Восторгов Иван Иванович
Мир истинный и мнимый

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Мир истинный и мнимый

Поучение 1 января 1916 г. за Всенощной в церкви Флора и Лавра, на Мясницкой, по поводу празднования памяти преподобного Серафима

   Из жизни преподобного Серафима Саровского мы знаем об одном его пророчестве: преподобный Серафим предсказал России в будущем тяжелую войну, во время которой Сам Царь станет во главе воинства, и поторая в конце концов, после обращения народа к вере, покаянию и молитве принесет России победу, славу и долгие годы мира и покоя.
   В текущие дни святых воспоминаний - дни, возвещающие нам о рождении Того, Кто принес мир на землю и благоволение в человеках - конечно, тяжело сознавать, что слово о мире теперь звучит для христианских народов, как горький упрек. Идет мировая война, она захватывает все большее и большее пространство, она затягивает в борьбу все большее и большее число народов, и ей не видится конца. В ответ на естественный вопрос: скоро ли наступит конец войне, и не близится ли мир между воюющими народами, мы услышали так недавно слово Верховного Вождя России, Государя Императора, сказанное на полях брани. И сегодня, в день Нового года, повторенное. Слово о том, что решение России и союзных с ней держав остается твердым и неизменным - довести войну до победоносного конца и только тогда дать миру мир - истинный мир и достойный, прочный и неколебимый.
   И странное на первый взгляд дело: как ни истомились народы войною, как ни тяжки жертвы, которые всем приходится нести на войну, жертвы и жизнью, и кровью, и материальным достоянием - тем не менее, слова Государя о том, что Россия не помышляет о мире, отдельном от союзников, произвели на всех самое отрадное и успокоительное впечатление. Это слово Государя и в России и за границею приветствуют, как конец всяким тревогам и безпокойствам, как конец всяким смущающим толкам и известиям о преждевременном мире.
   Ясно, что при всем желании мира, при всех тягостях войны, люди, однако, сознают, что есть мир - и мир. Что может быть такой мир, который является более опасным и тяжелым, чем самая лютая война. И этому народному сознанию вполне отвечает и слово Божественного Писания. Святой пророк Иеремия говорит, что будет время, когда все будут говорить: "мир, мир!", а мира нет (Иер.8:11). И Сам Спаситель, о Котором апостол говорит, ибо Он есть мир наш (Еф.2:14), пришедши на землю, чтобы ей, измученной грехом и враждой, дать мир, воспетый ангелами в час Его рождения. Однако, Он не захотел мира с диаволом, с Иудою, с первосвященниками и книжниками, с синедрионом и Пилатом. Его жизнь была борьбою, Его Распятие есть указание на высший подвиг этой борьбы. Его Воскресение есть Его победа. И Своим ученикам и последователям Он предрек также борьбу, и говорил им: "Думаете ли вы, что Я принес мир земле? Не мир Я принес, но меч разделение"... (Лк.12:51).
   Наконец, и апостолы возвещают нам: "Когда будут говорить мир и безопасность, внезапно найдет на вас пагуба" (1Сол.5:3).
   Вот такого-то мира и опасаются народы, ведущие ныне борьбу с воплощением зла, с немецким кайзером Вильгельмом. Германия жаждет мира, она принимает все меры к тому, чтобы народы, воюющие с нею, поодиночке перестали воевать с нею и положили оружие. Особенное внимание ея устремлено на Россию. Она готова предоставить России все выгоды мира. Но такой мир был бы предательством по отношению к союзникам, нарушением данного обещания не заключать отдельного мира, такой мир только усилил бы Германию и в недалеком будущем сделал бы ее страшною по силе, дал бы ей соблазн нового вооруженного нападения на мирные народы и подчинение своей власти всего мира.
   Итак, да не смущается сердце наше тем, что новое лето жизни личной и общечеловеческой мы встречаем в дыму и пламени войны, что нет на земле желанного мира, что голос христианства как бы умолк, что христианские народы, повидимому, воспевают и славословят не мир, а брань. Нет, все мы знаем, что война есть несчастье, что ею надо тяготиться, что от неё надо освободиться. Как великое несчастье, её почитал и предсказывал и преп. Серафим. Все мы знаем, что мир есть вожделеннейшее благо на земле, как условие для более удобного и успешного достижения цели нашего существования. Тихое и безмятежное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:2), и что Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом. Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти (1Тим.2:3). Но не славословя брани, будучи вынуждены к ней, мы, однако, ищем мира прочного и достойного, истинного и не мнимого. К глубокому сожалению, путь к такому миру пролегает чрез войну. Вот почему в первый день новолетия пусть и у нас будет господствовать в душе решимость последовать слову и призыву нашего Венценосного Вождя, нашего Государя - решимость и готовность довести войну до победоносного конца, не взирая на все самые тяжкия жертвы и лишения. Вот почему и в молитве к преподобному Серафиму Саровскому будем мы молить его небесной помощи Государю и воинству в их ратном подвиге.
   Пусть враг силен: мы знаем, однако, что близко его истощение, и оно проявится совершенно для нас неожиданно, оно принесет нам радость действительного мира, которого уж не в силах будет нарушить ослабленный германский народ. Пусть в гордыне немцы уверяют, что их истощению незаметно и следов, что у них всяких запасов хватит на много лет войны. Нас не обманет эта хвастливая самоуверенность, а если бы даже она говорила и о действительном богатстве Германии и людьми, и оружием, и жизненными припасами, то мы тем более должны вести войну тоже много лет. Пока наш враг опять-таки не перестанет грозить своею силою миру всего мира, пока он не будет доведен до истощения и ослабления.
   И только тогда, после истощения злейшего врага, и осуществится слово древнего пророка к древнему Израилю: вот на горах ноги благовествующего и возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение (Ис.52:7). Празднуй, Иудея, праздники твоя, исполняй обеты твоя (Наум.1:15).
   Только тогда мы получим истинный мир, о котором молим ежедневно Бога мира и любви: мир всего мира, благостояние святых Божиих Церквей и соединение всех. Тогда речет Господь мир на люди Своя (Пс.84:9).
   Иначе же вечно над нами будет исполняться грозное предречение и обличение пророка: говорят мир, мир, а мира нет. Такой мир есть не прекращение зла, а уступка ему и поощрение. Такой мир есть только усиление и питание вражды и злобы под видом мира.
   Пошли же нам, Господи, по молитвам преподобного Серафима Саровского победу и одоление над врагом и, по его предречению, одушевление веры народной, и мир его земному отечеству, нашей дорогой России. Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс.28:11)! Аминь.

Протоиерей И. Восторгов.

   
   Источник: Восторгов Иоанн, прот. Мир истинный и мнимый (Поучение 1 января 1916 г. за Всенощной в церкви Флора и Лавра, на Мясницкой, по поводу празднования памяти преподобного Серафима) // Московские Ведомости. 1916. No 3 (16). С. 2.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru