом сказать: "Отче! дело, которое Ты поручили Мне исполнить, Я совершил" (Ин. 17:4). От Учителя переходите к учениками. Кто может сравняться в трудах с апостолами? Пешком, в нищете, среди гонений и преследований обойти весь мир, тонуть в морях, страдать в пустынях, подвергаться позору бичеваний, побиению камнями, умирать на крестах и в темницах, и все из-за дела благовестия, не переставать учить и учить: это ли не труд, не подвиги жизни? {Чит.: Римл. VIII, 35; 1Кор. XV, 30; 2Кор. VI:4, XI:26, XII:10.}
   Но ведь и мы с вами -- ученики Того же Учителя, и нам небесный Домохозяин вручил каждому талант по силе его, а вместе с талантом требует и труда. Он не терпит праздных: каждому дает Он особое поручение, и нет в Его царстве никого, кто был бы свободен от дела. "Дает Всевышний поручение и в раннее утро жизни дитяти и отроку, призывается к деятельности юноша, в жаркий полдень жизни Господь приглашает на работу и мужа, и в вечер жизни зовет к ней старца" {Н. Корсунский -- вышецитов. сочин.}. Но что видим? В другой евангельской притче о работниках в винограднике видим: сколько раз в различные часы дня ни выходил Домохозяин, т.е. на какой бы возраст человеческой жизни ни обращал Он внимание, каждый раз находил несколько работников праздными (Мф. 20:3, 6). И сколько этих праздных! (Ср. 1Тим. 5:13; Тит. 1:12). Тысячи людей не приносят жизнью своей и грошовой пользы человечеству, а между тем везде при жатве многой недостает делателей, а между тем человечество от глубоких ран тела и духа истекает кровью, а между тем во тьме сидящие просят света, голодные ищут хлеба, несчастные нуждаются в поддержке... Но что я говорю о таких делах; каждое, самое малое, самое простое, обыкновенное и не мудрое дело нуждается в честных и разумных работниках. Здесь ли не найдется каждому работы? Не найдется только тому, кто не хочет дела и бежит от него. Не великого, не блестящего, не картинного и не громкого искать нужно дела, а брать то, какое лежит около, в какое поставил Бог, давши одному пять талантов, т.е. дело видное и большое, другому два таланта -- дело малое. И если многое, друзья, приятно в этой жизни, то всего приятнее именно прелесть дела, прелесть созидания, которое, без сомнения, представляет собою существенную часть в нас образа и подобия Бога, вечно делающего и вечно созидающего (Ин. 5:17)... И если что, братие мои, если что помнится из прошлого, то не дни веселья и безделья, а дни и месяцы, и годы разумного и любимого труда, благословенной работы. И если есть какие преимущества людей в этой вселенной, то величайшее из этих преимуществ есть способность удваивать таланты, полученные от Бога, по примеру евангельских рабов разбираемой притчи, -- то, что называется потребностью и способностью разумно-нравственного прогресса, недоступного животному миру. Да, только человек увеличивает и умножает то, что он получил от Бога, только он с одним талантом приобретает два и с пятью -- десять. Никто не может указать ему и гадательного предела развития, определить границы его деятельности; он создан для усовершенствования, для высшего и беспредельного призвания, которое ему назначает евангелие этими великими и бессмертными словами: "Будьте совершены, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5:48).
   Приложите же в труд и труд все ваши способности и все ваши силы -- таланты, Богом данные, вы, которые слушаете сейчас меня, вы, молодые люди, которые находитесь в поре широких надежд, обширных планов, имея пред собою открытым весь жизненный путь! Неужели вы хотели бы очутиться среди бесполезных созданий, среди злых и лукавых рабов, закопавших таланты в землю, среди тех, которые ничего не прибавили к сокровищу веры и любви, к подвигам труда бескорыстного и благотворного в семье, в школе, в общественной жизни, среди меньших братьев? Откройте ваши сердца всецело духу евангелия, и вы полюбите труд и работу -- пока в вашем учении. Помните, что, по слову нашей народной мудрости, "без труда нет добра" и еще: "у кого праздная молодость, у того же и беспутная старость"... Помните, что жизнь не есть мертвый счет известного количества дней; не то, что называется, "день и ночь -- сутки прочь"; жизнь -- не механически спаянная цепь известного количества действий и событий: жизнь есть подвиг дела и труда, жизнь -- приумножение данного таланта, жизнь есть правое употребление всех сил. И если жизнь человечества имеет конечной целью обратиться в царство Божие, то, по слову евангелия, и "царство Божие силою берется, и употребляющее усилие получают его" (Мф. 11:12).
   Но, братья мои, есть труд и "труд"... Можно в нем быть царем, и можно сделаться рабом; может он быть благословением, и может стать проклятием. Об этом -- до следующей беседы. Аминь.

----

   В неделю 17-ю по Пятидесятнице.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru