Восторгов Иван Иванович
Усердие труда
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 23/11/2025. 7k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Усердие труда
В настоящие минуты, пред началом трудов учебного года, хочется мне напомнить вам, дети, замечательный и глубоко поучительный случай, рассказанный в св. Евангелии. Однажды, когда Иисус Христос был в пути, подошел к Нему некто и изъявил желание последовать за Ним и быть в числе постоянных учеников Его.
"Я пойду за Тобою, Господи,
-- сказал он, --
но прежде позволь мне проститься с домашними моими"
. По-видимому, просьба была и невинна, и естественна. Но звание ученика Христова, его занятие, его будущее призвание и служение требовали полного и всецелого отрешения от всего земного -- житейского. И Иисус ответил вопрошающему полными глубокого смысла, вечно памятными словами:
"Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия"
(Лк. 9:61--62).
Эти слова Христовы можно назвать законом для всякого дела, основным и руководящим началом жизни и деятельности для всякого работника. Кто хочет истинно служить делу, кто хочет видеть успех своей работы, тот должен отдаться ей всецело и безраздельно, должен быть чужд всякого колебания и раздвоения. Да, никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад и по сторонам, не благонадежен для царствия Божия.
Эти же слова Христовы применимы и к вам, учащиеся дети, в вашем настоящем положении, и к тому делу учения и воспитания, на начало которого мы собрались сюда испросить и призвать Божие благословенье.
Вот и вы пришли сюда не к кому иному, а ко Христу Господу, как Его ученики и последователи. Оттого и молимся мы словами церковной молитвы: "Как посреди учеников Твоих пришел Ты, Спаситель, мир подавая им, приди к нам и спаси нас" {Тропарь молебна перед началом учения.}. Пришли вы ко Христу, потому что мудрость, которой вы здесь ищете, истинная мудрость, исходить от Него, Источника и Подателя мудрости (Иак. 1:5; Прем. 7:15; Дан. 2:20; Кол. 2:3), потому что истинное просвещение, которого вы жаждете, как и
всякое даяние благое и всякий дар совершенный, сходит свыше
(Иак. 1:17), от Бога, вечного Света, Света, в коем
тьмы несть ни единыя
(Ин. 1:5). Иначе,
свет, иже в вас, будет тьмою
(Лк. 11:35; Мф. 6:23); иначе все усилия ваши будут бесплодны.
Из Того, и Тем, и к Тому всяческая!
(Рим. 11:36.) Как ученики Христовы, должны вы здесь возрасти в полного и совершенного человека, во всестороннем развитии и гармонии душевных сил, и как ученики Христовы, просветив свой богодарованный разум нужными познаниями, согрев сердце любовью к Богу и ближним и ко всему доброму и прекрасному, обучив волю на самом деле следовать этому доброму и прекрасному, -- вы должны потом выйти из этого святилища науки и светом своего образования, светом своей жизни (Мф. 5:16) светить многим и многим... Это те многие, которые, обладая такими же, как ваши, а может быть, и большими дарованиями и достоинствами, не имеют счастливого вашего удела, не могут получить того образования, что дается вам здесь, как дар, без всякой заслуги с вашей стороны, единственно по воле и милости Бога, по любви и заботливости о вас родителей. Поистине, должны вы быть светом мира, солью земли (Мф. 5:14).
Поймите же, дети, в настоящие торжественные минуты, поймите и сознайте, как велико ваше призвание и как важно приготовляющее к этому призванию дело учения, к которому мы сейчас приступаем. Не будьте подобны тому ленивому и лукавому рабу, который закопал врученный ему талант в землю и не сделал из него никакого употребления. Не сгубите и вы данных вам от Бога способностей праздностью и шалостями, не потеряйте великого дара -- возможности учиться. Взявшись за плуг, не озирайтесь по сторонам: время дорого; время пахоты и посева, весною упущенное, потом ничем не возвратите, никакою ценою не купите.
А ваш возраст, время, вами переживаемое, действительно, относительно учения можно сравнить с весною для пахаря: пройдет ваше отрочество, промелькнет прекрасная юность, минет быстро и неприметно эта весна вашей жизни, -- и тогда при всем желании уж не вспашешь, не посеешь, дурно сделанного легко не исправишь. Теперь в школе будете приобретать познания с удобством и легкостью, а после их нужно добывать с большими трудами и усилиями; теперь у вас вкореняются привычки, борьба с которыми потом редко кому под силу; теперь у вас складываются черты характера, который потом изменить чрезвычайно трудно. Мудро и метко слово одного из святых русских церковных учителей: {
Св.
Димитрия Ростовского
.
} "Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют -- доброе или худое, святое или грешное, ангела или демона, -- то и останется". Итак, кто теперь возлюбит праздность, кто с детства не приобретет умение трудиться, сдерживать себя, повиноваться долгу, пока еще малому и нетрудному, -- долгу ученика, кто не приобретет в школе уважения к старшим и к людям, тот чаще всего таким остается и в жизни... Но помните, дети, что жизнь не то, что школа, которая всегда покрывает ваши недостатки любовью и снисходительностью, исправляет их духом кротости и милости: жизнь часто карает жестоко, взыскивает сурово и беспощадно...
Учитесь же, дети, и трудитесь: в этом ваш долг, в этом вместе, по высочайшему нравственному закону, пусть будет для вас и высокое наслаждение! Ваше воспитание привлекает к себе внимание всех: им с болью сердца, с жертвами и лишениями заняты ваши родители, о нем заботятся государство и общество, и на ваших глазах в учебных заведениях начальство учебное и высшее, и ваше непосредственное, ваши учители и воспитатели, -- все несут тяжелый труд, предпринимая ряд мер, направленных к тому, чтобы дело вашего учения и воспитания для вас было по возможности легко, чтобы шло оно успешно, поставлено было правильно и целесообразно. Вы ли одни среди всех этих забот и напряженных стараний будете равнодушны к тому святому делу, которое ближе всего и прежде всего касается вас самих? Дайте нам радость уверенности, что этого не будет.
Призовем же Божие всесильное благословение на наши труды и примемся за них и любовно, и охотно, и с усердием; примемся бодро и решительно, не боясь, а радуясь труду, по слову апостола,
тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе
(Рим. 12:11); возложив руку на рабочий плуг на ниве образования, не станем озираться назад! И тогда Господь примет нас в число учеников Своих; Он, не отринувший некогда детей, приведенных к Нему, и благословивший их (Мк. 10:16), не отвергнет наших молитв, благословит наши труды и даст всем нам увидеть счастливый конец и добрые плоды того дела, начало которому мы сейчас полагаем в Его святом храме, окрыляясь молитвою, в надежде на Его помощь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
-----
Перед началом учения, сказано в церкви 1-й Тифлисской женской Великой Княгини Ольги Федоровны гимназии.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 23/11/2025. 7k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.